Продукты и лекарства для трех миллионов жителей Крайнего Севера доставят быстрее

Совет Федерации планирует одобрить ранее принятый Госдумой закон о северном завозе на следующей неделе

21.07.2023 17:49

Автор: Валерий Филоненко

Продукты и лекарства для трех миллионов жителей Крайнего Севера доставят быстрее
  © Павел Лисицын/РИА Новости

Урегулирования всех нюансов доставки в труднодоступные районы Арктической зоны продовольствия, лекарств и топлива ждали много лет. Сейчас такая деятельность законодательно никак не регламентирована, однако пакет законов, принятый Госдумой, позволяет создать централизованную систему управления процессом, от которого зависят в прямом смысле жизни более трех миллионов соотечественников, проживающих в Заполярье. Об этом заявила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на заседании президиума Совета законодателей РФ 21 июля.

Совет Федерации на будущей неделе рассмотрит и поддержит закон о северном завозе, важно, как он будет реализовываться в реальной жизни, заявил первый вице-спикер Совфеда Андрей Яцкин.

Давняя проблема

Ежегодно в труднодоступные районы Заполярья завозят 3,5 миллиона тонн жизненно важной продукции, причем возможность доставить ее по назначению в некоторых случаях ограничена сроками — в отдельных районах есть всего 3-4 недели на все про все, и если промахнуться или не учесть капризы погоды, следующее окно возможностей откроется только через год.

Принятый Госдумой закон, который по поручению президента при активном участии депутатов и сенаторов разрабатывало Минвостокразвития, устанавливает приоритет в обслуживании грузов, вводит разделение их на категории, закрепляет меры ответственности за неисполнение обязанности, а также предусматривает выделение субсидий на каботажные перевозки.

Отвечать за перевозки грузов между портами будут федеральный координатор и единый морской оператор, которого определит Правительство, напомнила Ирина Яровая.

В Федеральной государственной информационной системе мониторинга будут обрабатывать и анализировать информацию о северном завозе, мониторить движение грузов. С помощью системы будут своевременно выявлять риски сбоев в поставках, что позволит обеспечить северян всеми необходимыми товарами вовремя.

При этом регионам хотят давать бюджетные кредиты на закупку товаров для обеспечения жизнедеятельности населения, а перевозить такую продукцию и грузы для государственных и муниципальных нужд разрешат по льготным тарифам.

Но для создания в северных широтах крепкой транспортно-логистической опорной сети нужно еще постараться. В общей сложности стране не хватает 800-1000 кораблей разного класса, однако отечественные верфи уже готовы построить половину. Важно определить приоритеты — какие именно суда в первую очередь нужны нашему флоту. В Совфеде и Госдуме полагают, что целесообразно конкретизировать очередность их постройки, выдвинув на первые позиции именно тему обеспечения северного завоза. Соответствующий пункт Ирина Яровая пообещала вписать в проект постановления президиума Совета законодателей.

Андрей Картаполов — о новой волне мобилизации: Это полная ерунда

В Совфеде поддерживают

Первый вице-спикер Совфеда Андрей Яцкин​​​ в ходе заседания призвал представителей регионов — участников северного завоза активнее включаться в разработку проектов подзаконных актов, «чтобы сразу после принятия закона не было упущено время на запуск единой цифровой системы». От этого зависят безопасность и качество жизни миллионов россиян.

Сенатор также указал на необходимость обновления флота, используемого для северного завоза на внутренних водных путях. «Мы рекомендовали рассмотреть возможность увеличения размера субсидии из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение и строительство новых речных судов взамен судов, сданных на утилизацию», — сказал он.

Закон о северном завозе фактически означает создание системы господдержки доставки грузов на территории Крайнего Севера, что поспособствует стабилизации цен на товары потребления, исключит дефицит определенных категорий, которым пользуются предприниматели, убеждена зампредседателя Совета Федерации Галина Карелова.

Она напомнила, что закон напрямую касается около трех миллионов граждан, проживающих в 25 регионах страны. Ежегодно на его реализацию предусматривается 87 миллиардов рублей.

Разделение грузов северного завоза на категории прежде всего необходимо для расстановки приоритетов уже между товарами самого северного завоза, пояснила она: «Так, у некоторых есть определенный срок годности, другие наиболее востребованы в конкретный момент времени и так далее. Также в зависимости от категории грузов будут оказываться финансовые и иные меры поддержки перевозчикам».

В России меняются правила проведения собраний собственников жилья

К первой категории относятся товары жизнеобеспечения населения, организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. В частности, социально значимые товары — лекарственные средства, медицинские изделия и топливно-энергетические ресурсы, которые будут обрабатываться в первую очередь. Вторая категория — это товары для государственных и муниципальных нужд. Третья категория включает в себя все остальные грузы.

Вице-спикер ожидает, что реализация закона позволит стабилизировать цены на товары потребления, исключит дефицит определенных категорий, которым пользуются предприниматели.

«В ряде субъектов Федерации действительно наблюдаются случаи превышения розничных цен на социально значимые продукты питания по сравнению с регионами, расположенными в центральной части страны. Если же будет системный контроль за сроками доставки в соответствии с потребностями граждан определенного региона, то удастся избежать ажиотажа и как следствие завышения цены», — сказала сенатор.

Читайте также:

• Дрон с картошкой может стать привычным в небе Арктики

Правда за нами