Несколько заемщиков для одного должника

Синдицированное кредитование поможет обойти жесткие ограничения Центробанка

Несколько заемщиков для одного должника

Фото с сайта pixabay.com

Во вторник Комитет по финансовому рынку Госдумы рассматривает законопроект, который призван сформировать юридический статус синдицированного кредитования — весьма эффективного, но не очень популярного в нашей стране финансового инструмента.

Денег много, кредитов мало

Разработать максимально быстро этот законопроект — редкий случай — прямо потребовал Владимир Путин, Президент России, на недавнем международном экономическом форуме в Петербурге. И это стало импульсом, который, по словам Алексея Моисеева, заместителя министра финансов, позволило стряхнуть пыль с разработок на эту тему, которой Минфин занимался уже два года. Прошло чуть больше месяца — и правительственный законопроект поступил в профильный Комитет по финансовому рынку Государственной думы точно к рабочему совещанию, в котором участвовали ( и высказали множество пожеланий и поправок к минфиновскому тексту) представители крупнейших российских и зарубежных банков.

Но сначала о том,  что же такое — синдицированный кредит? Это заем, предоставляемый одному заемщику двумя или более кредиторами или синдикатом кредиторов в рамках единого кредитного соглашения. Синдицированные кредиты классифицируются как совместно или индивидуально инициированные, а также без определения долевых условий.  Юридическая основа синдицированных кредитов  — английское прецедентное право, в странах англосаксонской культуры этот вид кредитования получил наибольшее распространение. Как правило, синдикат заемщиков привлекают для финансирования крупных дорогостоящих проектов, а суммы кредитов измеряются миллионами и десятками миллионов долларов.

В России также не редки примеры крупных синдицированных кредитов, в том числе и без участия государственных структур. Последний пример — весной этого года крупный московский частный банк привлек на год 500 миллионов долларов, которые организовал синдикат заемщиков из двух китайских, двух российских и шести американских и европейских банков. Кстати, этой сделке не помешали американские санкции, прямо запрещающие долгосрочное кредитование российских организаций. 

Тем не менее синдицированные кредиты пока экзотичны на отечественном финансовом рынке. По словам Марины Матвеевой, заместителя начальника управления синдицирования Сбербанка, солидарные синдицированные кредиты в России выданы всего на 16 миллиардов долларов или около триллиона рублей.  Между тем, потребность в долгосрочных проектных кредитах у реального сектора экономики велика: жесткая антиинфляционная политика ЦБ с её фактически запретительной ставкой привела к тому, что уровень монетизации экономики составляет около 40 процентов, чего недостаточно даже для обслуживания текущих потребностей предприятий, не говоря уже об инвестиционных циклах и обновлении производства.

С другой стороны,  российские банки страдают от профицита ликвидности -  остатки средств предприятий на счетах составляют около 27 триллионов рублей, а направлять их в кредиты не позволяет, как уже было сказано, высокая ключевая ставка ЦБ России. Проще говоря, денег много — а вкладывать их невозможно, если не считать валютных спекуляций на рынке. В итоге ощутимо «просело» строительство, сокращается платежеспособный спрос населения с перспективой стагфляции. Это когда и денег нет, и   производство падает, опережая сокращение инфляции.

Шанс для реального сектора

Но не только подавление инфляции закрывает развитие синдицированных кредитов. Анатолий Аксаков, председатель Комитета по финансовому рынку Госдумы, подчеркнул, что в таком деликатном и ответственном деле, как соединение нескольких заемщиков в одном кредитном договоре, да еще и на громадные суммы, не должно быть неясностей и двойных толкований. А законодательство до последнего времени не давало четкого правового определения, как строить отношения между участниками синдиката между собой, с заемщиком и с банками-агентами. Действующие синдицированные кредиты оформлялись в соответствии с подзаконными инструкциями Центробанка. Злободневность проблемы стала очевидной, когда на высшем политическом уровне было определено, что Внешэкономбанк в качестве принципиального нового института развития должен запустить и финансировать «фабрику проектов» — важнейших инвестиционных направлений, в том числе и привлекая средства через механизм синдицированного кредитования.

Но не только большие стратегические задачи призван решать новы финансовый инструмент. В стране около 500 мелких и средних банков и в отдельности из их числа мало кто может организовать прибыльный и надежный многомиллионный кредит для надёжного заемщика. Новый законопроект вкупе с уже принятым законом о дифференциации банков в зависимости о размера собственного капитала в перспективе позволит вовлечь в оборот средства десятков региональных банков, объединенных в синдикаты, принося прибыль и оздоравливая финансовую ситуацию в российской глубинке.

Немаловажный факт — заемщиками при синдицированном кредитовании могут выступать и не банковские организации, нанимая банк в качестве агента. Это создает условия для того, чтобы в экономику пошли те самые свободные остатки средств юридических лиц с банковских депозитов под заведомо более высокие кредитные проценты. В этом случае случится  едва ли не революция: будет преодолен запретительный барьер высокой ключевой ставки Центробанка, чего не устают требовать не первый год  российские промышленники и аграрии. 

Просмотров 2811

11.07.2017 00:01