Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

Предпринимателей освободят от части финансовой нагрузки

Количество обязательных платежей для бизнеса сократится, а их численность будет ограничена новым федеральным законом

07.02.2018 14:10

Автор: Валерий Филоненко

Правительство считает, что новый закон «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с одной стороны, поможет российским предпринимателям прогнозировать свою деятельность и снимет с них в отдельных случаях ненужную нагрузку. С другой — создаст системность при идентификации разрастающейся с каждым днём ничем не контролируемой массы неналоговых платежей. 

Главное — учёт и контроль

В настоящее время все обязательные платежи на территории России налоговой системой никак не регулируются, что делает бесконтрольным их взимание и снижает прозрачность сбора. Сам процесс туманен, так как администрируется различными учреждениями и органами власти по только им известным правилам и нормам. Крайним в этой ситуации становится бизнес, который чаще всего прячется в тень от возрастающего со всех сторон административного давления. Изменить ситуацию постарались Минэкономразвития и Минфин.

Двойной удар: как государство избавится от имущественного балласта и поможет бизнесу

Суть законопроекта, разработанного ведомствами, проста и понятна: закрепить в специальном реестре все существующие сегодня в России неналоговые платежи, сделав их управляемыми, прозрачными и понятными самому бизнесу. Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года. После 1 января 2020 года платежи, не включённые в реестр, взиманию не подлежат.

Первое, на чём настаивают авторы, это провести инвентаризацию всех существующих обязательных платежей, избавиться от ненужной «шелухи», которой в регионах хватает с избытком, и законодательно воспрепятствовать появлению новой.

По словам директора департамента Минэкономразвития Вадима Живулина, в настоящее время на территории России действуют иногда вопреки всем разумным нормам несколько сот обязательных платежей, из которых только 80 являются федеральными.

«Ключевое положение законопроекта — установка требований по процедуре взимания платежей. Они будут такими же строгими, как и в отношении налогов», — пояснил чиновник в ходе совещания по вопросам правового закрепления обязательных платежей для субъектов предпринимательской деятельности в Совете Федерации 6 февраля.

Директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская необходимость законодательного урегулирования неналоговых платежей объяснила ростом их количества, притом что процесс установления и изменения таких платежей зачастую носит несистемный и непредсказуемый характер. «Создание полноценного реестра, в котором помимо нормативной будет представлена ещё информация об объёмах платежей, о которых мы до конца не имеем полного представления, позволит нам всё это увидеть и проинвентаризировать», — отметила представитель финансового ведомства.

Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев с такой трактовкой ситуации согласен и убеждён, что существующая сегодня «чехарда региональных нормативных актов» мало способствует развитию бизнеса, а потенциальных инвесторов и вовсе отпугивает. «Ведь когда инвестор наблюдает за чехардой региональных нормативных актов, у него отпадает всякое желание вести бизнес в России», — уточнил сенатор.

Ключевое положение законопроекта — установка требований по процедуре взимания платежей. Они будут такими же строгими, как и в отношении налогов.

В связи с этим законодатель предложил проверить состояние законодательной базы в регионах, которая нередко сводит на нет все усилия сделать бизнес эффективным. Сенатор отметил также, что для полноценного восприятия законопроекта требуется его доработка. В первую очередь, считает он, для того, чтобы правила игры стали понятны бизнесу и не пугали его.

Без налоговиков не обойтись

Помимо предложенного законопроекта, тему расширяет и придаёт некий элемент интриги недавнее поручение председателя Правительства Дмитрия Медведева главам Минфина и Минэкономразвития проработать вопрос о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс.

С одной стороны, идея вполне рациональная, считают эксперты, так как под налоговое регулирование попадут более одного триллиона рублей платежей, которые в конце концов окажутся в бюджете. С другой стороны, сами налоговики от такой перспективы не в восторге.

Замруководителя Федеральной налоговой службы Наталья Завилова пояснила, что у неналоговых платежей абсолютно разный порядок уплаты, и привела в пример платёж за пользование радиочастотами и портовый сбор. «Глядя на все эти парафискальные платежи, могу сказать, что систематизировать все отраслевые законы, которые их регулируют, сегодня невозможно», — подчеркнула она.

Елена Лебединская также убеждена, что не следует размывать границы Налогового кодекса неналоговыми платежами, так как это не принесёт пользы. «Процесс растянется на годы, если мы внесём платежи в Налоговый кодекс, — уверена представитель Минфина. — Это не решит проблему и не очень хорошо повлияет на налоговую часть».

Успешным регионам спишут долги

В то же время, отдавая должное инициативе Минфина и Минэкономразвития, зампредседателя Совета Федерации Евгений Бушмин отметил, что закону об обязательных платежах никак не оторваться от действия Налогового кодекса. «Не удастся спрятать голову. Первая часть Налогового кодекса обязательно будет действовать на неналоговые платежи. И это правильно. В противном случае платежи становятся необязательными», — пояснил сенатор.

При этом он предложил посмотреть на законопроект под другим углом, вычленив основную идею. А она, по мнению парламентария, заключается не в том, как будет систематизирована информация по платежам, а в том, кто будет определять их состоятельность и необходимость.

«Надо сформулировать основную идею. Реестр — это не идея. Мне кажется, первое, что мы должны чётко сказать, что устанавливает необходимость и размер обязательных платежей только законодательный орган федерального, регионального или муниципального уровня. И пока мы не разберёмся в этом вопросе, будем беспрестанно возиться с этими реестрами. И в этом у нас у всех совершенно единая позиция», — подытожил Бушмин.

Необходимость доработать законопроект перед внесением в Госдуму признал и полномочный представитель Правительства в палате регионов Андрей Яцкин, который напомнил, что первой о необходимости защитить бизнес от неналоговых платежей, растущих как грибы, заявила Валентина Матвиенко ещё шесть лет назад.

Бизнес опасается, но соглашается

Главное опасение, с которым бизнес связывает внесение всех обязательных платежей в Налоговый кодекс, связано с появлением угрозы автоматически возникающих в связи с этим фискальных санкций вплоть до уголовного преследования в случае неисполнения. В качестве разумной меры предосторожности представитель юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов считает необходимым ввести мораторий на санкции на пять лет, с тем чтобы бизнес-сообщество могло адаптироваться к новым реалиям.

Первое, что мы должны чётко сказать, что устанавливает необходимость и размер обязательных платежей только законодательный орган федерального, регионального или муниципального уровня.

Кроме того, представители юридического сообщества выступают за разделение платежей на публичные и гражданско-правовые. Эксперты считают, что публичные платежи являются по своей сути налогами или сборами и должны быть включены в Налоговый кодекс. Для этого они предлагают внести соответствующие поправки в закон.

В то же время вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Мария Глухова отмечает, что разработанный профильными министерствами законопроект снимает все опасения бизнеса по поводу возможного дополнительного фискального ужесточения, которое несёт в себе включение платежей в Налоговый кодекс. При этом она вполне понимает, что законопроект при всей своей направленности на поддержку бизнеса не исключает строгости при взимании платежей.

«Законопроект действительно носит компромиссный характер, хотя на ранней стадии разработки мы встречались и рассуждали, а не подумать ли нам ещё раз о Налоговом кодексе? Потом отказались от этой идеи. Потому что закон стал менее рамочным, чем был изначально, когда оставлял много вольности различным властным структурам. Теперь в нём чётко обозначено, что платежи вводятся только законодательными органами власти», — объяснила свою позицию Глухова.

При этом она уверена, что бизнес-сообщество заинтересовано в принятии именно отдельного федерального закона с максимальным уровнем прав и гарантий, включая утверждение единого перечня всех подлежащих уплате платежей.