Стремительно росло число открытых кладовых, промыслов, факелов. Обогреваем Вселенную?
Спрашиваю у председателя Комитета по энергетике Государственной Думы, доктора экономических наук Ивана ГРАЧЕВА. «По факту — так. Но факелы — лишь цветочки нашего безумного отношения к энергоресурсам. Цветочки, не более того», — успокоил он.

—
«Ягодки» еще расточительнее?
— Несопоставимо. По расчетам ученых, Россия для обеспечения своей жизнедеятельности сжигает миллиард тонн условного топлива в год. Из них 403 миллиона тонн сгорают бесполезно. Это больше, чем добываем угля в год. Теряем сотни миллиардов рублей. Огромный потенциал повышения энергоэффективности остается неиспользованным.
Замыкание системы
— Что-то нет охотников за этими миллиардами. Факелы как горели, так и горят на промыслах…
— И все-таки это наиболее легкая задача. У наших нефтегазовых компаний достаточно сил и средств, чтобы при правильном их распределении стать и экономически, и экологически эффективными.
— Получается, не так распределяют, судя по ситуации в нефте-газокомплексе.
— Это уже более глубокая и серьезная проблема — нежелание государства заниматься своей собственностью. Мы несколько раз предлагали принять закон «Об управлении госпакетами акций в компаниях». Но каждый раз его отказывались даже обсуждать. Под отказ и философию соответствующую подвели. Созданы, мол, новые хозяйствующие субъекты. Они отделены от государства и должны жить по законам рынка. Отделить отделили, но дорожки к бюджету, льготам, госгарантиям сохранили. Возьмите любую из госкорпораций, в которые вложены сотни миллиардов рублей, а отдача? Как показала проверка Счетной палатой «Роснано», ни один из громко заявленных проектов не реализован. Еще одна «попытка» Анатолия Чубайса реорганизовать энергетику — дать России самые лучшие энергоэффективные лампочки, кремниевые солнечные батареи — обернулась убытками. Дело даже не в качестве самих изделий, их стоимости, а в непрофессиональном планировании бизнеса, в неудачном управлении им в условиях реального рынка.
Когда правительство внесло в Государственную Думу законопроект о создании госкорпорации «Роснано», я и немало моих коллег — депутатов выступили против. Было очевидно: предлагается заведомо пустое мероприятие. Журавль в небе, на ловлю которого государство выделило по разным схемам около 300 миллиардов рублей. Приходит время подсчитывать убытки.
—Иван Дмитриевич, «Роснано» создано и действует по закону, подготовленному правительством и принятому большинством депутатов. Никакого корыстного лоббизма или, не дай Бог, вмешательства иностранных агентов. Захотели и создали, чтобы поучаствовать в инновационном прорыве. Под заманчивую идею и денег не жалко.
— Это один из тех случаев, когда сами себя сечем, сами раскачиваем лодку до опасной черты. Потом, правда, власть спохватывается и в ручном режиме начинает сглаживать последствия собственных решений. Сегодняшняя власть, точнее, партия власти, — отражение сегодняшней перекошенной экономики.
—С этого момента, пожалуйста, поточнее и конкретнее.
—Не воспринимайте буквально. Я не о «Единой России». На политическом Олимпе России две неравноправные силы. Одна — хорошо организована, крепко спаяна. Это политики, чиновники, депутаты, крупные бизнесмены, вот уже 20 лет перекраивающие Россию по лекалам и догмам, вытащенным из чуланов западного прошлого. Вторая сила, разрозненная, четко не определившая позиций, сознает, что эффективной может быть только смешанная экономика с ведущей ролью государства, корректирующего свои действия с рыночными сигналами. Примеры США, Германии убеждают: такая экономика реальность…
Пока сильна монополия партии, ограничивающая функции власти защитой и обслуживанием выстроенного еще в 90-е годы отечественного рынка со всеми его перекосами и загогулинами. Поэтому даже, казалось бы, своевременные, нужные решения, даже законы или в лучшем случае не работают, или нередко работают против интересов большинства населения и, как следствие, против формально провозглашенных целей. Классический пример: если не касаться откровенного произвола 90-х, реформа отечественной электроэнергетики, отбросившая отрасль на полвека назад.
Вернулиськ КпД паровоза
СПРАВКА.
Свыше 90 процентов всех действующих электростанций, 70 процентов котельных, 70 процентов сетевого хозяйства построено до 1990 года. 15 процентов основных фондов комплекса полностью изношено. Серьезно ухудшились качественные показатели его деятельности. Упали надежность и безаварийность. Снизился коэффициент использования установочной мощности. Увеличился удельный расход топлива на производство 1 кВт.ч. Резко возросли потери электроэнергии при передаче. Только в федеральных магистральных сетях они превышают 12 процентов — почти вдвое больше, чем в Европе, США, Китае. Индии.
—
Насколько помню, реформу обсуждали лет пять. Нас убеждали, что вопреки прошлым традициям она будет проведена по уму.
— Обсуждали не ее, а идеологизированные мифы о рыночном расцвете отечественного энергокомплекса. Их запустили, чтобы убедить общество в том, что государство — плохой собственник. Оно довело электроэнергетику до того, что она стала удавкой экономики. Теперь всех нас спасет ее приватизация. В отрасль хлынет поток дешевых частных инвестиций, что позволит к 2020 году практически полностью обновить генерацию и сетевое хозяйство. Авторы реформы без лишней скромности именовали ее «ГОЭЛРО-2». Но элементарные расчеты убеждали, что этот план не имеет даже дилетантского научно-технического обоснования — не подкреплен ни финансово, ни организационно. Наши расчеты и доказательства были отвергнуты — не опровергнуты, а именно отвергнуты правительством и большинством депутатов Государственной Думы. Первые же шаги реформаторов подтвердили, что подлинная их цель не развитие отрасли, а разрушение единой государственной энергосистемы, фактически бесплатная приватизация ее объектов. Объяснялось это необходимостью создания свободного, конкурентного рынка электроэнергии.
Что осталось у России после того, как жизнь развеяла лукавство мифов? Электроэнергии производится примерно столько же, как и до реформы. Но по качественным показателям энергокомплекс словно возвратился в 60—70-е годы прошлого века. Износ основных фондов увеличился на 15—20 процентов. Впервые мы столкнулись с авариями, близкими к катастрофе.
—В докладе ИПЕМА (Сообщество потребителей электроэнергии) приводится статистика капвложений. В 2011 году они составили 64 процента от уровня 1990 года. Общий объем их в генерацию 354 миллиарда рублей. Из них государственных (в АЭС и ГЭС) — 224 миллиарда. Частных компаний, владеющих ТЭС, которые производят 68 процентов всей электроэнергии —130 миллиардов.
— Изначально было ясно: частные деньги в отрасль не придут. Новые хозяева стремятся успеть извлечь из нее максимальную прибыль, а не вкладываться в будущее. Значительная часть средств, поступающих от потребителей в отрасль, используется не для ее развития, а уходит в офшоры. Это показала проверка, начатая по инициативе Владимира Путина. Не обошлось без «посадок» и возвращения денег в Россию. Оказалось, законы не препятствуют уводу средств.
Глава Минэнерго Александр Новак так объясняет ситуацию: уровень цен в электроэнергетике не обеспечивает возврата инвестиций. Но и дальше продолжать гонку тарифов невозможно. За 5 лет они уже возросли на 70 процентов. Пытаться повторить такой рывок опасно. Такое удорожание выведет людей на улицы. Недавние социальные волнения в Болгарии — своевременное предупреждение. Стоимость электроэнергии для среднего промышленного потребителя выше (по паритету покупательской способности валют), чем в США, в 2,4 раза, Германии — на 44 процента и на 33 процента выше средней по ЕС. Если не принять срочных мер, российское электричество будет самым дорогим на континенте. Для населения в том числе.
Это близкая перспектива. Стоимость топлива для энергокомплекса почти сравнялась с европейской, а технологии и в генерации давно устарели и крайне неэффективны. Почти половина всего электричества вырабатывается на ТЭС с КПД около 40 процентов. С КПД паровоза. По эффективности энергоблоки газовых ГРЭС почти в два раза уступают современным газопаровым установкам. То есть сжигаем вдвое больше газа, чем могли бы, используя новые технологии. Действительно отапливаем Вселенную. Плюс потери в изношенном силовом хозяйстве.
Я недавно был в Японии и внимательно ознакомился с работой крупнейшей энергетической компании. Она заключает договоры с каждым потребителем и полностью отвечает за поставку электроэнергии — от ее генерации до розетки в квартире. Государство ежегодно проверяет и утверждает цены, заявленные компанией. Они достаточно справедливы — и экономика, и энергетика работают устойчиво. Даже катастрофа, из-за которой были остановлены некоторые АЭС, не привела к веерным отключениям электроэнергии. Фактически я вернулся к российской дореформенной единой электроэнергетике — правда, к управляемой на более высоком профессиональном уровне. Наши реформаторы разорвали ее, поставив между производителем и потребителем сотни посредников, каждый из которых в погоне за прибылью разоряет, а не укрепляет отрасль. Сделано это во имя так называемой конкуренции.
Электроэнергетика потребляет почти треть всех энергоресурсов, значительная часть которых «уходит» на ветер. Именно она должна задавать настрой и обеспечивать условия для повышения энергоэффективности экономики. Пока все наоборот. Из-за непомерно дорогой электроэнергии ее доля в себестоимости продукции превышает 30 процентов. Промышленность теряет остатки конкурентоспособности, с нею — и средства на модернизацию, технологическое обновление. В развитых странах за последние 20 лет энергоемкость ВВП снизилась на 21—27 процентов. В России она возросла, и только к 2020-м, возможно, вернется на уровень 1990 года. Технологически отсталые производства — вторая «черная дыра», поглощающая энергоресурсы, и третья — ЖКХ, быт.
Лампочка в законе
СПРАВКА.
Энергоемкость российского ВВП в 2,5—3 раза выше среднемировой и в 3—4 раза, чем в развитых странах. Планировалось к 2020 году снизить ее (к 2027 году) на 40 процентов. Чтобы достигнуть намеченного показателя, надо ежегодно снижать ее на 4,5 процента. Пока не удается.
—
Но в законе «Об энергосбережении» (точное название ФЗ-261 «Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — Прим. редакции) приоритеты расставлены принципиально иначе. Судя по ним, главный расточитель — население. Его принуждают к бережливости — к замене электроламп накаливания на энергоэффективные, к установке счетчиков воды, тепла. Неисполнительных граждан будут наказывать повышенными тарифами. Запрещена продажа 100-ваттных лампочек. На очереди — 60-ваттные, в будущем году — 25-ваттные. Меры беспрецедентно жестокие, значит, и отдача будет соответствующей?
—Не будет. Давайте посчитаем. Население потребляет 12—13 процентов вырабатываемой электроэнергии, вдвое меньше, чем жители Европы. Так что потенциал экономии здесь невелик. Все мы вместе взятые расходуем электричества намного меньше, чем его потери в сетях. Так с чего бы надо начинать, с обновления сетей или лампочек? Начали по инициативе Дмитрия Медведева с лампочек. Либеральная команда, готовящая документы, явно «подставила» его. Доля всех лампочек России — 2 процента потребляемой энергии. Если даже дружно заменим их на светодиодные, то получим не экономию, а перерасход. Все оборудование подстанций рассчитано на синусоидальные гармоничные токи. Новые лампочки работают совершенно в ином режиме, который вызывает быстрый рост потерь при трансформации. В Германии прежде чем массово переходить на светодиодные лампочки провели необходимые технические изменения на подстанциях. Мы же начали не с подготовки, а с запретов — хотели, понятно, как лучше.
С таким же фанатизмом власть занялась установкой счетчиков воды и тепла. Сами по себе они, безусловно, нужны и полезны каждой семье, живущей в добротном доме. Но у нас таких немного. Около 20 процентов жилья— это дома ветхие, с износом более 65 процентов, построенные до 1965 года. Но закон ко всему жилью подходит с одной меркой — обязал всюду установить до 1 июля 2013 года общедомовые и квартирные счетчики. Примерная стоимость их около трех триллионов рублей, которые надо было выложить в сжатые сроки. Напомним, годовой объем всех коммунальных услуг 2 триллиона рублей. Заработная плата половины россиян не превышает 12 тысяч рублей в месяц. По доходам ли им такой личный вклад в повышение энергоэффективности страны!
Меня уверяют: эти затраты за несколько лет окупятся. Буду откровенен— не окупятся. Основные потери тепла и воды происходят вне квартиры, вне дома. Вот предельно простая и ясная схема. Сначала на изношенном оборудовании мы сожгли в 2 раза больше топлива, чем нужно. Потом тепло пошло по старым ветхим трубам. Любой знающий жизнь губернатор скажет вам, что половина его теряется на пути от генерации до дома. И в самом доме, даже если он в приличном по нашим меркам состоянии, исчезает до 40 процентов поступившего тепла — через стены, крышу. И через форточки — в квартирах нет нормальной вентиляции, качественной сантехнической аппаратуры.
Практически все наши дома выстроены по проектам, предусматривающим активное отопление. Теплозащита зданий при дешевых энергоресурсах была расточительством. Кстати, и в европейских странах считали — до энергетического кризиса в 70-х — так же. Но с тех пор требования к теплозащите были ужесточены в 5 раз. У нас мало что изменилось. Все сосчитав, убеждаемся: из 10 сжиженных кубометров газа только 2, в лучшем случае 3, греют нас. Остальные — Вселенную. Но платим мы за все 10. И сколько бы ни экономил каждый из нас на себе и своих близких, монополисты — поставщики тепла, воды, электричества— при поддержке чиновников найдут способы заставить нас оплатить и 7—8 потерянных. Президент распорядился удерживать рост тарифов в пределах инфляции. Стали, не все, но все-таки стали, аккуратнее. И хитрее — в жировках появилась новая строчка — общедомовые расходы. Найдутся еще более замысловатые схемы. Не зря же на сайте одного из министерств начали обсуждать предложение о выселении неплательщиков квартир.
—Когда-то оно было сформулировано более грубо и весомо — столица, читай, крупные города — территория не для бедных. Потом родился более гуманный вариант идеи — построим для ветеранов социальные городки в Подмосковье. Теперь и закон «Об энергосбережении» воспринимается не только и не столько как принуждение к экономному хозяйствованию. Его скрытая цель— побудить многих горожан переезжать в «более дешевое жилье».
— В основе закона, уверен, идея переложить ответственность за ЖКХ на местные органы, а все его расходы — на население. Отсюда и ограниченность закона, подмена приоритетов, его карательный характер. Идея абсолютно безумная, на мой взгляд, но сценарии ее реализации рассматриваются.
— В чем ее безумие?
—Население не выдержит такой финансовой ноши. Прикинем. По уже утвержденной программе до 2030 года в развитие мощностей генерации предстоит вложить 600 миллиардов долларов. Еще 500 миллиардов потребуется на замену тепловых сетей. На все про все остается 15—16 лет. Если «вбить» эти расходы, около 35 триллионов рублей, в тарифы, они возрастут в 4 раза. Вспомним и обязанность жильцов платить за капитальный ремонт домов.
—Но вы сами говорили и о болгарском предупреждении.
—Никто же не потребует: жизнь или кошелек. Я же сказал — рассматриваются разные варианты. Мне думается, что особо опасны попытки финансового лобби проложить банкам дорогу в ЖКХ. Это же очень заманчиво — капитально ремонтировать дома, сети на кредиты. Жильцам потом придется десятилетиями рассчитываться и за займ, и за проценты за него. Половина населения окажется в банковских сетях. И поскольку в сфере ЖКХ все непрозрачно, запутано, то остается только гадать, сколько «оборонсерви-сов» таится в «скромной» коммуналке.
—Где же взять деньги, Иван Дмитриевич?
—Для начала напомню о стабилизационных фондах. Без современного эффективного энергокомплекса, без отлаженного, четко работающего жилищно-коммунального хозяйства стабилизация в стране невозможна. Так что направить в эти сферы средства из «закромов» в интересах и всего населения, и бизнеса, и самой власти. Нужно объединить федеральные, региональные деньги, частные инвестиции, чтобы на этот раз и реформу отрасли, и программу повышения энергоэффективности действительно реализовать «по уму». Начинать надо с корректировки, коренной корректировки, закона «Об энергосбережении».
Комитет сумел провести в него небольшие поправки. Приостановили запрет на лампы накаливания. Отменили санкции за неустановку счетчиков. Наверное, удастся «придержать» наказания бюджетных и коммерческих организаций, не успевших в предусмотренный законом срок провести энергоаудиты зданий и подготовить на них энергопаспорта. Иначе придется штрафовать 90 процентов организаций.
Закон в его сегодняшнем виде не решает острейшей проблемы России. Я сравнил наш документ с нормативными актами США, Германии, Великобритании. В этих странах законы разрабатывались долго — по 10—15 лет. В них прописаны все направления энергосбережения и повышения эффективности, задачи федеральных, региональных (штатов, земель) муниципальных властей. И по каждому направлению определены затраты, источники финансирования. Без такого документа нам вряд ли удастся добиться серьезных изменений.
—Вы говорите о больших деньгах. Но, увы, первыми у них всегда оказываются не самые честные люди.
—Но когда-то же надо ломать этот порядок.
Беседовал Леонид ЛЕВИЦКИЙ