От плавучих музеев до блокадников
Петербургский парламент посвятил осеннюю сессию восстановлению справедливости
Закрытый вопрос по правилам расселения «хрущевок» и единые правила содержания собак, защита исторической памяти жертв геноцида блокадного Ленинграда и снятие ограничения для блокадников — главные итоги работы петербургского Заксобрания в осеннюю сессию. Всего за этот период депутаты приняли более 19 городских законов и постановлений. Еще четыре инициативы по федеральному законодательству депутаты направили коллегам в Госдуму.
В Год защитника Отечества
В год 80-летия Великой Победы в Петербурге смогли разрешить один из самых спорных вопросов 30-летней давности. По предложению губернатора города Александра Беглова принят закон об отмене временного ценза для получения статуса жителя блокадного Ленинграда. Это звание появилось 23 января 1989 года, когда Исполком Ленгорсовета народных депутатов принял решение № 5 «Об учреждении знака «Жителю блокадного Ленинграда». Этим документом, который подписал тогдашний председатель Ленгорисполкома Владимир Ходырев, установили, что знак вручается проживавшим в Ленинграде в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года не менее четырех месяцев: детям до семи лет, учащимся школ, в том числе фабрично-заводского обучения, ремесленных училищ и техникумов, студентам и другим гражданам, не награжденным медалью «За оборону Ленинграда».
Сначала звание было лишь почетным, а о необходимости убрать ограничение в четыре месяца заговорили в нулевые годы XXI века, когда награжденным этим знаком стали назначать льготы и дополнительные выплаты. 10 сентября 2025 года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече с петербургскими блокадниками заявила о принципиально решенной позиции по этому вопросу. А в октябре в городском парламенте приняли закон. Об изменениях в историческое решение Исполкома Ленгорсовета народных депутатов: «В пункте 1 Положения о знаке «Житель блокадного Ленинграда», утвержденного указанным решением, слова «не менее 4 месяцев» исключить». Спикер Заксобрания Александр Бельский сообщил, что отмена четырехмесячного ценза коснется около трех тысяч человек, 1836 из которых жители города, а около 1200 проживают в других регионах.
К концу осенней сессии депутаты продолжили работу в этом направлении и вслед за федеральными коллегами начали закреплять в законодательстве положения о защите памяти жертв геноцида. На заседании 17 декабря они приняли в первом чтении документ, который разграничивает полномочия городского правительства, заксобрания и муниципалитетов в работе по этому направлению. Выступая в декабре на заседании Совета Законодателей, Александр Бельский заявил: «Суды документально подтвердили коллективную ответственность. В совершении геноцида участвовали не только войска нацистской Германии, но и воинские формирования ряда европейских государств, а также добровольцы из других стран. Это важнейший факт для противодействия попыткам пересмотра и фальсификации истории. Трагедия Ленинграда и Ленинградской области является частью общенациональной боли, и наш опыт системного законотворческого ответа на вызовы истории может послужить полезной основой для всей страны».
Советы для старших товарищей
Одной из четырех инициатив по изменению федерального законодательства от Петербурга стало предложение отменить транспортный налог для плавучих музеев. На заседании комиссии Совета законодателей по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства документ поддержали. Речь идет о судах, которые давно стоят на приколе, не занимаются грузовыми и транспортными перевозками, являются фактически памятниками исторических событий и выполняют культурную функцию музеев. При этом они облагаются налогом как транспорт, исходя из их валовой вместительности. Например, средний размер транспортного налога, который ежегодно оплачивает филиал «Музея Мирового океана» в Петербурге — «Ледокол «Красин», составляет более миллиона рублей при вместимости судна в 5484 тонны.
Реновация по-петербуржски
Почти три года потребовалось местным властям, чтобы настоять на изменениях в федеральном законодательстве о правилах расселения «хрущевок». В 2025 году нормативную базу о комплексном развитии территорий (КРТ) внесли изменения, защищающие жилищные права граждан: 24 июня президент Владимир Путин подписал поправки в Градостроительный и Жилищный кодексы, учитывающие интересы Северной столицы. А на осенней сессии депутаты приняли региональный закон, в котором учли две принципиальные вещи: во-первых, пока жильцы дома сами не решат и не проголосуют, их в программу КРТ не внесут, во-вторых, расселять куда угодно без личного желания не получится, новые квартиры по умолчанию выдадут в том же микрорайоне или неподалеку.
Спикер Заксобрания Александр Бельский напомнил, как много было споров вокруг законопроекта, который пришлось заморозить на несколько лет: «Мы помним, как в 2022 году создавался Общественный штаб по КРТ. Это была абсолютно новая не только для города, но и для всей страны форма взаимодействия власти и населения. Сколько было споров, критики и даже сомнений в том, что мы сможем найти хотя бы одно взаимоприемлемое решение. Нам удалось найти способ».
Кроме того, Петербург решил создать компанию с 50-процентной долей государства в уставном капитале, которая станет оператором программы по новым правилам.
О братьях меньших
Еще одно достижение осенней сессии — завершение работы над законом о правилах содержания собак в Петербурге, который также обсуждали около двух лет. В итоге решили всех собак условно поделить на две группы: первая, «опасная» — это животные, входящие в перечень потенциально опасных пород, а также собаки обычных пород, если они выше 40 сантиметров в холке, вторая группа — все остальные «друзья человека». Законом установили штрафы за нарушение правил. Распространенные грехи владельцев: опасная собака гуляет без намордника и поводка; хозяин одновременно выводит несколько животных; большую собаку доверяют ребенку; животное выгуливают там, где проводятся общегородские мероприятия. Все нормы и правила нового закона в течение года обсуждали с жителями города. Только на момент формирования документа от петербуржцев в городской парламент поступило около 900 предложений, которые нашли отражение в итоговом документе.
Мегаподземка
По традиции на осенней сессии депутаты утвердили закон о бюджете города на трехлетний период. В том числе с увеличенным финансированием на самый значимый для петербуржцев мегапроект — строительство метро. В адресно-инвестиционной программе (АИП) на 2026 год на эти нужды заложены 51 миллиард рублей, на 2027 год — 80 миллиардов и на 2028 год — 86,3 миллиарда рублей. Финансирование на 2029 и 2030 годы будет увеличиваться для реализации планов Смольного о вводе в ближайшие годы 10 станций метрополитена.
Напомним, что до конца текущего года планируется открытие давно обещанных двух новых станций. Это «Юго-Западная» («Казаковская») на юго-западе города и следующая за ней «Путиловская» с пересадочным узлом на станцию «Кировский завод».
В 2026 году планируется выделить финальные 15 миллиардов на завершение строительства линии от «Казаковской» до станции «Обводный канал-2». Почти миллиард рублей заложили на 2026 года на работы от станции «Спасская» до «Морской фасад». И вестибюль № 1 станции «Театральная»: сама станция уже готова, но выхода на поверхность у нее нет.
Есть в АИП и более перспективные проекты с рассчитанным финансированием, но либо еще не распределенным, либо расписанным частично. Например, почти в 120 миллиардов оценена линия от станции «Комендантский проспект» до «Шуваловский проспект» и в 180 миллиардов — линия от «Проспекта Ветеранов» до станции «Пулково», где располагается аэропорт.
Читайте также:
• Не человек, не грузовик: в Петербурге пытаются понять, кто такие роботы-доставщики
Ещё материалы: Валентина Матвиенко, Владимир Путин





