Послание Президента Федеральному Собранию

вчераКакие задачи Владимир Путин поставит в Послании

вчераНесколько улиц в центре Москвы перекроют из-за Послания Путина

вчераНа Послание Федеральному Собранию не пустят с едой, водой и вейпами

Маркетплейсам хотят ужесточить правила пересылки товаров

В Госдуме и Совете Федерации предлагают усовершенствовать торговлю на онлайн-платформах, защитив россиян от произвола их владельцев

26.01.2024 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Маркетплейсам хотят ужесточить правила пересылки товаров
  © pxhere.com

Внесенный в 2023 году в Госдуму законопроект, касающийся регулирования работы маркетплейсов, находится на стадии получения заключения Правительства. Об этом «Парламентской газете» сообщила соавтор поправок, первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Вместе с тем депутат считает возможным внести ко второму чтению документа уточнения, в том числе со стороны коллег из Совфеда. В частности, полезным может оказаться предложение главы Комитета палаты регионов по экономической политике Андрея Кутепова установить долю рынка маркетплейсов и в случае ее превышения ограничить открытие новых пунктов выдачи заказов. Об этом говорится в письме сенатора на имя помощника президента РФ Максима Орешкина. Копия документа имеется в распоряжении нашего издания. Но, скорее всего, эта инициатива будет оформлена в отдельный законопроект, уточнил «Парламентской газете» ее автор.

Нуждаются в защите

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2021 году доля маркетплейсов от общего числа онлайн-продаж в России составляла около 40 процентов, в первой половине 2022-го — уже 47,9 процента, а в 2024 году, по прогнозам, приблизится к 54 процентам. С одной стороны, можно было бы порадоваться, так как продажи онлайн становятся более системными и комфортными, но с другой — увеличение масштабов организованной электронной торговли приносит проблемы.

Прошлогодние скандалы, возникшие между владельцами цифровых торговых платформ, их партнерами, сотрудниками и потребителями, показали несовершенство системы регулирования электронной коммерции. Поэтому депутаты разработали и внесли в сентябре 2023 года в Госдуму межфракционный законопроект, корректирующий взаимоотношения маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ). «Документ регламентирует наиболее острые вопросы, которые возникают в этой сфере, и в первую очередь он защищает интересы продавцов и владельцев пунктов выдачи товаров от произвола владельцев цифровых платформ», — ранее пояснял суть инициативы автор поправок, глава думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.

В России с 1 февраля проиндексируют более 40 выплат и пособий

В законопроекте говорится, что цифровые платформы должны предоставлять информацию об условиях договоров, заключаемых между маркетплейсом, продавцами и владельцами пунктов выдачи. Она должна в обязательном порядке размещаться на сайте маркетплейса.

«Хорошо известно, что цифровые платформы часто в одностороннем порядке меняют условия договоров и тем самым они нарушают интересы продавцов и владельцев ПВЗ. В связи с этим мы считаем, что условия договоров должны пересматриваться по соглашению сторон не чаще одного раза в год. При этом не менее чем за 30 календарных дней стороны должны уведомлять друг друга о намерении изменить условия договора», — цитирует пресс-служба председателя СРЗП.

Он отметил, что в этом документе должно четко указываться, по каким причинам маркетплейс может штрафовать продавцов и владельцев ПВЗ. В нем необходимо указать все возможные суммы штрафов, а прежде чем наложить их, цифровая платформа должна предварительно направить своим партнерам мотивированное письменное уведомление о принятии такого решения.

Есть еще одна важная проблема, считают авторы законопроекта: сегодня маркетплейсы распоряжаются счетами партнеров как своими. «С точки зрения и здравого смысла, и законодательства никакой вольницы у них здесь быть не должно, и поэтому мы предлагаем разрешить цифровым платформам списывать средства со счетов продавцов или ПВЗ только при наличии их письменного разрешения. Крайне важно также ограничить возможность маркетплейсов ограничивать доступ к личным кабинетам продавцов товаров или владельца ПВЗ», — указал Сергей Миронов.

За выборами в России будут следить не менее 500 международных наблюдателей

Как пояснила нашему изданию Яна Лантратова, в настоящее время проект закона находится на стадии получения заключения Правительства. «Пока идет работа с Минпромторгом, уже провели две встречи, в которых также участвовали представители маркетплейсов. Обсуждение продолжается. У нас нет задачи навредить бизнесу, тем более столь востребованному. Но все же прежде всего мы ориентированы и будем отстаивать права людей. Нам надо защитить покупателей от некачественной, а порой даже и опасной продукции, от контрафакта», — отметила депутат.

Она напомнила, что многие родители сегодня заказывают в маркетплейсах игрушки и детские вещи, «поэтому строгий контроль качества этих товаров необходим».

Безопасность прежде всего

При этом ждать быстрых подвижек в наведении порядка пока не приходится. Как поясняет в письме Андрей Кутепов, сегодня в Роспотребнадзор поступает большое количество обращений россиян по тематике «дистанционная торговля»: в 2022 году — 48 135 жалоб (прирост по сравнению с 2021 годом 28,62 процента), за девять месяцев 2023 года — уже 48 322. В общем объеме обращений в сфере розничной торговли на дистанционные продажи приходится 32,3 процента.

В то же время маркетплейсы поставлены в более выгодное положение, чем государственные почтовики. К примеру, в отношении «Почты России» действуют требования об обеспечении безопасности вложений, которое не допускает к пересылке запрещенные предметы и вещества. Поэтому МВД сегодня поддерживает разработку соответствующих нормативных требований к маркетплейсам «в целях недопущения пересылки запрещенных в обороте предметов и веществ (наркотических, а также психотропных средств, оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.д.)», уточнил Кутепов.

Что изменится в жизни призывников в 2024 году

«Кроме того, учитывая, что маркетплейсы при межрегиональных доставках товаров задействуют транспортно-логистические компании, которые в том числе занимаются перевозкой и пересылкой различных отправлений, по мнению Министерства внутренних дел Российской Федерации, представляется целесообразным предусмотреть распространение разрабатываемых норм безопасности на деятельность указанных организаций», — убежден сенатор.

Вместе с тем Андрей Кутепов отмечает в письме, что сегодня деятельность маркетплейсов не подпадает под законодательное ограничение приобретения, аренды дополнительной площади торговых объектов.

«Однако, будучи, по сути, такими же хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами, как и традиционные торговые сети, маркетплейсы получают конкурентные преимущества и не ограничены в открытии или аренде новых пунктов выдачи заказов в границах субъектов, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос об установлении доли рынка маркетплейсов и ограничении открытия новых пунктов выдачи заказов маркетплейсов в случае ее превышения», — предлагает сенатор.

Такая инициатива вполне может быть включена ко второму чтению думского законопроекта, не исключила Яна Лантратова. Но, как пояснил автор инициативы, скорее всего, она будет оформлена в качестве отдельного законопроекта.

Читайте также:

• ФАС выявила доминирующее положение Wildberries и Ozon на рынке маркетплейсов

Правда за нами