Приоритетные проекты обзавелись паспортами.Теперь дело за реализацией

Правительство России утвердило паспорта нескольких приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития страны

Приоритетные проекты обзавелись паспортами.Теперь дело за реализацией  

Это здравоохранение, образование, ипотека и арендное жилье, ЖКХ и городская среда, международная кооперация и экспорт, экология, малое и среднее предпринимательство, транспорт и транспортная инфраструктура. На большинство их выделяется дополнительное финансирование, а паспорт каждого отражает целевые показатели и объемы финансирования

С МАЛЫМ БИЗНЕСОМ ПОСКРОМНИЧАЛИ?

ПАСПОРТА  ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ, УТВЕРЖДЕННЫЕ  ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФПриоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» призван обеспечить занятость порядка 1,2 миллиона человек и оказать поддержку 336 тысячам субъектам этой сферы бизнеса. Срок его реализации — с декабря 2016 года по март 2019 года.

Среди различных мер поддержки расширение доступа к закупкам крупнейших госзаказчиков, измеряемого в 2018 году квотой не менее 17,5 процента. Проект «Бизнес-навигатор МСП» охватит информационно-маркетинговой помощью индивидуальные и малые предприятия. Система станет предоставлять информацию о возможностях открытия и развития бизнеса в 171 городе. В 80 регионах запланировано создать на базе банков с госучастием центры оказания государственных и муниципальных услуг малому предпринимательству, действующие по принципу «одного окна».

- Плюс документа в том, — говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова, — что мы теперь понимаем, как государство будет работать с малым бизнесом. Есть конкретные цифры, по которым можно определить степень успешности действий тех, кто ответствен за это направление. Хорошо, что появились ориентиры. С другой стороны, хотелось увидеть более амбициозные цифры, например не 20 процентов, а 40. И заявленная цифра роста количества предпринимателей и рабочих мест, конечно, далеко не прорыв. Если мы слышим, что у нас 20 миллионов самозанятых, то сразу возникает вопрос: есть ли в этом проекте какие-то меры для выведения их из тени в легальную зону? Уверена, что возможностей для этого сегодня гораздо больше, чем показывает документ.

КАК МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ ЖКХ

Еще один проект, получивший паспорт, — «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». В рамках его необходимо создать новые инструменты привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство и донастроить систему его регулирования с целью повышения инвестиционной привлекательности.

- Он во многом повторяет задачи Стратегии ЖКХ до 2020 года, — говорит исполнительный директор НП «ТКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Но мне всегда, и тогда, и сейчас, обидно, что все эти огромные задачи по модернизации изношенной инфраструктуры предлагается решать за счет инвесторов. Всем понятно, что инвесторы в сферу ЖКХ не стремятся. Даже несмотря на некоторое снижение кредитной ставки, получить деньги на длительный срок достаточно сложно, а планируемые бюджетные усилия типа субсидирования процентной ставки явно недостаточны.

1,2 млн человек обеспечит занятостью приоритетный проект «Малый бизнес» и поддержит 336 тысяч субъектов этой сферы
В сфере ЖКХ планируется уменьшить на 30 процентов аварийность на объектах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. К февралю 2021 года в нашей стране будут внедрены единые современные стандарты по управлению многоквартирными домами, система оценки жителями качества и ценообразования услуг управляющих компаний. Заработает государственная информационная система ЖКХ, где потребители смогут справляться о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности. Системная модернизация объектов коммунальной инфраструктуры потребует в том числе законодательных и регулятивных мер с целью повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

В 2016 году при поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ в отрасли действовал проект по софинансированию модернизации коммунальной инфраструктуры в малых городах. На него было подано большое количество заявок. Перспективы будущего года пока неясны, а с 2018-го фонд вообще прикажет долго жить.

Эксперт считает, что лишь за счет усилий бизнеса с накопленными за многие годы проблемами ЖКХ не справиться. Необходимо сохранять механизм, который бы осуществлял не только софинансирование, но и методическую и организационную поддержку муниципалитетов. Ведь им зачастую для привлечения инвесторов не хватает не только денег, но и специалистов, они не в состоянии оформить концессионный договор. То есть нужен методический центр, аналогичный фонду. Однако такой идеи в проекте не заложено.

ЧИСЛО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (без микропредприятий) ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ — ЕВРОПЕЙСКИЙ УРОВЕНЬ

Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» также проходит по сфере ЖКХ. Благоустроенные парки, велодорожки, освещённые улицы, пешеходные зоны… но не только. Речь о комплексном развитии на основе единых подходов. Он действует с ноября 2016 года по февраль 2021 года. Согласно ему, муниципальные образования численностью от 1000 человек должны будут принять и выполнить пятилетние комплексные программы благоустройства с учётом рекомендаций Минстроя России. От граждан ожидается более активное участие в формировании нового облика своих населённых пунктов — и идеями, и финансированием при поддержке соответствующих механизмов.

Чтобы местные архитекторы комфортной городской среды не варились в собственному соку, по 23 представителя от каждого региона пройдут обучение по специальной программе. Реализация проекта позволит сформировать федеральный реестр 400 лучших практик в номинациях «Центральный парк», «Набережная», «Главная торговая улица» и так далее. Будет использоваться опыт субъектов РФ, например Татарстана.

- «Городская среда» как специфическое направление появилось не так давно, хотя оно присутствует в Стратегии развития ЖКХ до 2020 года, — подчеркивает Светлана Разворотнева. — На самом деле хорошо, что министерства и Правительство переходят к проектному мышлению. Стандартизация и обмен лучшими практиками, участие общественности в обсуждении проектов позволят подтянуть городскую среду к общеевропейскому уровню… если будут деньги. Единственно, чего я опасаюсь, что муниципалитеты свяжут обязательными стандартами, а средств им на это не дадут. Потом придет прокуратура и начнет спрашивать: ну что же вы, ребята, не то освещение поставили?

ДОРОГИ НАЧИНАЮТСЯ С ОСВЕЩЕНИЯ

Паспортом обзавелся и проект «Безопасные и качественные дороги». Его основная цель — обеспечить хорошее состояние трасс и сократить число аварийно опасных участков. По словам премьера Дмитрия Медведева, с учетом только прямого макроэкономического эффекта вклад дорожного комплекса в ВВП составляет около семи процентов. География действия проекта распространится на 34 городские агломерации с населением свыше 500 тысяч человек в каждой.

Поставлена задача за десять лет привести в нормативное состояние не менее 85 процентов дорожной сети. Ориентир — показатели ровности и сцепления в связи с требованием техрегламента Таможенного союза по безопасности автодорог. Предстоит оснастить соответствующие участки дорог ограждениями и освещением, а наземные пешеходные переходы и остановки общественного транспорта — защитным оборудованием, ввести ограничения скорости.

На 34 городские агломерации с населением выше 500 тысяч человек в каждой распространяется проект «Безопасность и качество дорог»

Уже в 2017 году хотят задействовать систему мониторинга качества и уровня аварийности дорог. Она обеспечит и обратную связь благодаря тому, что пользователи смогут загружать в неё фото и видеофиксации нарушений ПДД и информацию об участках ненадлежащего состояния.

Эти замечательные планы не вызывают энтузиазма у гендиректора портала «ИнфраНьюс» Алексея Безбородова. «Начинать надо с освещения, — считает он. — Все остальное вторично. Все трассы нуждаются в тотальном освещении. Тогда водитель увидит не только ямы, но и минимальные неровности дороги. Во-первых, это дешевле. А латать дыры — это уже во вторую очередь. На мой взгляд, приоритеты в проекте выбраны неверно».

Возможно, это тот случай, который подходит под пословицу: лиха беда начало. Ведь кабмин только разворачивает проектную деятельность. Новый подход изменяет традиционный принцип управления и процедуру согласования. Первые результаты мы увидим менее чем через пять лет.

ОПРОС

Малый бизнес: более трети ждут льгот и поддержки.

Свыше 27 процентов предпринимателей из сектора малого и среднего бизнеса не могут продвинуть свои услуги или продукцию из-за монополизированности рынка. 37 процентов респондентов отметили, что главная проблема — в отсутствии льгот и мер поддержки малого бизнеса. 18 процентов бизнесменов считают, что серьезной проблемой также является недостаточная сплоченность предпринимателей, нехватка социальных связей.

В ходе опроса были определены и отрасли, наиболее перспективные для развития межрегионального сотрудничества стран — участниц ШОС и БРИКС. Самый высокий показатель получил трансфер инновационных технологий — 30 процентов, а перспективы МСП через франчайзинг видят 20 процентов. При этом туризм и товарный экспорт получили всего по 10 процентов каждый.

(В опросе, проведенном на площадке Второго Форума малого бизнеса регионов стран — участниц ШОС и БРИКС в Уфе 1-2 декабря, приняли участие более 500 предпринимателей, экспертов, руководителей деловых объединений.)

 

За последний год улучшилось или ухудшилось состояние следующих объектов городской среды?

Просмотров 3493

30.12.2016 15:56