Николай Николаев: Упрощённый порядок оформления недвижимости нужно сделать постоянным

К этому подталкивает и цифровизация документооборота

Николай Николаев: Упрощённый порядок оформления недвижимости нужно сделать постоянным

фото: пресс-служба Государственной Думы

Росреестр объявил о намерении потратить за три года 33 миллиарда рублей на «практически полную цифровизацию своих госуслуг», сообщили СМИ. План прошёл согласительные процедуры и направлен в Правительство. И это лишь один из многих примеров последнего времени, когда на подобные цели органы власти запрашивают из бюджета огромные суммы.

Какие вопросы появились у общества в ходе последовательной трансформации документооборота в «цифру», «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

- Николай Петрович, насколько оправданна очередная заявка Росреестра на перевод его услуг в электронную форму?  

- Цифровизация Росреестра делает это направление открытым, клиентоориентированным. Но уже сейчас многие отмечают риски, связанные с чрезмерной цифровизацией.

Никто не застрахован от ошибок. К нам в комитет обращались люди, которые не могли добиться исправления регистрационных ошибок, потому что не с кем это делать: с интернет-сайтом обсуждать опечатку, допущенную, например, в написании фамилии, имени или отчества, абсолютно бесполезно. В этом случае только человек может разобраться, вникнуть.

Проблема связана не с цифровизацией как таковой. А с тем, что параллельно необходимо всё-таки оставить возможность непосредственного обращения в службу — чтобы не просто письма писать или запросы, а разбираться лично. Отсутствие точек приёма граждан на самом деле становится проблемой. Здесь с цифровизацией ни в коем случае нельзя переборщить.

Кроме того, Росреестр — система, которая должна включать в себя огромное количество данных из других баз. Не знаком с проектом, по которому предлагается потратить 33 миллиарда рублей, но, конечно, в этом случае очень важно, чтобы это была комплексная работа и затрагивала все темы, связанные с другими отраслями. Например, мы сейчас рассматриваем законопроект, связанный с тотальной цифровизацией лесной отрасли, чтобы выполнить поручение президента и обеспечить отслеживамость древесины от делянки до конечного потребителя. Как будут интегрироваться эти две системы? И будут ли? Потому что есть данные, которые должны быть и там, и там — это вопросы государственного лесного реестра, земельных отношений, собственности, чтобы не допускать ошибок.

Здесь очень важна координация всех усилий и долгосрочное планирование. И ещё - нельзя забывать, что технологии имеют свойство устаревать. Надолго хватит этих 33 миллиардов рублей? Надеюсь, коллеги знают. Задачи по обеспечению открытости госуправления очень важны. Но также очень важно, чтобы эти задачи были реализованы абсолютно открыто и понятно для общества. Граждане должны иметь возможность узнать, на что тратятся государственные деньги и какие возможности или услуги они за них получат.

Повторю, очень многие обращаются в связи с наличием целого ряда ошибок в системе регистрации с тем, чтобы всё-таки была возможность использовать бумажное свидетельство о собственности, а не выписку из реестра. Чтобы была некая отправная точка для возможного доказательства той или иной ошибки. Сейчас этого нет.

- Росреестр предлагает некоторые улучшения по учёту данных с бумажных носителей. Например, в ходе дачной амнистии, в который раз продлённой недавно до 2026 года, собираются разрешить переоформлять права на собственность, подтверждённые документами старого образца, а также легализовать построенные жилые дома на участках, на которые вообще отсутствуют правоустанавливающие документы.

- Здесь немного разные вещи. Дачную амнистию можно было бы давно завершить. Но просто некоторые люди обращают внимание на возможность упрощённого оформления своих прав на землю и недвижимость только сейчас или потому что не успевают по разным причинам. Я бы, честно говоря, с удовольствием сделал бы дачную амнистию вечной. Если она на протяжении стольких лет работает, то почему бы  не сделать такую облегчённую процедуру постоянной.

- Есть мнение, что не в последнюю очередь потребность в продлении дачной амнистии вызвана неудобством электронных сервисов Росреестра, из-за чего граждане тянут с оформлением собственности, не платят за неё налоги, а бюджет недополучает доходы. Эффективность действующих инструментов службы, на отладку которых потрачены годы и бюджетные ресурсы, под вопросом. Где гарантии, что новые окажутся лучше?

- Не слышал, чтобы кого-то останавливала регистрация собственной недвижимости из-за того, что Росреестр плохо работает. Процедура действительно очень хлопотная сама по себе, как и любая другая регистрационная. Но когда она доходит до Росреестра, всё, что называется, случается. Дело в другом: у людей востребована упрощённая регистрация недвижимости. Она на протяжении многих лет работает, и слава богу — пусть работает и дальше.  

- Может быть, всё-таки нужна масштабная общегосударственная ревизия цифровизации ведомств со стороны Счётной палаты России, которая уже не раз находила нарушения в этой сфере?

- Счётная палата и так работает в этом направлении, надо только к ней прислушиваться. И со стороны комитета мы будем интересоваться и контролировать, что именно предполагается делать по цифровизации за такие большие деньги.

Просмотров 2172

09.12.2020 00:00

Пример