Все о пенсиях в России

вчераВ России скорректировали систему выплат военных пенсий

21.05.2025Депутат Буцкая не поддержала идею отмены пенсий для бездетных россиян

21.05.2025Депутаты Госдумы одобрили поправки в закон о пенсионном обеспечении

Нужен прогрессивный налог на доходы физлиц и акцизы на предметы роскоши…

Обсуждение концепций экономического развития было одной из главных тем 2016 года, а уже в 2017 году руководство страны должно выбрать одну из них

30.12.2016 15:56

Автор: Людмила Глазкова

Нужен прогрессивный налог на доходы физлиц и акцизы на предметы роскоши…
Фото PhotoXPress

О необходимости решения базовых проблем российской экономики и запуске в полную силу новых факторов роста заявил Владимир Путин в Послании к Федеральному Собранию. Все дело в том, что эксперты разных экономических школ видят факторы роста по- разному… Обсуждение концепций экономического развития было одной из главных тем 2016 года, а уже в 2017 году руководство страны должно выбрать одну из них. От выбора стратегии зависит не только дальнейшее развитие, но в определенном смысле и историческая судьба страны. О значении того, что предстоит сделать, размышляет академик РАН, член Экономического совета при Президенте РФ Виктор Полтерович

Виктор Полтерович Российский экономист, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, член-корреспондент РАН по Отделению экономики, академик РАН, президент Новой экономической ассоциации.
Родился 27 декабря 1937 г. в Москве. Окончил МИНХиГП им. И.М. Губкина (1962) и МГУ (1966, специальность «математика»). В 1962-1966 гг. работал в Институте автоматизации газовой и нефтяной промышленности. С 1966 г. - в Центральном экономико-математическом институте РАН (в настоящее время - заведующий лабораторией математической экономики). С 2004 по 2010 г. - проректор Российской экономической школы. Член Эконометрического общества и Европейской академии. Лауреат премий Кондратьева и Канторовича.

- Виктор Меерович, летом Владимиру Путину было представлено четыре экономические программы: Кудрина, Столыпинского клуба, Минэкономразвития и Белоусова. Как просочились слухи, теперь обсуждаются две — Кудрина и Титова (Столыпинского клуба). Идет ли речь действительно о судьбоносном выборе или о легкой коррекции продолжающейся политики?

- Сегодня все согласны с тем, что надо менять «экономическую модель», кардинально улучшая условия для ведения бизнеса. Но предлагаемые подходы существенно разнятся. Алексей Кудрин считает, что основные усилия нужно направить на совершенствование рыночной среды — укрепление прав собственности, интенсификацию конкуренции, устранение избыточного госрегулирования. Следует отказаться от практики решения хозяйственных споров путем уголовного преследования, завершить программу приватизации, продать большую часть пакетов акций, принадлежащих государству, и запретить госкомпаниям приобретать новые пакеты.

Он выступает за сокращение не коммерчески мотивированных поручений Правительства госкомпаниям, за усиление борьбы с коррупцией и монополизмом, за упрощение процедур при формировании новых компаний и увольнении работников. Поскольку прогнозируется дефицит рабочей силы, предлагается увеличить пенсионный возраст. Наконец, его программа предусматривает расширение прав региональных властей и оценку их работы по экономическим результатам.

- В отличие от этого Столыпинский клуб предлагает, по сути, НЭП (новую экономическую политику), при которой, по его мнению, экономика может ежегодно расти на 10 процентов…

- Проект Столыпинского клуба «Экономика роста» содержит семь принципиально важных предложений. Первое — изменение мандата Банка России с тем, чтобы он наряду с инфляцией отвечал за рост ВВП, обеспечивал низкие ставки долгосрочного кредита и устойчивость рубля. Банк должен «постепенно наращивать денежное предложение… при условии, что новая денежная эмиссия не будет направлена на госрасходы, а в полном объеме… будет использована на стимулирование инвестиций в реальное производство». Второе — проведение политики стабильного курса национальной валюты, заниженного в среднесрочной перспективе по отношению к основным валютам.

Третье — перенесение в 20182019 годах основной фискальной нагрузки с корпоративного сектора на потребителей за счет введения прогрессивного налога на доходы физлиц, налога с продаж и акцизов на предметы роскоши. Четвертое — превращение России в ведущую страну мира по развитию цифровых технологий и перевод ряда госуслуг в электронную форму. Пятое — обеспечение модернизации экономики квалифицированными кадрами. Шестое — формирование новой системы управления реформами, а именно — создание Центра управления развитием, подчиненного непосредственно Президенту РФ. Седьмое — оценка работы ведомств — координаторов программ по числу созданных высокопроизводительных рабочих мест.

Проект включает активную господдержку экспорта и высокотехнологичных секторов. «Столыпинцы» считают важным содействие инфраструктурным проектам. Они также за «перезагрузку отношений с Западом», расширение прав региональных властей и улучшение бизнес-среды, умалчивая при этом о приватизации.

- Президент пока не сделал выбор?

- Насколько мне известно, на президиуме Экономического совета, состоявшемся летом, ни одна из программ не получила окончательного одобрения. Но во вступительном слове президента прозвучала, на мой взгляд, ключевая фраза: «Прошу всех в ходе наших встреч максимально уйти от идеологических предпочтений…»

- Титов охарактеризовал программу Кудрина «ленивой экономикой». А ваше мнение о предложенных концепциях?

- С каждой из них я готов согласиться лишь частично. Впрочем, пока это черновые варианты. Я исхожу из того, что наша главная задача — создать механизм быстрого экономического роста, достаточно устойчивого к колебаниям внешней конъюнктуры. Тогда за 15-20 лет мы сможем выйти на уровень социально-экономического развития западноевропейских стран.

На какой аппарат можно опереться при разработке такого проекта? Есть четыре опоры — теория экономического развития, эконометрические исследования, российская практика институциональных преобразований и опыт других стран. Осмысление опыта особенно важно. Дело в том, что за последние 70 лет лишь немногим странам удалось решить задачу, подобную сформулированной выше. Казалось бы, что общего между Южной Кореей и послевоенной Францией? Но анализ показывает, что, несмотря на все страновые различия, «догоняющие» экономические механизмы очень похожи друг на друга.

Мы с группой коллег опирались на этот опыт в книге «Стратегия модернизации российской экономики», изданной шесть лет назад. Развивая эти идеи в статье 2016 года, я ввожу понятие «институты догоняющего развития». Их следует отличать от институтов конкурентного рынка, о совершенствовании которых говорит Кудрин. Разумеется, нужно укреплять судебную систему и защиту прав собственности, снижать барьеры входа на рынок и тому подобное, но добиться на этом пути радикальных изменений даже в среднесрочном периоде невозможно. К тому же, как показывает опыт стран «экономического чуда», улучшение институтов конкурентного рынка не является ни необходимым, ни достаточным условием успеха.

Наша главная задача - создать механизм быстрого экономического роста, достаточно устойчивого к колебаниям внешней конъюнктуры»

- Что же представляют собой предлагаемые «механизмы успеха»?

- Это механизмы, направленные на формирование, отбор и реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов. Инициатива здесь принадлежит Правительству, но одна из его важнейших задач — вовлечь в этот процесс бизнес и общественные организации, создать обстановку доверия и сотрудничества. Для чего необходимо сформировать систему национального планирования и завершить создание национальной инновационной системы.

Возглавлять эти процессы должно специальное агентство (назовем его Федеральным агентством развития — ФАР), подчиненное непосредственно главе Правительства. Одна из его важнейших задач — координация интересов разных ведомств. Подобные агентства существовали практически во всех странах «экономического чуда». В успешно развивающихся Китае и Малайзии они существуют и в настоящее время.

ФАР должно координировать всю социально-экономическую политику для поддержки быстрого роста производства и потребления с учетом стадии развития экономики, разрабатывать меры по стимулированию импортозамещения и экспорта. Улучшение бизнес-климата — это также задача ФАР. Тщательно разработанные, хорошо просчитанные инвестиционные проекты желательно финансировать по сниженным процентным ставкам. Для разработки и реализации проектов целесообразно использовать сочетание частно-государственного партнерства и проектного финансирования. Необходимо, наконец, вывести из тупика реформу образования и науки.

Что касается макроэкономической политики, то необходимо поддерживать заниженный реальный валютный курс, а задача уменьшения и без того достаточно низкой инфляции должна отойти на второй план. Инфляция в 6-7 процентов — не препятствие для запуска быстрого роста.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

- Не все согласны с тем, что приватизация непременно повышает эффективность производства. Как вы думаете?

- Ни экономическая теория, ни опыт многих стран, включая Россию, не дают оснований для такой точки зрения. Приватизация Сбербанка в нынешних условиях могла бы повлечь серьезные риски для всей банковской системы. Поэтому глава ЦБ добилась отсрочки этого проекта. Нам нужно создать систему управления госсобственностью, которая генерировала бы ответственные и обоснованные решения о продаже и приобретении государством акций тех или иных предприятий.

Еще один спорный вопрос — эффективность инфраструктурных проектов. Здесь я согласен с Белоусовым в том, что такие проекты могут оказаться неэффективными, если они не сопряжены с проектами расширения производства.

Бизнес часто жалуется на избыточное давление государства, но ведь оно во многом провоцируется самим бизнесом — уходом от налогов, нарушением правил производства и торговли.

- Все же какую из концепций, на ваш взгляд, можно взять как основу для дальнейшей работы?

- «Экономика роста» имеет наибольшие пересечения с той программой, которую я вкратце описал. Может быть, поэтому она мне кажется более перспективной. Но и она нуждается в серьезной доработке. На мой взгляд, некорректно считать основным критерием эффективности показатель высокопроизводительных рабочих мест. Или что главными драйверами роста могут стать малые и средние предприятия. Опыт показывает, что заимствования лучше удаются крупным фирмам, а сотрудничество с ними является важным фактором стабильного развития МСБ. Для обеспечения интенсивного потока технологических заимствований следует наладить эффективное взаимодействие в цепочке: фундаментальная наука — отраслевая наука — институты развития плюс исследовательские отделы крупных фирм. Университеты и система непрерывного обучения должны обеспечить эту цепочку кадрами высокой квалификации. Этот важный элемент реформы в «Экономике роста» не рассмотрен. Есть и другие замечания.

- Преобразования — дело не скорое, а остановить спад нужно уже в ближайшее время. При этом желательно еще не возлагать, как это принято, тяжесть реформ на плечи населения. Есть подозрение, что вы, как сказал поэт, хотите заставить сиять заново слово «перестройка»?

- Нам никуда не уйти от необходимости преобразований, которые я действительно про себя называю «третья перестройка». Однако она в отличие от первых двух — 1917 и 1992 годов — не предполагает радикального слома всей системы старых институтов. Речь идет о постепенном ее совершенствовании.

Я поддерживаю предложения Столыпинского клуба о введении прогрессивного налога на доходы физических лиц и акцизов на предметы роскоши, которые возлагают значительную часть нагрузки на состоятельную часть общества. Наконец, один из важнейших принципов реформирования — формирование позитивных ожиданий. Но для этого люди должны ощущать положительные результаты проводимых преобразований. При несоблюдении такого условия вероятность успеха крайне мала.

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3459