Колбасу и помидоры хотят пускать в торговые сети «по прописке»

Парламентарии помогут российским производителям продавать продукцию благодаря здоровому протекционизму

15.03.2023 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Колбасу и помидоры хотят пускать в торговые сети «по прописке»
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Чтобы попасть на полки сетевых магазинов, товар должен будет соответствовать ряду критериев: непременно быть российским, его производитель зарегистрирован в России и не находится под контролем иностранных лиц. Третье условие — российская принадлежность торгового знака. Такие поправки в закон о торговле депутаты от «Единой России» собираются внести в Госдуму этой весной. Они уже обсудили инициативу с промышленниками, которые пожаловались на нехватку мест для своих товаров в крупных гипермаркетах. 15 марта их претензии обсудят с руководством торговых сетей. Об этом «Парламентской газете» сообщила первый зампредседателя думского Комитета по вопросам семьи Татьяна Буцкая.

Нужные полки пока заняты

Около года назад FinExpertiza обнародовала статистику, согласно которой доля импортных продуктов в российских магазинах за последние 10 лет снизилась на треть — с 34 процентов в 2012 году до 24 процентов в 2022-м. Чаще всего импортировали сыры, растительные и животные масла. В 2022 году после введения санкций многие западные производители сами ушли с рынка, открыв вроде бы дорогу на прилавки российским конкурентам. Но проблемы с доступом в крупные торговые сети у отечественных предпринимателей все равно остались. Поэтому в «Единой России» и решили заняться здоровым протекционизмом.

Законопроект о «российских полках» коснется торговые сети с оборотом более двух миллиардов рублей в год. И не затронет малую и среднюю розницу, которые и так поддерживают отечественных производителей, а также монобрендовые магазины, уточнила Татьяна Буцкая.

По ее словам, законопроект предусматривает ряд обязательных условий. Во-первых, товар должен быть произведен в России. Во-вторых, производитель должен быть российским физическим или юридическим лицом, не находящимся под контролем иностранных лиц. И третье — торговый знак должен принадлежать россиянам.

Сейчас инициативу обсуждают со всеми заинтересованными сторонами. Первая встреча состоялась 3 марта с производителями непищевой продукции — парфюмерии, косметики, детских товаров, текстиля, обуви. А 13 марта единороссы пообщались с представителями пищевой промышленности.

«С продовольственными товарами ситуация лучше, чем с непродовольственными. Если смотреть на официальную статистику, по некоторым позициям мы закрываем практически сто процентов рынка. Поэтому мы должны дать возможность нашим российским производителям презентовать свой товар покупателю», — сказала Буцкая.

Татьяна Буцкая © Игорь Самохвалов/ПГ

Но тут возникают сложности. Ведь многие иностранные корпорации из России не ушли, а, урезав бюджеты на рекламу, направили деньги на выкуп лучших полок в торговых сетях. И наши производители в буквальном смысле не могут найти себе место.

«В результате в прошлом году мы получили еще большее количество проданного товара иностранного производства. Ведь даже если наш покупатель видит рекламу нашего бренда по телевизору, потом приходит в магазин и все полки не наших брендов, он покупает что есть», — сказала депутат.

При этом в «Единой России» не собираются запрещать иностранную продукцию, которая полюбилась россиянам, но предлагают закрепить долю отечественных товаров на прилавках. «Чтобы страна процветала, отеческая, государственная поддержка наших производителей должна быть видна. Доля будет зависеть от развития конкретной отрасли. Те, которые готовы закрыть 90 процентов, — прекрасно. Те, которые готовы закрыть всего 5 процентов, столько и будут закрывать. Важно, что регулирующая роль в этом вопросе отведена Минпромторгу», — пояснила Буцкая.

Еще одну встречу законодатели планируют провести с руководством крупных торговых сетей 15 марта. Парламентарий не исключает, что весной законопроект может быть внесен в Госдуму. «Если не столкнемся с какими-то вопросами, которые потребуют дополнительных решений», — уточнила депутат.

Напомним, в январе первый вице-спикер Совета Федерации, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак на Всероссийском совещании по вопросам импортозамещения заявил о необходимости законодательно закрепить минимальную долю отечественной продукции в сетевых продуктовых магазинах. Мера, по его словам, позволит популяризировать российских производителей.

Читайте также:

• Когда в «Ашанах» и «Магнитах» появятся огурцы и морковь прямо с грядки

Аграриям облегчить доступ

Инициативу поддерживают и в Совете Федерации. Первый зампредседателя Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин считает, что полки в торговых сетях должны дружить с продукцией отечественных производителей, в том числе аграриев. Сенатор также заявил, что свежее молоко, мясо, овощи и фрукты должны быть представлены не только на рынках и ярмарках, но и в крупных сетевых магазинах, которых по стране насчитывается более 65 тысяч.

«Нужно сделать так, чтобы небольшой сельхозпроизводитель, состоящий из одного-трех-пяти человек, а таких как раз большинство — около 80 процентов всех малых форм хозяйствования, — мог всеми видами торговли воспользоваться — и рынками, и ярмарками, нестационарными точками, и сетевыми магазинами — и свою продукцию доставить до населения», — сказал Митин.

По его словам, в 2022 году в интересах малых сельхозпроизводителей было выделено около 12 миллиардов рублей, получателями которых стали около трех тысяч предприятий, однако ключевой задачей остается организация сбыта продукции. «Данные Росстата свидетельствуют, что количество розничных рынков неуклонно снижается. Если на начало 2010 года в субъектах РФ насчитывалось 3497 рынков, то в начале этого года их всего 816. При этом количество сетевых магазинов растет: только крупный ретейл представлен в стране 65 тысячами магазинов», — отметил он.

Сергей Митин © пресс-служба Совета Федерации

Поэтому, убежден парламентарий, необходимо допустить малых сельскохозяйственных производителей до всех видов торговли, в том числе до больших сетевых магазинов. Чтобы облегчить сбыт товаров малого агробизнеса, он предложил законодательно закрепить понятие фермерской продукции. Такой законопроект, по его словам, в течение месяца сенаторы планируют вынести на согласование трех профильных министерств — Минсельхоза, Минпромторга и Минэкономразвития, «а дальше работать над возможными поправками».

Свой способ поддержки фермеров придумали и в Минпромторге — чиновники предложили открывать ларьки и палатки с фермерской продукцией у входов в большие магазины и торговые центры. Но парламентарии отнеслись к такой идее скептически. Так, председатель Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике Александр Двойных заявил, что в такой форме инициатива может свести на нет успехи, которых добились регионы в организации цивилизованной уличной торговли. Кроме того, у фермеров нет времени, чтобы участвовать в конкурсах и организовывать торговлю в ларьках, поэтому к прилавкам встанут перекупщики. 

Напомним, в конце прошлого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила парламентариям проработать возможные варианты сбыта сельскохозяйственной продукции. Фермеры, по ее мнению, должны иметь возможность пользоваться всеми видами государственной поддержки.

Правда за нами