Приоритетные проекты обзавелись паспортами.Теперь дело за реализацией
Правительство России утвердило паспорта нескольких приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития страны
Это здравоохранение, образование, ипотека и арендное жилье, ЖКХ и городская среда, международная кооперация и экспорт, экология, малое и среднее предпринимательство, транспорт и транспортная инфраструктура. На большинство их выделяется дополнительное финансирование, а паспорт каждого отражает целевые показатели и объемы финансирования
С МАЛЫМ БИЗНЕСОМ ПОСКРОМНИЧАЛИ?
Приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» призван обеспечить занятость порядка 1,2 миллиона человек и оказать поддержку 336 тысячам субъектам этой сферы бизнеса. Срок его реализации — с декабря 2016 года по март 2019 года.
Среди различных мер поддержки расширение доступа к закупкам крупнейших госзаказчиков, измеряемого в 2018 году квотой не менее 17,5 процента. Проект «Бизнес-навигатор МСП» охватит информационно-маркетинговой помощью индивидуальные и малые предприятия. Система станет предоставлять информацию о возможностях открытия и развития бизнеса в 171 городе. В 80 регионах запланировано создать на базе банков с госучастием центры оказания государственных и муниципальных услуг малому предпринимательству, действующие по принципу «одного окна».
- Плюс документа в том, — говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова, — что мы теперь понимаем, как государство будет работать с малым бизнесом. Есть конкретные цифры, по которым можно определить степень успешности действий тех, кто ответствен за это направление. Хорошо, что появились ориентиры. С другой стороны, хотелось увидеть более амбициозные цифры, например не 20 процентов, а 40. И заявленная цифра роста количества предпринимателей и рабочих мест, конечно, далеко не прорыв. Если мы слышим, что у нас 20 миллионов самозанятых, то сразу возникает вопрос: есть ли в этом проекте какие-то меры для выведения их из тени в легальную зону? Уверена, что возможностей для этого сегодня гораздо больше, чем показывает документ.
КАК МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ ЖКХ
Еще один проект, получивший паспорт, — «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». В рамках его необходимо создать новые инструменты привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство и донастроить систему его регулирования с целью повышения инвестиционной привлекательности.
- Он во многом повторяет задачи Стратегии ЖКХ до 2020 года, — говорит исполнительный директор НП «ТКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Но мне всегда, и тогда, и сейчас, обидно, что все эти огромные задачи по модернизации изношенной инфраструктуры предлагается решать за счет инвесторов. Всем понятно, что инвесторы в сферу ЖКХ не стремятся. Даже несмотря на некоторое снижение кредитной ставки, получить деньги на длительный срок достаточно сложно, а планируемые бюджетные усилия типа субсидирования процентной ставки явно недостаточны.
В 2016 году при поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ в отрасли действовал проект по софинансированию модернизации коммунальной инфраструктуры в малых городах. На него было подано большое количество заявок. Перспективы будущего года пока неясны, а с 2018-го фонд вообще прикажет долго жить.
Эксперт считает, что лишь за счет усилий бизнеса с накопленными за многие годы проблемами ЖКХ не справиться. Необходимо сохранять механизм, который бы осуществлял не только софинансирование, но и методическую и организационную поддержку муниципалитетов. Ведь им зачастую для привлечения инвесторов не хватает не только денег, но и специалистов, они не в состоянии оформить концессионный договор. То есть нужен методический центр, аналогичный фонду. Однако такой идеи в проекте не заложено.
ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ — ЕВРОПЕЙСКИЙ УРОВЕНЬ
Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» также проходит по сфере ЖКХ. Благоустроенные парки, велодорожки, освещённые улицы, пешеходные зоны… но не только. Речь о комплексном развитии на основе единых подходов. Он действует с ноября 2016 года по февраль 2021 года. Согласно ему, муниципальные образования численностью от 1000 человек должны будут принять и выполнить пятилетние комплексные программы благоустройства с учётом рекомендаций Минстроя России. От граждан ожидается более активное участие в формировании нового облика своих населённых пунктов — и идеями, и финансированием при поддержке соответствующих механизмов.
Чтобы местные архитекторы комфортной городской среды не варились в собственному соку, по 23 представителя от каждого региона пройдут обучение по специальной программе. Реализация проекта позволит сформировать федеральный реестр 400 лучших практик в номинациях «Центральный парк», «Набережная», «Главная торговая улица» и так далее. Будет использоваться опыт субъектов РФ, например Татарстана.
- «Городская среда» как специфическое направление появилось не так давно, хотя оно присутствует в Стратегии развития ЖКХ до 2020 года, — подчеркивает Светлана Разворотнева. — На самом деле хорошо, что министерства и Правительство переходят к проектному мышлению. Стандартизация и обмен лучшими практиками, участие общественности в обсуждении проектов позволят подтянуть городскую среду к общеевропейскому уровню… если будут деньги. Единственно, чего я опасаюсь, что муниципалитеты свяжут обязательными стандартами, а средств им на это не дадут. Потом придет прокуратура и начнет спрашивать: ну что же вы, ребята, не то освещение поставили?
ДОРОГИ НАЧИНАЮТСЯ С ОСВЕЩЕНИЯ
Паспортом обзавелся и проект «Безопасные и качественные дороги». Его основная цель — обеспечить хорошее состояние трасс и сократить число аварийно опасных участков. По словам премьера Дмитрия Медведева, с учетом только прямого макроэкономического эффекта вклад дорожного комплекса в ВВП составляет около семи процентов. География действия проекта распространится на 34 городские агломерации с населением свыше 500 тысяч человек в каждой.
Поставлена задача за десять лет привести в нормативное состояние не менее 85 процентов дорожной сети. Ориентир — показатели ровности и сцепления в связи с требованием техрегламента Таможенного союза по безопасности автодорог. Предстоит оснастить соответствующие участки дорог ограждениями и освещением, а наземные пешеходные переходы и остановки общественного транспорта — защитным оборудованием, ввести ограничения скорости.
На 34 городские агломерации с населением выше 500 тысяч человек в каждой распространяется проект «Безопасность и качество дорог»
Уже в 2017 году хотят задействовать систему мониторинга качества и уровня аварийности дорог. Она обеспечит и обратную связь благодаря тому, что пользователи смогут загружать в неё фото и видеофиксации нарушений ПДД и информацию об участках ненадлежащего состояния.Эти замечательные планы не вызывают энтузиазма у гендиректора портала «ИнфраНьюс» Алексея Безбородова. «Начинать надо с освещения, — считает он. — Все остальное вторично. Все трассы нуждаются в тотальном освещении. Тогда водитель увидит не только ямы, но и минимальные неровности дороги. Во-первых, это дешевле. А латать дыры — это уже во вторую очередь. На мой взгляд, приоритеты в проекте выбраны неверно».
Возможно, это тот случай, который подходит под пословицу: лиха беда начало. Ведь кабмин только разворачивает проектную деятельность. Новый подход изменяет традиционный принцип управления и процедуру согласования. Первые результаты мы увидим менее чем через пять лет.
ОПРОС Малый бизнес: более трети ждут льгот и поддержки. Свыше 27 процентов предпринимателей из сектора малого и среднего бизнеса не могут продвинуть свои услуги или продукцию из-за монополизированности рынка. 37 процентов респондентов отметили, что главная проблема — в отсутствии льгот и мер поддержки малого бизнеса. 18 процентов бизнесменов считают, что серьезной проблемой также является недостаточная сплоченность предпринимателей, нехватка социальных связей. В ходе опроса были определены и отрасли, наиболее перспективные для развития межрегионального сотрудничества стран — участниц ШОС и БРИКС. Самый высокий показатель получил трансфер инновационных технологий — 30 процентов, а перспективы МСП через франчайзинг видят 20 процентов. При этом туризм и товарный экспорт получили всего по 10 процентов каждый. (В опросе, проведенном на площадке Второго Форума малого бизнеса регионов стран — участниц ШОС и БРИКС в Уфе 1-2 декабря, приняли участие более 500 предпринимателей, экспертов, руководителей деловых объединений.) |