РЖД просят налоговые льготы

В Совфеде определились с поддержкой строительства высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом

РЖД просят налоговые льготы

фото: rzd.ru

Фискальные послабления в части налога на имущество и НДС позволят минимизировать бюджетные вливания в строительство высокоскоростной магистрали Москва — Петербург. Ввести дорогу в эксплуатацию станет возможным в 2027 году, сократив при этом на 5 лет срок самоокупаемости. Соответствующие поправки следует внести в Налоговый кодекс, а кроме того, для скорейшей реализации проекта необходимо закрепить в правовом поле само понятие ВСМ. Об этом шла речь в Совете Федерации 16 декабря на совещании, где решались вопросы законодательного сопровождения важного для страны проекта.

Президент поддержал

О создании новой ВСМ от Питера до Москвы эксперты начали говорить еще в конце 1980-х с разной степенью интенсивности и мощи доказательной базы, однако серьезная значимость проекта для экономики была подтверждена совсем недавно. Президент Владимир Путин в апреле 2019 года поддержал предложение тогда еще врио губернатора Петербурга Александра Беглова и гендиректора РЖД Олега Белозёрова о возобновлении проектирования ВСМ.

Магистраль усилит транспортные артерии Северо-Запада, увеличит грузопотоки из Сибири в сторону портов Петербурга, Мурманска и Архангельска. Кроме того, разделение железнодорожных линий на чисто грузовые и пассажирские поможет перевезти больше людей, которые даже в условиях пандемии не перестали пользоваться поездами.

Высокоскоростная магистраль пройдет по шести регионам — Москва, Петербург, а также Ленинградская, Московская, Новгородская и Тверская области. По оценкам замгендиректора РЖД Сергея Кобзева, в зоне влияния ВСМ окажутся более 30 миллионов человек, то есть почти 20 процентов жителей страны. Все они — потенциальные пользователи ВСМ. Плюс туристы, посетившие эти регионы - в 2019 году таковых насчитали 37 миллионов.

По расчетам РЖД, в 2030 году пассажиропоток на высокоскоростном участке протяженностью 630 километров составит более 23 миллионов человек, а время в пути между городами сократится до 2 часов 15 минут. Таким образом, по словам Сергея Кобзева, Москва и Питер окажутся в едином агломерационном двухчасовом поясе. При этом график движения поездов предусматривает подключение к линии Клина и Великого Новгорода.

Завершить строительство ВСМ планируют к концу 2027 года, а в 2024 году начнут работать выходы из Москвы и Петербурга.

Стоимость проекта оценивается в 1,39 триллиона рублей. При этом траты из федерального бюджета минимизированы и составляют всего 3,6 процента — это около 50 миллиардов. Большую часть средств выделит РЖД в рамках своей инвестпрограммы (41,1%), при этом 450 километров трассы предлагается построить за счёт федеральной концессии (950 млрд рублей). Общий объем внебюджетного финансирования составит 55,3 процента.

С «налоговым маневром» проект окупится быстрее

Модель финансирования проекта предусматривает нулевую ставку по налогу на имущество на все объекты недвижимости, составляющие инфраструктуру ВСМ, а кроме того, предлагается обнулить и НДС на услуги высокоскоростной магистрали. В противном случае, отметил Кобзев, без специальных налоговых решений федеральному бюджету придётся потратить намного больше — 712 миллиардов рублей. Кроме того, это снизит привлекательность проекта для инвесторов, потому что срок окупаемости увеличится с 19 до 24 лет.

Но если налоговые послабления будут, то за счет налога на прибыль доходы федерального бюджета увеличатся до 2059 года на 2,6 триллиона рублей. Только в 2028 году по плану операционная прибыль должна составить 124 миллиарда.

Разработанный РЖД совместно с другими ведомствами законопроект предусматривает поправки в Налоговый кодекс и уже одобрен Минэкономразвития, Минтрансом и Минюстом. В Минфине, однако, идея понимания не нашла. В июле этого года ведомство направило в Правительство обращение о прекращении работ по законопроекту, пояснив это тем, что его при реализации выпадут доходы регионов. В РЖД, напротив, считают, что законопроект не повлечет за собой выпадение доходов субъектов РФ, тем более что при строительстве ВСМ будут созданы новые рабочие места, а это дополнительная налогооблагаемая база. Тем не менее вопрос так и остался нерешённым, отметил Кобзев.

Значение трудно переоценить 

Строительство первой высокоскоростной магистрали между двумя столицами должно послужить прорывным фактором развития новой для страны перспективной отрасли, считает председатель Комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов. На совещании он отметил, что значение высокоскоростного железнодорожного транспорта для России трудно переоценить.

По мнению сенатора, проект ВСМ Москва-Петербург не только повысит мобильность населения двух крупнейших агломераций, но и существенно увеличит грузопоток за счет многократного сокращения времени доставки грузов.

Читайте также:

• Кому положены льготные железнодорожные билеты • Как перевозить домашних животных в самолётах, поездах и автобусах • Как вернуть деньги за туры по России

«На успешную реализацию данного проекта должны быть направлены определенные усилия и созданы благоприятные условия, которые заложены в Федеральном законе от 31 июля 2020 года «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», — считает Кутепов. — Это позволит резко сократить проектирование и строительство магистрали».

Сенатор отметил, что важным фактором могут послужить налоговые льготы как по федеральным, так и по региональным налогам.

«Все усилия должны быть направлены на ускорение проектного и строительного циклов ВСМ Москва — Петербург. Итогом нашей работы должно стать предложение по созданию нормативных правовых актов, которые регулируют указанные вопросы», — подчеркнул Кутепов.

Просмотров 1552

16.12.2020 20:20