День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Ольга Казакова: Каждое 9 Мая перечитываем письма моего деда с фронта

вчераПосольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

вчера«Как Запорожье встретит День Победы»

Рядом с редиской и сельдереем могут появиться легальные распивочные

Минпромторг предлагает снять некоторые ограничения с рынков, передав часть полномочий по их регулированию регионам

14.11.2023 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Рядом с редиской и сельдереем могут появиться легальные распивочные
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Сейчас действует полный запрет на торговлю алкоголем на оптовых и розничных рынках (за исключением спиртного крепостью до 16,5% в общепите). Но для развития цивилизованных форм реализации высокоградусных напитков имеет смысл позволить торговать ими в стационарных пунктах общественного питания, на которые оформлены соответствующие лицензии и которые располагаются на территории рынков. Такой проект федерального закона опубликован Минпромторгом на портале проектов нормативных правовых актов.

Рынков меньше, ярмарок больше

По данным Росстата, количество рынков за семнадцать лет в стране сократилось в семь раз. Если в 2006 году их было 5892, то сегодня функционирует всего 791. В Минпромторге прогнозируют, что количество рынков из-за несовершенства законодательства продолжит сокращаться, вплоть до полного исчезновения.

А все из-за жестких требований, которые на федеральном уровне установлены для регулирования торговых площадей. Сгладить их региональными актами, создав более привлекательные условия для развития этого формата торговли, невозможно, считают авторы поправок. Поэтому потенциальные инвесторы и не спешат вкладывать деньги в этот сектор экономики, новые рынки не открываются, а действующие перепрофилируются в иные форматы или закрываются.

Понимая, что регионы с проблемой сами не справятся, в Министерстве промышленности и торговли предлагают изменить правила игры. Сохранять и увеличивать количество рынков в законопроекте предлагают за счет оптимизации их регулирования на федеральном уровне и наделения региональных и местных органов власти полномочиями по развитию торгового формата.

В частности, законопроект закрепляет термин «ярмарка», поскольку его отсутствие в действующем законодательстве затрудняет четкое разграничение между торговым мероприятием и рынком — элементом постоянной торговой инфраструктуры. В то же время авторы законопроекта отмечают, что за порядок организации ярмарок и продажи товаров на них отвечают регионы. И подобный подход доказал свою эффективность. Количество ярмарок в стране с 2013 по 2022 год увеличилось на 45 процентов, до 9721 в среднем в квартал.

В России утвердили предельный рост тарифов ЖКХ на 2024-2028 годы

Регионам больше полномочий

Поэтому в законопроекте предлагают закрепить аналогичный принцип регулирования и для рынков. То есть базовые положения — фиксировать в федеральном законе о торговле, а регулирование региональной специфики передать госорганам субъектов.

Также в документе закреплено, что рынком является имущественный комплекс, предназначенный для организации круглогодичной деятельности множества продавцов по продаже товаров на основе свободно определяемых цен. При этом не менее 30 процентов торговых мест предназначены для продажи продовольственных товаров. Те же торговые угодья, где доля продаж продовольственных товаров менее норматива, согласно проекту, могут быть использованы в качестве торговых центров или комплексов.

При этом разработчики проекта считают правильным сохранить действующее требование о размещении и оборудовании на территории рынков лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов непромышленного изготовления.

Есть и еще одно важное дополнение в действующие правила торговли. В настоящее время введен полный запрет на торговлю алкоголем на оптовых и розничных рынках (за исключением напитков крепостью до 16,5% на предприятиях общественного питания). Но нынешние российские рынки — это во многом современные и модные объекты, которые предлагают покупателям максимально широкий и качественный ассортимент товаров и потребительских услуг. 

Вместе с тем, чтобы де-юре не подпадать под регулирование закона о рынках, поскольку на их территориях работают рестораны, алкогольные бутики, винотеки, в том числе российских производителей, рынки вынуждены сегодня мимикрировать под торговые ряды и комплексы.

Чтобы легализовать работу современных объектов, де-факто являющихся рынками, законопроект предусматривает возможность продажи винно-водочной продукции в стационарных пунктах общественного питания, «на которые оформлены соответствующие лицензии и которые располагаются на территории рынков».

Читайте также:

• Днем — алкомаркет, вечером — бар