Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

«Нижегородская земля стала мне родной»

Губернатор Нижегородской области Валерий Павлинович Шанцев не такой уж частый гость на страницах нашего журнала. А ему есть что рассказать.

Например, о том, как удалось нарастить бюджет региона до 120 миллиардов рублей при том, что в 2005 году он составлял всего лишь 24 миллиарда. Как удалось заинтересовать российских и иностранных бизнесменов и в 4 раза увеличить объем инвестиций в основной капитал. Как удалось, наконец, вывести Нижегородчину в группу регионов-лидеров по уровню экономического и социального развития…

11.03.2013 15:56

Автор: Николай Дорофеев

«Нижегородская земля стала мне родной»
Валерий ШАНЦЕВ

— Валерий Павлинович, комментируя итоги Х Красноярского экономического форума, вы говорили о взаимосвязи между достойным качеством жизни граждан и высоким уровнем производительности труда, что влияет на развитие социальной сферы и среды обитания. Удалось ли в Нижегородской области найти искомый баланс в общем процессе технологической модернизации и социального развития региона?

— Задача выглядит внешне просто и логично. Основные доходы любого региона — это налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. Если люди получают хорошую зарплату, а предприятия дают серьезную прибыль, то и в бюджет идет больше отчислений. Отсюда первое: для того, чтобы развивать регион, нужно каждому гражданину работоспособного возраста предоставить рабочее место с высоким уровнем производительности труда и, следовательно, с хорошей заработной платой.
 
Второе. На заработанные в бюджет деньги мы должны создать комфортную социальную среду обитания для людей. Человек с хорошей зарплатой должен получать все, что ему необходимо, или за свои средства, или бесплатно от государства, поскольку он платит налоги: современное образование, высококвалифицированную и высокотехнологическую медицинскую помощь, возможность заниматься спортом и еще многое другое, в том числе возможности для духовного развития. Словом, все то, что формирует человеческий потенциал. Именно его мы создаем на территории Нижегородской области, и он уже начинает двигать вперед экономическую сферу. Другого пути для перехода к инновационному укладу в экономике нет.
 
— По этому принципу и формировалась стратегия развития региона?
 
— С самого начала мы понимали, что основным регулятором в рыночной экономике являются инвестиции. Отсюда и все наши дальнейшие действия. Сразу создали Инвестиционный совет при губернаторе, где рассматриваются все инвестиционные или инновационные проекты. Пересмотрели законодательство в этой сфере, и сегодня рейтинговые агентства признают его одним из лучших в России, хотя на федеральном уровне такого свода законов еще нет. Начало было очень трудным, но нам удалось сдвинуть дело с мертвой точки.
 
— Представим: приходит к вам потенциальный инвестор с неким предложением. Какой срок уходит на прохождение всех необходимых процедур, вплоть до того, чтобы его предприятие заработало?
 
— Существует четко отлаженный регламент. Если все документы оформлены правильно, — десять дней для подготовки вопроса к рассмотрению на заседании Инвестсовета. Туда инвестор приходит, чтобы общаться с властью первый и единственный раз. Он докладывает свой бизнес-план и, если мы соглашаемся, вновь включается регламент. Максимальный срок получения полного комплекта правоустанавливающих документов — 104 дня. А если площадка «чистая», то можно уложиться в две недели. Сюда входит и акт выбора земельного участка, определение его границ, условия присоединения к энергосетям, все муниципальные документы. Такие вот разрешительные красные папки мы вручаем на Инвестиционном совете в самом начале каждого очередного заседания, прежде чем рассматривать следующий новый проект.
 
Приведу один пример. Мы построили литейно-прокатный комплекс — его капитализация 1 миллиард 200 миллионов долларов. Таких комплексов не строили даже во времена СССР. От момента принятия решения до пуска крупного завода прошло всего три года.
 
— Для России сроки невиданные!
 
— За это нас и похвалил Президент Владимир Путин. Но мы-то понимали, зачем это делали. Пуск комплекса сразу прибавил нам к обороту в промышленности 56 миллиардов рублей! А у нас в то время годовой оборот области был 280 миллиардов.
 
— И что же, система не дает сбоев, все чиновники способны и хотят работать в таком жестком, регламентированном режиме?
 
— Не скажу, что у нас все проходит идеально гладко. Всякое случается, но мы все распутываем сами, когда надо, извиняемся. Но смысл созданной системы в том, что мы не только много встречаемся с потенциальными инвесторами, но и каждый инвестпроект кто-то курирует. Самые крупные — лично я, поменьше — заместители, и так вплоть до начальников управлений.
 
Мы часто проводим презентации инвестиционной привлекательности нашего региона в посольствах иностранных государств в Москве. Я выступаю с докладами, рассказываю о преимуществах и возможностях области. В ходе одной такой презентации в посольстве Бельгии встает один предприниматель и спрашивает: «Как у вас с административными барьерами?» Я не успел рта открыть, как встает другой предприниматель и говорит: «Я представляю бельгийскую компанию «Данфосс» и заявляю, что никаких барьеров, коллега, в Нижегородской области не будет, наоборот, вас в этом регионе толкать будут, чтобы быстрее реализовали свой проект». Вот так работает эта система.
 
— Главным направлением развития региона вы избрали развитие промышленности. Чем обусловлен именно такой выбор?
 
— Это не совсем так. Очень серьезные инвестиции вкладываются в сельское хозяйство, перерабатывающую отрасль, инфраструктуру, без которой ничего развивать невозможно. Но, безусловно, промышленность на первом месте. У нас ведь ни газа, ни нефти нет. Еще в 2005 году, с первых дней моей работы губернатором, сразу начали работать над основным документом — стратегией развития области до 2020 года. Нам надо было понять, в какие отрасли вкладываться. И раз уж основу экономики региона составили обрабатывающие отрасли, в первую очередь пришлось заниматься промышленностью. Сегодня около 75 процентов нашего внутреннего регионального продукта дает промышленность.
 
— Не секрет, что существует определенная схема экономических взаимоотношений Центра и регионов. Устраивает ли она главу Нижегородской области или, может быть, нужна какая-то корректировка?
 
— Модельно, в стратегическом плане все отношения выстроены правильно. Мы работаем, развиваем экономику области. Участвуем в государственных программах. По сравнению с 2005 годом стали получать в три раза больше субвенций и субсидий из федерального бюджета. В этом смысле все складывается удачно. Единственное, что тревожит — меняющиеся правила игры. Вот пример. Каждый новый инвестпроект дает нам налогооблагаемую базу. Из нее мы рассчитываем будущий бюджет, планируем, готовим развитие своей области на годы вперед. Спланировали. И вдруг выходит постановление о создании консолидированных групп плательщиков, происходит перераспределение налогов. Выясняется, что область теряет шесть миллиардов рублей в год. А за такие деньги я должен немалое количество инвестиций организовать, и я их организовал, но и потерял, хотя уже утвердил бюджет, расходы, программу развития, обещал что-то людям. Таких примеров много, и это мешает.
 
— В 2005 году вы совершили неординарный поступок — оставили благополучную столицу с удачно развивающейся здесь карьерой и переехали в Нижний Новгород — пусть и крупный, но все же провинциальный регион со всеми его проблемами. Трудно ли было адаптироваться к новым условиям?
 
— Расскажу одну историю. Свои губернаторские полномочия я получил 8 августа и на следующий день вышел на работу. Накануне нового учебного года вызвал первым делом министра образования с вопросом о готовности школ к приему учеников. Министр докладывает, что в области 1800 школ, все готовы, кроме одной — нет денег на пусконаладочные работы в новой котельной. «Сколько нужно?» — спрашиваю. «24 тысячи рублей», — отвечает министр. Звоню в областное Министерство финансов: срочно нужно 24 тысячи. Там другой министр докладывает — резервный фонд предыдущий губернатор израсходовал на год вперед. Других источников тоже нет. Вот тут только я понял, куда приехал.
 
Но я не пожалел тогда, и уж тем более не жалею сейчас о своем отъезде в Нижний Новгород. Для мужчины самое главное — работа. В профессиональном плане это было серьезное, правильное решение. Сегодня действительно хожу на работу как на праздник, а Нижегородская область стала мне такой же родной, как Москва.
Читайте нас в Telegram
Просмотров 5187