Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

Окно, которое экономит миллиарды

В России может быть установлен новый порядок сдачи бухгалтерских отчётов

21.06.2018 00:00

Автор: Струков Юрий

Окно, которое экономит миллиарды

Фото: ФНС

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки о принципе «одного окна», который позволяет компаниям сдавать годовую бухгалтерскую отчётность в электроном виде по одному адресу — в Федеральную налоговую службу.

Меньше бумаг — больше денег

Значение этого негромкого, казалось бы, события трудно переоценить. Годовая бухгалтерская отчётность, как знает любой руководитель, очень часто превращалась в многодневную затратную эпопею, итогом которой было многочасовое сидение в очередях в налоговые инспекции и статистические органы с последующими дискуссиями с их сотрудниками на тему, по всей ли форме составлены отчёты. И то сказать: согласно приказам Минфина, в состав годовой бухгалтерской отчётности входят девять основных и два дополнительных документа, каждый из которых — многостраничное произведение бухгалтерского искусства.

Налоговая система станет предсказуемой для бизнеса

Сдавать такую отчётность каждый год обязаны предприятия всех размеров и форм собственности, исключая индивидуальных частных предпринимателей. Дело оказалось настолько трудоёмким, что развились специфические формы бизнеса, предлагающие малым и средним предпринимателям документацию «под ключ» — от собственно составления бумаг до сдачи их в налоговые и статистические органы в виде пухлых многостраничных томов.

Согласно законопроекту, сделать это будет значительно проще — достаточно внести стандартизированные данные в электронные формы отчётности и отправить их одним движением клавиши на адрес соответствующего подразделения Федеральной налоговой службы. А уж налоговики предоставят данные заинтересованным государственным ведомствам — и статистикам, и в планово-экономические органы, и по запросам других организаций.

Цена вопроса достаточно велика: в стране зарегистрировано около шести миллионов предприятий малого и среднего бизнеса. Плюс примерно 15 тысяч крупных производственных предприятий. Среднерыночная стоимость составления бумажного отчёта, которую запрашивают так называемые внешние аудиторы, составляет примерно 50 тысяч рублей для МСП и около 500 тысяч — для крупных предприятий. Итого затраты на «бумажную» работу составляют около 300 миллиардов рублей ежегодно! Значительную часть этих средств как раз и позволяет сохранить для бизнеса новая система «одного окна», благодаря которой будут экономиться не только деньги и бумага, но и гораздо более ценный ресурс — время. Такая косвенная финансовая поддержка бизнеса со стороны государства весьма не лишняя, учитывая возрастающую фискальную нагрузку.

Эффект информатизации

Реформа аудита: мелкий должен уйти
Но намеченный переход к электронному «оному окну» — первое свидетельство того, что Правительство начинает давно ожидаемую массовую информатизацию экономики в рамках концепции «государство — цифровая платформа». Около 600 миллиардов рублей, которые были потрачены на то, чтобы каждое правительственное ведомство получило собственную информационную систему на основе новейших компьютеров, начинают давать вполне ощутимую отдачу. И не только для предпринимателей, но и для решения важнейших государственных задач.

Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку, считает, что новая система отчётности поможет не только выявить объёмы теневой экономики и количество самозанятых, но и помочь вывести их в легальную область. А это один из важнейших государственных приоритетов: известно, что теневой сектор насчитывает по разным оценкам от 20 до 40 миллионов человек, чьи доходы не учитываются ни налоговыми органами, ни в социальных фондах. Один из невесёлых итогов — взносы в Пенсионный фонд собирают не в полном объёме, дыра в его балансе составляет около 100 миллиардов рублей, а Правительство вынуждено выбирать наименее болезненные решения по подъёму экономики в длинном ряду так называемых непопулярных мер.

Ещё одно важное следствие нового порядка отчётности — он станет основой для того, чтобы «оцифровать» все стороны деятельности того или иного предприятия с тем, чтобы иметь чёткое представление о состоянии и перспективах отечественного бизнеса. А подобная информация станет незаменима, когда экономика будет развиваться в рамках стратегического планирования.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2980

Ещё материалы: Анатолий Аксаков