Когда в России прекратятся перебои с электричеством

Минэнерго предлагает решить проблему объединением территориальных сетевых организаций, эксперты видят риски в таком слиянии активов

29.06.2022 16:13

Автор: Валерий Филоненко

Когда в России прекратятся перебои с электричеством
  © Игорь Самохвалов/ПГ

В Министерстве энергетики убеждены, что консолидация более полутора тысяч территориальных сетевых организаций (ТСО) под управлением системообразующих организаций в каждом регионе должна обеспечить бесперебойное электроснабжение россиян и повысить эффективность всего электросетевого комплекса. Профильный думский Комитет по энергетике в целом концепцию поддерживает, вместе с тем ряд экспертов и депутатов в ходе обсуждения законопроекта Минэнерго на расширенном заседании комитета 29 июня предложили подходить к теме объединения осторожно, так как есть риски не достичь поставленных целей за счет предложенного способа слияния активов малоэффективных компаний.

Надежность электросетей падает

По данным Минэнерго, за отопительный сезон с 15 ноября 2020 года по 15 апреля 2021 года было зафиксировано 25 случаев массовых нарушений электроснабжения в девяти регионах. В общей сложности они затронули около полутора миллиона человек. При этом в десяти случаях ликвидация последствий нарушений продолжалась более суток. Виной всему — серьезный износ электросетевого хозяйства. При этом некоторые компании не заинтересованы в обновлении оборудования и предпочитают создавать новые юрлица для обслуживания тех же объектов в случае лишения статуса, нежели устранять проблемы.

Решить проблему можно за счет консолидации территориальных сетевых организаций под крылом системообразующей компании в каждом регионе, с которой легче будет спрашивать за качество энергоснабжения. На сегодня в России зарегистрировано 1680 ТСО и, по замыслу Минэнерго, многие из них к 2025 году должны передать сети единому оператору. 

Такой законопроект разработан и находится на согласовании в Правительстве. Согласно документу, системообразующая компания будет создана на базе одного из крупнейших региональных ТСО, ответственность за которую будет нести регион.

В качестве критериев при отборе системообразующих организаций предлагается в том числе учитывать их крупность, долю необходимой валовой выручки, достаточность собственного персонала, спецтехники, аварийного запаса, время ликвидации нарушений энергоснабжения и обязательное наличие инвестпрограммы.

По словам главы Комитета по энергетике Павла Завального («Единая Россия»), реформа должна коснуться малоэффективных ТСО и бесхозных сетей, из-за которых часто случаются перебои в электроснабжении, а вот эффективные, по мысли авторов реформы, должны остаться. При этом следует учитывать разные ситуации. Одно дело, когда ТСО на фоне слабой регуляторики 1990-х годов в результате сомнительных аукционов попали в руки людей, беспокоящихся лишь о прибыли, и другое дело, когда сети создали бизнесмены, заинтересованные в развитии сетевого комплекса.

При этом глава комитета уточнил, что речь идет не о деприватизации ТСО, а именно — о консолидации активов «у тех, кто ими может управлять, обеспечив безопасность работы».

«Статистика такова на сегодня, что надежность сетевого комплекса не растет, а снижается. При этом малые ТСО имеют повышенный тариф по отношению к крупным ТСО», — отметил Завальный.

Поэтому в течение ближайших десяти лет необходимо завершить модернизацию всего сетевого комплекса в стране. «Понятно, что это мощный конфликт интересов. Понятно, что это вызывает раздражение собственников ТСО, но нужно принимать нужные для государства и общества решения», — подчеркнул Павел Завальный.

Павел Завальный © пресс-служба Госдумы

Половина ТСО не имеет инвестпрограмм

Замминистра энергетики Евгений Грабчак напомнил, когда в 2015 году только начиналась работа по консолидации, в стране насчитывалось более трех тысяч ТСО, сейчас их в два раза меньше.

«В рамках этой идеологии мы пришли к выводу о необходимости формирования единого центра ответственности за обеспечение надежного энергоснабжения в каждом регионе. Поэтому необходимо распределительные сети и в целом электросетевое хозяйство приводить в технологическом плане к мировым стандартам», — пояснил замминистра.

По словам Грабчака, консолидация продиктована тем, что большое количество мелких ТСО ведут свою деятельность наряду с крупными региональными и межрегиональными сетевыми организациями.

«Много собственников и не всегда можно вводить единые стандарты, вести единую техническую политику, при этом наблюдается высокий уровень износа в разных сетях, низкие показатели надежности и качества предоставляемых услуг и избыточные операционные издержки. И что важно — большая часть котловой выручки распределяется в пользу неэффективных ТСО», — сказал замминистра.

Он добавил, что лишь 322 ТСО, или 19 процентов от общего числа, имеют низкий уровень рисков нарушения работ, то есть обеспечены в полном объеме аварийным запасом, необходимым квалифицированным персоналом и планомерно модернизируют свои фонды. По мнению Грабчака, к 2025 году в стране должно остаться не более 400 ТСО, которые смогут оказывать качественное электроснабжение.

А так ли это эффективно?

Ранее в ФАС заявляли, что в соответствии со стратегией развития электросетевого комплекса должен соблюдаться тренд на снижение количества ТСО, но добиваться этого нужно не всеми доступными методами. По крайней мере, концепцию создания единой сетевой компании антимонопольщики признать самым эффективным способом снижения количества регулируемых организаций не могут.

«В этих компаниях есть инвесторы, работает персонал, и одномоментное уничтожение этого вида бизнеса приведет к социальной напряженности», — приводятся слова представителя ведомства Максима Пальянова на сайте ФАС.

При этом к усилению минимальных критериев ТСО в антимонопольной службе относятся положительно, но при условии, «если они позволяют повысить количество квалифицированных игроков без создания избыточных барьеров для занятия данным бизнесом». ФАС выступает за приоритет третьего варианта — консолидацию объектов сетевого хозяйства на рыночных условиях.

Это более разумно и по мнению главы Комитета Госдумы по защите конкуренции Валерия Гартунга («Справедливая Россия — За правду»), который в инициативе Минэнерго не рассмотрел гарантию повышения качества энергоснабжения за счет консолидации ТСО.

«Единственно, к чему это приведет, — к дополнительному денежному потоку для крупнейших сетевых компаний, что недопустимо», — сказал Гартунг.

Подводя итоги, Павел Завальный заметил, что консолидация не является самоцелью, главное — обеспечить бесперебойное электроснабжение и повысить эффективность электросетевого комплекса.

Поэтому в лице комитета по конкуренции он видит достойного оппонента при обсуждении важного вопроса и, безусловно, мнение коллег при доработке документа будет учтено, пообещал глава комитета.