Земли — в залог!
РФС: Надежда Васильевна, внесенный Правительством федеральный бюджет на 2015 год существенно скорректирован. В какой мере это затронуло аграриев?
Надежда Школкина: Напомню, что согласно правительственному антикризисному плану агропромышленному комплексу планируется дополнительно выделить более 50 миллиардов рублей. Не буду скрывать, аграрии с большим воодушевлением восприняли эту новость, особенно учитывая, что бюджеты других отраслей были секвестрированы на 10 и более процентов. Мы понимаем, что ситуация не только в экономике, но и в целом по стране неоднозначная. Приходится что-то выбирать в качестве приоритета, а чем-то жертвовать. И мы рады, что наша страна одним из приоритетных направлений выбрала именно сельское хозяйство.
Вместе с тем, учитывая вызовы времени, нам всем необходимо не только научиться приспосабливаться к реалиям времени, но и развиваться в новых условиях, принимая порой жесткие и неординарные решения, в том числе при определении приоритетов развития. Например, что касается финансирования АПК: уже давно необходимо отойти от общих показателей, заложенных в Госпрограмме развития сельского хозяйства, и перейти на адресное финансирование проектов. Выделяя средства на то или иное направление, мы должны понимать, где и какие объекты будут построены, что это даст для отрасли и экономики в целом. Не говоря уже о том, что Минсельхоз должен иметь возможность в онлайновом режиме отслеживать все этапы строительства и ввода того или иного объекта в действие.
И конечно же, мы должны не на словах, а на деле решить вопрос с доступностью финансовых ресурсов, в том числе через изменения инструментов государственной поддержки (например, перейти от субсидирования процентной ставки по кредитам на прямое возмещение затрат) и вовлечения земель сельхозназначения в залоговый актив. Мы разработали законопроект, который позволяет расширить перечень объектов и в качестве залога использовать земли сельхозназначения, находящиеся в муниципальной и государственной собственности. При их оценке в качестве залога будет браться кадастровая стоимость, при обоюдном согласии — рыночная стоимость залоговых земель, если последняя в значительной степени превышает кадастровую оценку, например мелиорируемые земли под плодовыми растениями.
Сегодня же кредитные организации, как правило, оценивают земли сельхозназначения по заниженной цене, да еще со значительным дисконтом. Это фактически нивелирует земли сельхозназначения в качестве залогового актива, являющиеся порой единственным ресурсом для сельхозпроизводителей в качестве финансового обеспечения перед кредитной организацией. Кроме того, считаем нужным полностью определиться с землями, которые находятся в паевой собственности, установив окончательный срок по их выделу и постановке на кадастровый учет. При формировании бюджета необходимо учесть средства на завершение строительства всех ранее начатых объектов, что важно как с точки зрения экономической целесообразности и эффективности использования федеральных средств, так и положительного импульса для потенциальных инвесторов в АПК.
РФС: А как обстоят дела с финансированием социальной сферы на селе? Ждать ли тут сокращений?
Надежда Школкина: Не хотелось бы, чтобы сокращению подвергся бюджет на сельскую социальную сферу, где и без того много нерешенных проблем, где уровень жизни по-прежнему значительно отстает от города Многие индикаторы, заложенные в федеральную целевую программу устойчивого развития сельских территорий, на первый взгляд, не относятся напрямую к производственным показателям, но при внимательном рассмотрении оказывают существенное влияние и на развитие производства. Например, те же самые дороги. Очевидно, что без развитой дорожной инфраструктуры невозможно развивать ни производственную базу, ни сельские поселения. А у нас пока около 50 тысяч населенных пунктов не имеют доступа к сети автомобильных дорог с твердым покрытием, более 60 тысяч остаются без автобусного сообщения.
Это значит, что люди, проживающие в них, фактически лишаются еще и качественного образования и здравоохранения. Так, на сегодняшний день медицинские услуги доступны только для 49 процентов сельского населения, а для 9 процентов — они совсем недоступны. Я уж не говорю об инфраструктуре на селе, где уровень газификации, несмотря на значительное перевыполнение плана по сравнению с заложенным в программе по социальному развитию села заданием, находится на уровне немногим более 56 процентов. Водопроводы имеют лишь 32 процента сельских населенных пунктов.
Не менее важный вопрос — трудовые ресурсы, без которых, как известно, ни одно производство обойтись не сможет. Сегодня люди готовы работать в сельском хозяйстве, в том числе и молодые, окончившие аграрные вузы, но им тоже нужны комфортные условия проживания, где наравне с интересной работой будет школа, дорога, клуб, где они смогут проводить свой досуг, обмениваться мнениями. Иными словами, социальное развитие села является неотъемлемой частью процветания как агропромышленного комплекса, так и страны в целом. Именно поэтому социальное развитие села является приоритетным направлением для аграрного Комитета, для депутатов «Единой России». И мы будем по-прежнему настаивать не только на сохранении, а, наоборот, при малейшей возможности на увеличении финансирования социальной сферы села. На селянах экономить не будем.
Подорожали и семена, и удобрения
РФС: В нынешней сложной экономической ситуации особое значение приобретают весенне-полевые работы. В южных регионах уже вовсю идет посевная. И она, бьют тревогу аграрии на местах, под угрозой срыва. Следит ли за ситуацией комитет?
Надежда Школкина: Конечно. Более того, сегодня это — вопрос номер один. Ведь от качества весенне-полевых работ зависит не только финансовое благополучие самих производителей сельскохозяйственных культур, но и продовольственная безопасность всей России. Это особенно актуально в нынешней ситуации, если учитывать, что к новому урожаю наша страна подойдет с незначительными запасами зерна как в интервенционном фонде — до 1,6 миллиона тонн, так и в целом по стране.
К тому же разработанная Минсельхозом программа по импортозамещению потребует увеличения поголовья скота и соответственно кормовой базы для него. Ожидается и увеличение спроса на крупы и хлебобулочные изделия, что обычно происходит на фоне снижения реальных доходов населения. Ситуацию усугубляет и текущее состояние озимых культур, где, по оценкам экспертов, потери в 2015 году составят более 21 процента от общей посевной площади. Разумеется, это приведет к пересеву и увеличению финансовых затрат у сельхозпроизводителей.
В настоящее время Правительство России приняло решение об увеличении размера субсидируемой процентной ставки из федерального бюджета до 14,68 процента по краткосрочным кредитам, в том числе на проведение сезонно-полевых работ. А также об увеличении объема поддержки на указанные цели до 18,8 миллиарда рублей, без учета малых форм хозяйствования. Это в конечном итоге позволит привлечь в отрасль более 100 миллиардов рублей, тогда как по экспертным оценкам в 2015 году для проведения полевых работ с соблюдением технологии необходимо не менее 500 миллиардов рублей привлеченных средств. Для сравнения, в 2014 году на проведение полевых работ предприятиям АПК было выдано около 280 миллиардов рублей.
Вместе с тем далеко не все сельхозпроизводители смогут воспользоваться данной формой поддержки, учитывая их высокую закредитованность, вынужденную пролонгацию кредитов и отсутствие залоговой базы. В отдельных регионах такая участь ждет каждого десятого сельхозпроизводителя. Я уж не говорю о Республике Крым, где из-за отсутствия кредитных организаций предприятия АПК де-факто лишены возможности получать кредиты, в том числе по льготным ставкам.
Выделяемая же из федерального бюджета погектарная поддержка в сумме 14,4 миллиарда рублей пока не способна оказать существенного влияния на проведение весенне-полевых работ. Прежде всего из-за ее незначительного размера — 175 рублей на 1 гектар, особенно на фоне постоянно растущих производственных затрат в последнее время. Только из-за курса валют практически в два раза подорожали семена, значительно выросли цены на запасные части к технике и оборудованию, на минеральные удобрения и средства защиты растений. Все это, по оценкам экспертов, приведет к увеличению затрат минимум на 40 процентов по сравнению с 2014 годом.
Учитывая сложившуюся ситуацию, мы предложили правительству либо увеличить погектарную поддержку на проведение сезонно-полевых работ, в том числе за счет дополнительно выделенных средств из федерального бюджета, предусмотренных антикризисным планом; либо в качестве временной меры предоставить субъектам Федерации на возвратной основе бюджетные кредиты по ставке 0,1 процента на проведение сезонно-полевых работ, прежде всего на приобретение минеральных удобрений, запчастей, семян и ГСМ.
Это позволит своевременно обеспечить сельхозпроизводителей доступными финансовыми ресурсами, не потребовав от них дополнительного залогового обеспечения, а от кредитных организаций формирования резервов в Центробанке по выданным кредитам. К тому же не повлечет за собой долгосрочных финансовых обязательств из федерального бюджета, так как все средства предоставляются субъектам Российской Федерации на возвратной основе и на конкретные цели.
РФС: СМИ переполнены сообщениями о том, что российские предприятия продают нашим аграриям удобрения чуть ли не по экспортным расценкам.
Надежда Школкина: Еще осенью прошлого года мы предложили Правительству России заморозить цены на минеральные удобрения. В феврале 2015 года было принято решение об их фиксировании: для 49 субъектов Федерации на уровне январской цены 2015 года, для других регионов — на уровне февральской стоимости того же года. Это в конечном итоге должно составить 30 процентов скидки от реальной экспортной цены. Ради объективности стоит отметить: указанная мера сыграла бы более существенную роль в обеспечении сельхозпроизводителей минеральными удобрениями, если бы была принята хотя бы два месяца назад, когда производители начали активно заготавливать все необходимое для проведения весеннего сева.
В любом случае я рада, что на этот раз мы были услышаны своевременно. Сегодня, благодаря согласованной позиции депутатов «Единой России» и правительства, из бюджета будет выделено дополнительно 8,5 миллиарда рублей на погектарную поддержку, более 1 миллиарда на приобретение элитных семян, около 3 миллиардов рублей на поддержку малых форм хозяйствования, более 3 миллиардов на субсидирование процентной ставки по инвесткредитам, 750 миллионов рублей на закладку виноградников и садов. Иными словами, аграрный комитет Госдумы всегда открыт к диалогу, более того, всегда готов поддержать любые, даже очень смелые предложения Правительства России по нивелированию сложившейся ситуации и дальнейшему развитию аграрно-промышленного комплекса страны.
Импортозамещение требует денег
РФС: В условиях антироссийских санкций особую роль приобретает программа продовольственного импортозамещения. Насколько она успешно выполняется? Какие меры предусматриваются в этом направлении?
Надежда Школкина: Мы сегодня так часто говорим об импортозамещении, что порой сами не замечаем, как начинаем подменять смысл этого слова. Поэтому, прежде всего, хотелось бы определиться с его пониманием. Лично я разделяю мнение тех, кто под импортозамещением понимает, прежде всего, ускоренное развитие собственного производства и наполнение рынка качественной и доступной по цене отечественной продукцией. Сегодня, кстати, сама ситуация дает шанс нашим производителям занять достойное место на российском рынке. По ряду позиций, таких как зерно, сахар, растительное масло и картофель, мы вышли на уровень самообеспеченности, и даже более — экспорт зерна уже составил около 24 миллионов тонн.
Тем не менее, доля импортных поставок сельскохозяйственной продукции на российский рынок достаточно велика и по некоторым позициям достигает 60 и более процентов. Так, в 2013 году на импорт приходилось около 59 процентов от общего объема потребляемой говядины, свинины — около 31 процента, мяса птицы — 13, сыров — около 48, молока и молочных продуктов в пересчете на молоко — около 60 процентов, овощей — 30, фруктов и ягод — 70 процентов. Решить вопрос по замещению этого импорта одномоментно и без серьезных финансовых вложений практически невозможно.
Именно поэтому Правительство России приняло решение разработать план мероприятий по импортозамещению с акцентом на наиболее зависимые от импорта отрасли. Как вы помните, Минсельхоз первоначально представил в кабинет министров свое видение по решению поставленной задачи, определив наиболее чувствительными и импортозависимыми подотраслями АПК садоводство, овощеводство, молочное и мясное скотоводство. А также определил соответствующее финансирование в размере 1 триллиона 20 миллиардов рублей, что позволило бы провести ускоренное импортозамещение до 2018 года. Затем, как известно, эта сумма была скорректирована до 625,8 миллиарда рублей до 2020 года. К сожалению, из-за финансовых ограничений не все предложения Минсельхоза России были поддержаны.
Принятая сегодня Госпрограмма по развитию сельского хозяйства скорректирована уже в соответствии с Указом Президента России по импортозамещению, где наряду с развитием основных отраслей сельского хозяйства отдельное внимание уделено созданию оптово-логистических центров, без которых доставка сельхозпродукции, особенно от мелкотоварных производителей, до конечного покупателя крайне затруднена. Сегодня в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах производится около 89 процентов картофеля, 83 — овощей, 54 процента молока от общего объема производства.
В Госпрограмме также предусмотрены субсидии сельхозпроизводителям на возмещение части понесенных ими затрат на строительство хранилищ для картофеля, плодов и овощей, тепличных, селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров, животноводческих комплексов молочного направления. Кстати, к возмещению подлежит и часть затрат на строительство оптово-логистических центров. Для картофелеводов и производителей овощей в открытом грунте предусматривается погектарная поддержка по аналогии с производителями зерновых культур. Вводятся субсидии на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам предприятиям АПК в сфере пищевой и перерабатывающей продукции. Предусматривается грантовая поддержка кооперативов, которые занимаются сбором молока.
Но все мы хорошо понимаем: любая программа тогда хороша, когда она востребована и реализуема. А сегодня есть вопросы, вызывающие у аграриев серьезную озабоченность, без решения которых им будет крайне затруднительно провести как весенне-полевые работы, так и планировать дальнейшее развитие хозяйств. Прежде всего, это вопрос, связанный с доступностью финансовых ресурсов, где процентная ставка до сих пор достигает 25, а иногда и больше процентов, что фактически делает кредиты недоступными.
РФС: Только безумец будет брать такие кредиты, чтобы, скажем, провести посевную и разориться.
Надежда Школкина: Но даже при таких ставках получить кредит в банках порой невозможно, учитывая высокую закредитованность сельхозпредприятий и отсутствие у них залоговой базы. Кроме того, субсидирование процентной ставки по кредитам, выданным предприятиям АПК, осуществляется исходя из ставки рефинансирования — 8,25 процента. Таким образом, господдержка в виде субсидирования процентной ставки фактически нивелируется и де-факто не может оказать существенного влияния на финансовое положение сельскохозяйственных предприятий.
Сегодня, кстати, многие производители продуктов питания просят продлить эмбарго на ввоз продукции как минимум на три года, что позволит им окончательно занять прочное место на российском рынке"
Мы неоднократно поднимали эти вопросы в Правительстве РФ. В настоящее время принято решение о возмещении процентной ставки по краткосрочным кредитам, в том числе на весенне-полевые работы, в размере 14,68 процента, а также о стопроцентном возмещении ставки рефинансирования по другим кредитам, включая инвестиционные.
Но ситуация усугубляется тем, что сельхозпроизводителю все равно сначала придется заплатить всю ставку по кредиту, а затем ожидать ее стопроцентное возмещение из федерального бюджета в течение нескольких месяцев, а то и нескольких лет, как показал последний опыт. Поэтому нами разработан законопроект, который позволяет сельхозпроизводителю уплачивать только основное тело кредита и часть процентной ставки по нему, которая не субсидируется из федерального бюджета. Это позволило бы ему не отвлекать из оборота собственные средства, так необходимые в нынешних условиях.
РФС: Россия уже длительное время находится под давлением санкций и контрсанкций, принятых в ответ. Как новые условия сказались на отечественных товаропроизводителях?
Надежда Школкина: Надо отметить, что многие из них не только не растерялись в сложившейся ситуации, но и воспользовались введенным эмбарго на ввоз импортных продуктов. В большинстве своем они стали наращивать объемы собственного производства и решительно «захватывать» полки в предприятиях розничной торговли. При этом удивляют нас не только качеством произведенной продукции, но и широким ассортиментом. Сегодня, кстати, многие производители продуктов питания просят продлить эмбарго на ввоз продукции как минимум на три года, что позволит им окончательно занять прочное место на российском рынке.
Но у любой медали есть две стороны. Наши производители сегодня, кроме отсутствия доступных финансовых ресурсов и увеличения цен на расходные материалы, сталкиваются с проблемой нехватки определенного вида сырья. Так, например, увеличившийся спрос на отечественные сыры вызвал спрос на молоко, который наши производители пока не способны удовлетворить в полном объеме. Подобная ситуация с переработкой овощей и фруктов, где сегодня еще прослеживается достаточно высокая зависимость от импортных поставок. И здесь лично я возлагаю большие надежды на Крым, где сама природа благоприятствует их возделыванию.
Сельхозпроизводители, как всегда, готовы работать, осваивая новые ниши и радуя покупателей своей продукцией, но без надежного плеча со стороны государства это крайне затруднительно. Они и от правительства, и от нас ждут своевременных решений. Аграрный комитет разработал конкретные предложения как по законодательному обеспечению мероприятий правительственного антикризисного плана, так и по повышению финансовой устойчивости предприятий АПК. При этом надо отметить, что из большинства пунктов, представленных депутатами нашего комитета, лишь незначительная часть потребует дополнительных финансовых затрат и то исключительно на возвратной основе. Например, бюджетные кредиты субъектам Российской Федерации.
Полагаю, что наши законодательные предложения будут поддержаны правительством, и мы вместе реализуем их в ближайшее время во славу России!
Беседовал Павел Анохин