Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Матвиенко раскритиковала Минвостокразвития за отсутствие развития

Спикер Совета Федерации призвала министра стать стратегом, а не сборщиком заявок

25.06.2019 20:21

Автор: Никита Вятчанин

Минвостокразвития пора сосредоточиться на стратегии прорывного, а не рутинного развития Дальнего Востока и Арктики. И одним из важнейших шагов в этом направлении должно стать внесение ведомством в Госдуму до 1 июля законопроекта о льготах для инвесторов в российской Арктике. Об этом заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече сенаторов с главой ведомства Александром Козловым в формате «Открытый диалог с министром».

Прорыв есть, но не у нас

В зале был полный аншлаг: интерес сенаторов к встрече с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики обусловлен тем, что именно на этих территориях во многом сосредоточен потенциал для качественного прорыва в экономике всей страны. Валентина Матвиенко, открывая встречу с Александром Козловым, подчеркнула — макрорегион должен стать территорией «настоящего прорыва». Но пока результаты, по словам спикера, не впечатляют. Даже несмотря на то, что парламентариями принято более 30 законов по развитию Арктики и Дальнего Востока.

Как отметила Матвиенко, темпы роста промышленного производства и зарплат в макрорегионе лишь незначительно выше среднероссийского уровня, а объём инвестиций и вовсе растёт медленнее, чем в среднем по стране. В этой связи она напомнила, что, согласно поручению главы государства, до 1 июля в Государственную Думу должен быть внесён законопроект, устанавливающий специальные меры господдержки для инвесторов в Арктической зоне — его в Совете Федерации ждут от Минвостокразвития с нетерпением. Так же, как и базового закона о развитии Арктики, которого как не было, так и нет, хотя серьёзных наработок в отношении этого документа более чем достаточно.

Валентина Матвиенко заглянула в «завтрашний день» развития Арктики
До 1 сентября Президентом России поставлена задача подготовить национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 года (проект документа уже разработан — прим. ред.), до 1 декабря — стратегию развития Арктической зоны РФ. Это очередные документы в растущей череде бумаг по развитию макрорегиона. «Вот уже десять лет мы пишем стратегии, программы, а прорыва в экономике нет, — поставила на вид Валентина Матвиенко. — Зато прорыв мы наблюдаем по ту сторону дальневосточной границы — там, в странах Азии, растут новые ультрасовременные города, производства. А у нас программа, которая сегодня предлагается министерством, — это программа рутинного развития, а не прорыва. Тем более что исполнение показателей развития региона по итогам прошлого года не превышает 50 процентов!»

«И никаких высокотехнологичных проектов не предвидится — мы хотели бы, но не видим этого в предложенной программе», — обратилась она к министру Козлову.

Со своей стороны глава Минвостокразвития обратил внимание на то, что нацпрограмма не готовилась кулуарно. Был создан специальный сайт, на который поступило 16 524 предложения от граждан, после чего за них голосовали в общей сумме 455 877 человек. «Мы не ограничились сайтом, во всех муниципалитетах Дальнего Востока прошли в общей сложности 2492 встречи с жителями, в которых приняли участие более 147 тысяч человек», — скрупулёзно приводил цифры глава Минвостокразвития.

Однако, по мнению Валентины Матвиенко, работа по развитию видится немного иначе. «Не хочется, чтобы Минвостокразвития превратилось в сборщика заявок от граждан и регионов. Вы должны заниматься стратегией развития, а расчёты того, сколько и кому делать, вполне могут взять на себя регионы», — заметила спикер.

Александр Козлов. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

Как преодолеть убыль населения на Дальнем Востоке

Сенаторов интересовали и ответы на конкретные вопросы. В частности, Владимир Джабаров поднял тему строительства инфраструктуры на «дальневосточных гектарах» — земле, которую граждане России могут получить во владение бесплатно. По его словам, возведение систем жизнеобеспечения должно осуществляться за федеральный счёт, регионы сами все расходы просто не потянут. Александр Козлов в ответ сообщил, что его ведомство предлагает в рамках нацпрограммы масштабное строительство на Дальнем Востоке новых дорог, ЛЭП, теплотрасс и прочего.

Цена вопроса — около полутора триллиона рублей до 2025 года. Правда, предложение это наверняка, и в этом министр сразу признался, «найдёт серьёзного оппонента» в лице Минфина. Тем более что расходы эти должны быть выделены дополнительно, помимо трат на реализацию нацпроектов.

11,7 триллиона рублей, по данным Минвостокразвития, требуется для поступательного развития российской Арктики и Дальнего Востока до 2025 года.
Говорилось на встрече и о том, что никак не удаётся преодолеть тенденцию к сокращению людей — это касается и миграционной, и естественной убыли населения. Вопрос этот, как считает Валентина Матвиенко, напрямую связан с тем, что меры социальной поддержки дальневосточников малоэффективны. Глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предложил конкретные шаги — выделить многодетным семьям на Дальнем Востоке землю с уже готовой для жизни на ней инфраструктурой, это газ, вода, тепло. Это может стать переломным моментом для притока населения, считает сенатор. Александр Козлов ответил, что такие меры поддержки уже обсуждались с Минтрудом и нашли поддержку. А вот предложение «хозяина Арктики» выделить каждой семье с тремя и более детьми по микроавтобусу было заблокировано.

Есть для Дальнего Востока и свои хронические, как язвенная болезнь, вопросы. Среди них — высокие цены на авиаперелёты для дальневосточников, которые хотят полететь на море, в европейскую часть страны, в Москву и Санкт-Петербург. «Буквально каждый год сенаторы с Дальнего Востока говорят о нехватке льготных билетов для таких перелётов. Но нам нельзя разрывать единое пространство страны и «запирать» людей в своих регионах. Правильнее всего было бы построить основательную эффективную систему транспортной доступности всех дальневосточных регионов. И Минвостокразвития должно играть в этом процессе, что называется, первую скрипку», — уверена Валентина Матвиенко.