Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

На селянах экономить не будем

С какими проблемами столкнулись российские производители сельскохозяйственной продукции в условиях санкций, насколько готовы они к нынешней посевной страде, что мешает им в реализации программы продовольственного импортозамещения?

08.04.2015 15:56

На селянах экономить не будем
 
Об этом размышляет заместитель председателя Комитета ГД по аграрным вопросам Надежда Школкина.
 

Земли — в залог!

РФС: Надежда Васильевна, внесенный Правительством федеральный бюд­жет на 2015 год существенно скоррек­тирован. В какой мере это затронуло аграриев?
 
Надежда Школкина: Напомню, что согласно правительственному антикри­зисному плану агропромышленному комплексу планируется дополнительно выделить более 50 миллиардов рублей. Не буду скрывать, аграрии с большим воодушевлением восприняли эту но­вость, особенно учитывая, что бюджеты других отраслей были секвестрированы на 10 и более процентов. Мы понимаем, что ситуация не только в экономике, но и в целом по стране неоднозначная. Приходится что-то выбирать в качестве приоритета, а чем-то жертвовать. И мы рады, что наша страна одним из прио­ритетных направлений выбрала именно сельское хозяйство.
 
Вместе с тем, учитывая вызовы вре­мени, нам всем необходимо не только научиться приспосабливаться к реали­ям времени, но и развиваться в новых условиях, принимая порой жесткие и неординарные решения, в том числе при определении приоритетов развития. Например, что касается финансирова­ния АПК: уже давно необходимо отойти от общих показателей, заложенных в Госпрограмме развития сельского хо­зяйства, и перейти на адресное финан­сирование проектов. Выделяя средства на то или иное направление, мы долж­ны понимать, где и какие объекты будут построены, что это даст для отрасли и экономики в целом. Не говоря уже о том, что Минсельхоз должен иметь воз­можность в онлайновом режиме отсле­живать все этапы строительства и ввода того или иного объекта в действие.
 
И конечно же, мы должны не на сло­вах, а на деле решить вопрос с доступ­ностью финансовых ресурсов, в том числе через изменения инструментов государственной поддержки (напри­мер, перейти от субсидирования про­центной ставки по кредитам на пря­мое возмещение затрат) и вовлечения земель сельхозназначения в залоговый актив. Мы разработали законопроект, который позволяет расширить пере­чень объектов и в качестве залога ис­пользовать земли сельхозназначения, находящиеся в муниципальной и го­сударственной собственности. При их оценке в качестве залога будет браться кадастровая стоимость, при обоюдном согласии — рыночная стоимость зало­говых земель, если последняя в значи­тельной степени превышает кадастро­вую оценку, например мелиорируемые земли под плодовыми растениями.
 
Сегодня же кредитные организа­ции, как правило, оценивают земли сельхозназначения по заниженной цене, да еще со значительным дис­контом. Это фактически нивелирует земли сельхозназначения в качестве залогового актива, являющиеся порой единственным ресурсом для сельхоз­производителей в качестве финан­сового обеспечения перед кредитной организацией. Кроме того, считаем нужным полностью определиться с землями, которые находятся в паевой собственности, установив окончатель­ный срок по их выделу и постановке на кадастровый учет. При формиро­вании бюджета необходимо учесть средства на завершение строительства всех ранее начатых объектов, что важ­но как с точки зрения экономической целесообразности и эффективности использования федеральных средств, так и положительного импульса для потенциальных инвесторов в АПК.
 
РФС: А как обстоят дела с финанси­рованием социальной сферы на селе? Ждать ли тут сокращений?
 
Надежда Школкина: Не хотелось бы, чтобы сокращению подвергся бюджет на сельскую социальную сферу, где и без того много нерешенных проблем, где уровень жизни по-прежнему зна­чительно отстает от города  Многие индикаторы, заложенные в федераль­ную целевую программу устойчивого развития сельских территорий, на пер­вый взгляд, не относятся напрямую к производственным показателям, но при внимательном рассмотрении ока­зывают существенное влияние и на развитие производства. Например, те же самые дороги. Очевидно, что без развитой дорожной инфраструктуры невозможно развивать ни производ­ственную базу, ни сельские поселения. А у нас пока около 50 тысяч населен­ных пунктов не имеют доступа к сети автомобильных дорог с твердым по­крытием, более 60 тысяч остаются без автобусного сообщения.
 
Это значит, что люди, проживаю­щие в них, фактически лишаются еще и качественного образования и здра­воохранения. Так, на сегодняшний день медицинские услуги доступны только для 49 процентов сельского на­селения, а для 9 процентов — они со­всем недоступны. Я уж не говорю об инфраструктуре на селе, где уровень газификации, несмотря на значитель­ное перевыполнение плана по срав­нению с заложенным в программе по социальному развитию села заданием, находится на уровне немногим более 56 процентов. Водопроводы имеют лишь 32 процента сельских населен­ных пунктов.
 
Не менее важный вопрос — трудо­вые ресурсы, без которых, как извест­но, ни одно производство обойтись не сможет. Сегодня люди готовы рабо­тать в сельском хозяйстве, в том чис­ле и молодые, окончившие аграрные вузы, но им тоже нужны комфортные условия проживания, где наравне с интересной работой будет школа, до­рога, клуб, где они смогут проводить свой досуг, обмениваться мнениями. Иными словами, социальное развитие села является неотъемлемой частью процветания как агропромышленно­го комплекса, так и страны в целом. Именно поэтому социальное развитие села является приоритетным направ­лением для аграрного Комитета, для депутатов «Единой России». И мы бу­дем по-прежнему настаивать не толь­ко на сохранении, а, наоборот, при ма­лейшей возможности на увеличении финансирования социальной сферы села. На селянах экономить не будем.
 

Подорожали и семена, и удобрения

РФС: В нынешней сложной экономи­ческой ситуации особое значение при­обретают весенне-полевые работы. В южных регионах уже вовсю идет по­севная. И она, бьют тревогу аграрии на местах, под угрозой срыва. Следит ли за ситуацией комитет?
 
Надежда Школкина: Конечно. Более того, сегодня это — вопрос номер один. Ведь от качества весенне-полевых ра­бот зависит не только финансовое благополучие самих производителей сельскохозяйственных культур, но и продовольственная безопасность всей России. Это особенно актуально в ны­нешней ситуации, если учитывать, что к новому урожаю наша страна подойдет с незначительными запасами зерна как в интервенционном фонде — до 1,6 мил­лиона тонн, так и в целом по стране.
 
К тому же разработанная Минсельхозом программа по импортозамещению потребует увеличения поголовья скота и соответственно кормовой базы для него. Ожидается и увеличе­ние спроса на крупы и хлебобулоч­ные изделия, что обычно происходит на фоне снижения реальных доходов населения. Ситуацию усугубляет и текущее состояние озимых культур, где, по оценкам экспертов, потери в 2015 году составят более 21 процента от общей посевной площади. Разуме­ется, это приведет к пересеву и увели­чению финансовых затрат у сельхоз­производителей.
 
В настоящее время Правительство России приняло решение об увеличе­нии размера субсидируемой процент­ной ставки из федерального бюджета до 14,68 процента по краткосрочным кредитам, в том числе на проведе­ние сезонно-полевых работ. А также об увеличении объема поддержки на указанные цели до 18,8 миллиарда рублей, без учета малых форм хо­зяйствования. Это в конечном итоге позволит привлечь в отрасль более 100 миллиардов рублей, тогда как по экспертным оценкам в 2015 году для проведения полевых работ с соблюде­нием технологии необходимо не менее 500 миллиардов рублей привлеченных средств. Для сравнения, в 2014 году на проведение полевых работ предпри­ятиям АПК было выдано около 280 миллиардов рублей.
 
Вместе с тем далеко не все сельхоз­производители смогут воспользовать­ся данной формой поддержки, учиты­вая их высокую закредитованность, вынужденную пролонгацию кредитов и отсутствие залоговой базы. В отдель­ных регионах такая участь ждет каж­дого десятого сельхозпроизводителя. Я уж не говорю о Республике Крым, где из-за отсутствия кредитных организа­ций предприятия АПК де-факто лише­ны возможности получать кредиты, в том числе по льготным ставкам.
 
Выделяемая же из федерального бюджета погектарная поддержка в сумме 14,4 миллиарда рублей пока не способна оказать существенного влия­ния на проведение весенне-полевых ра­бот. Прежде всего из-за ее незначитель­ного размера — 175 рублей на 1 гектар, особенно на фоне постоянно растущих производственных затрат в последнее время. Только из-за курса валют прак­тически в два раза подорожали семена, значительно выросли цены на запас­ные части к технике и оборудованию, на минеральные удобрения и средства защиты растений. Все это, по оценкам экспертов, приведет к увеличению затрат минимум на 40 процентов по сравнению с 2014 годом.
 
Учитывая сложившуюся ситуацию, мы предложили правительству либо увеличить погектарную поддержку на проведение сезонно-полевых работ, в том числе за счет дополнительно выде­ленных средств из федерального бюд­жета, предусмотренных антикризисным планом; либо в качестве временной меры предоставить субъектам Федера­ции на возвратной основе бюджетные кредиты по ставке 0,1 процента на про­ведение сезонно-полевых работ, прежде всего на приобретение минеральных удобрений, запчастей, семян и ГСМ.
 
Это позволит своевременно обеспе­чить сельхозпроизводителей доступ­ными финансовыми ресурсами, не по­требовав от них дополнительного за­логового обеспечения, а от кредитных организаций формирования резервов в Центробанке по выданным кредитам. К тому же не повлечет за собой долго­срочных финансовых обязательств из федерального бюджета, так как все средства предоставляются субъектам Российской Федерации на возвратной основе и на конкретные цели.
 
РФС: СМИ переполнены сообщениями о том, что российские предприятия продают нашим аграриям удобрения чуть ли не по экспортным расценкам.
 
Надежда Школкина: Еще осенью прошлого года мы предложили Пра­вительству России заморозить цены на минеральные удобрения. В феврале 2015 года было принято решение об их фиксировании: для 49 субъектов Феде­рации на уровне январской цены 2015 года, для других регионов — на уровне февральской стоимости того же года. Это в конечном итоге должно соста­вить 30 процентов скидки от реальной экспортной цены. Ради объективно­сти стоит отметить: указанная мера сыграла бы более существенную роль в обеспечении сельхозпроизводителей минеральными удобрениями, если бы была принята хотя бы два месяца на­зад, когда производители начали ак­тивно заготавливать все необходимое для проведения весеннего сева.
 
В любом случае я рада, что на этот раз мы были услышаны своевремен­но. Сегодня, благодаря согласованной позиции депутатов «Единой России» и правительства, из бюджета будет вы­делено дополнительно 8,5 миллиарда рублей на погектарную поддержку, более 1 миллиарда на приобретение элитных семян, около 3 миллиардов рублей на поддержку малых форм хо­зяйствования, более 3 миллиардов на субсидирование процентной ставки по инвесткредитам, 750 миллионов руб­лей на закладку виноградников и са­дов. Иными словами, аграрный коми­тет Госдумы всегда открыт к диалогу, более того, всегда готов поддержать любые, даже очень смелые предложе­ния Правительства России по ниве­лированию сложившейся ситуации и дальнейшему развитию аграрно-промышленного комплекса страны.
 

Импортозамещение требует денег

РФС: В условиях антироссийских санк­ций особую роль приобретает програм­ма продовольственного импортозамещения. Насколько она успешно выпол­няется? Какие меры предусматривают­ся в этом направлении?
 
Надежда Школкина: Мы сегодня так часто говорим об импортозамещении, что порой сами не замечаем, как на­чинаем подменять смысл этого слова. Поэтому, прежде всего,  хотелось бы определиться с его пониманием. Лично я разделяю мнение тех, кто под им­портозамещением понимает, прежде всего, ускоренное развитие собствен­ного производства и наполнение рын­ка качественной и доступной по цене отечественной продукцией. Сегодня, кстати, сама ситуация дает шанс на­шим производителям занять достой­ное место на российском рынке. По ряду позиций, таких как зерно, сахар, растительное масло и картофель, мы вышли на уровень самообеспеченно­сти, и даже более — экспорт зерна уже составил около 24 миллионов тонн.
 
Тем не менее, доля импортных поста­вок сельскохозяйственной продукции на российский рынок достаточно вели­ка и по некоторым позициям достигает 60 и более процентов. Так, в 2013 году на импорт приходилось около 59 про­центов от общего объема потребляемой говядины, свинины — около 31 процен­та, мяса птицы — 13, сыров — около 48, молока и молочных продуктов в пере­счете на молоко — около 60 процентов, овощей — 30, фруктов и ягод — 70 про­центов. Решить вопрос по замещению этого импорта одномоментно и без се­рьезных финансовых вложений практи­чески невозможно.
 
Именно поэтому Правительство России приняло решение разработать план мероприятий по импортозамещению с акцентом на наиболее зависи­мые от импорта отрасли. Как вы пом­ните, Минсельхоз первоначально пред­ставил в кабинет министров свое виде­ние по решению поставленной задачи, определив наиболее чувствительными и импортозависимыми подотраслями АПК садоводство, овощеводство, мо­лочное и мясное скотоводство. А так­же определил соответствующее фи­нансирование в размере 1 триллиона 20 миллиардов рублей, что позволило бы провести ускоренное импортозамещение до 2018 года. Затем, как извест­но, эта сумма была скорректирована до 625,8 миллиарда рублей до 2020 года. К сожалению, из-за финансовых ограничений не все предложения Минсельхоза России были поддержаны.
 
Принятая сегодня Госпрограмма по развитию сельского хозяйства скор­ректирована уже в соответствии с Указом Президента России по импортозамещению, где наряду с развитием основных отраслей сельского хозяй­ства отдельное внимание уделено созданию оптово-логистических центров, без которых доставка сельхозпродук­ции, особенно от мелкотоварных про­изводителей, до конечного покупателя крайне затруднена. Сегодня в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах производится около 89 процентов картофеля, 83 — овощей, 54 процента молока от общего объема производства.
 
В Госпрограмме также предусмо­трены субсидии сельхозпроизводите­лям на возмещение части понесенных ими затрат на строительство храни­лищ для картофеля, плодов и овощей, тепличных, селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих цен­тров, животноводческих комплексов молочного направления. Кстати, к возмещению подлежит и часть затрат на строительство оптово-логистических центров. Для картофелеводов и производителей овощей в открытом грунте предусматривается погектар­ная поддержка по аналогии с произво­дителями зерновых культур. Вводятся субсидии на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам предприятиям АПК в сфере пищевой и перерабатывающей продукции. Пред­усматривается грантовая поддержка кооперативов, которые занимаются сбором молока.
 
Но все мы хорошо понимаем: любая программа тогда хороша, когда она востребована и реализуема. А сегодня есть вопросы, вызывающие у аграриев серьезную озабоченность, без решения которых им будет крайне затрудни­тельно провести как весенне-полевые работы, так и планировать дальней­шее развитие хозяйств. Прежде всего, это вопрос, связанный с доступностью финансовых ресурсов, где процентная ставка до сих пор достигает 25, а ино­гда и больше процентов, что фактиче­ски делает кредиты недоступными.
 
РФС: Только безумец будет брать та­кие кредиты, чтобы, скажем, провести посевную и разориться.
 
Надежда Школкина: Но даже при та­ких ставках получить кредит в банках порой невозможно, учитывая высокую закредитованность сельхозпредприя­тий и отсутствие у них залоговой ба­зы. Кроме того, субсидирование про­центной ставки по кредитам, выдан­ным предприятиям АПК, осуществля­ется исходя из ставки рефинансиро­вания — 8,25 процента. Таким образом, господдержка в виде субсидирования процентной ставки фактически ниве­лируется и де-факто не может оказать существенного влияния на финансо­вое положение сельскохозяйственных предприятий.
 

Се­годня, кстати, многие производители продуктов питания просят продлить эмбарго на ввоз продукции как ми­нимум на три года, что позволит им окончательно занять прочное место на российском рынке"


Мы неоднократно поднимали эти вопросы в Правительстве РФ. В на­стоящее время принято решение о возмещении процентной ставки по краткосрочным кредитам, в том числе на весенне-полевые работы, в размере 14,68 процента, а также о стопроцент­ном возмещении ставки рефинансиро­вания по другим кредитам, включая инвестиционные.
Но ситуация усугубляется тем, что сельхозпроизводителю все равно сна­чала придется заплатить всю ставку по кредиту, а затем ожидать ее сто­процентное возмещение из федерального бюджета в течение нескольких месяцев, а то и нескольких лет, как показал последний опыт. Поэтому нами разработан законопроект, кото­рый позволяет сельхозпроизводите­лю уплачивать только основное тело кредита и часть процентной ставки по нему, которая не субсидируется из федерального бюджета. Это позволило бы ему не отвлекать из оборота соб­ственные средства, так необходимые в нынешних условиях.
 
РФС: Россия уже длительное время находится под давлением санкций и контрсанкций, принятых в ответ. Как новые условия сказались на отече­ственных товаропроизводителях?
 
Надежда Школкина: Надо отметить, что многие из них не только не рас­терялись в сложившейся ситуации, но и воспользовались введенным эмбарго на ввоз импортных продуктов. В боль­шинстве своем они стали наращивать объемы собственного производства и решительно «захватывать» полки в предприятиях розничной торговли. При этом удивляют нас не только ка­чеством произведенной продукции, но и широким ассортиментом. Се­годня, кстати, многие производители продуктов питания просят продлить эмбарго на ввоз продукции как ми­нимум на три года, что позволит им окончательно занять прочное место на российском рынке.
 
Но у любой медали есть две сторо­ны. Наши производители сегодня, кро­ме отсутствия доступных финансовых ресурсов и увеличения цен на расход­ные материалы, сталкиваются с про­блемой нехватки определенного вида сырья. Так, например, увеличившийся спрос на отечественные сыры вызвал спрос на молоко, который наши про­изводители пока не способны удов­летворить в полном объеме. Подобная ситуация с переработкой овощей и фруктов, где сегодня еще прослежива­ется достаточно высокая зависимость от импортных поставок. И здесь лич­но я возлагаю большие надежды на Крым, где сама природа благоприят­ствует их возделыванию.
 
Сельхозпроизводители, как всегда, готовы работать, осваивая новые ни­ши и радуя покупателей своей про­дукцией, но без надежного плеча со стороны государства это крайне за­труднительно. Они и от правитель­ства, и от нас ждут своевременных решений. Аграрный комитет разрабо­тал конкретные предложения как по законодательному обеспечению меро­приятий правительственного антикри­зисного плана, так и по повышению финансовой устойчивости предприя­тий АПК. При этом надо отметить, что из большинства пунктов, представ­ленных депутатами нашего комитета, лишь незначительная часть потребует дополнительных финансовых затрат и то исключительно на возвратной ос­нове. Например, бюджетные кредиты субъектам Российской Федерации.
 
Полагаю, что наши законодательные предложения будут поддержаны правительством, и мы вместе реализуем их в ближайшее время во славу России!
 
Беседовал Павел Анохин
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 4670