Как ваучер обесценил рубль
25 лет назад был принят Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»
Об итогах приватизации середины и конца 90-х написано немало. Преобладающее мнение, которое поддерживают даже некоторые ее инициаторы, — этот процесс не оправдал ожиданий, цели — поднять экономику и улучшить жизнь людей — достигнуты не были, а некогда мощный единый народно-хозяйственный комплекс был частично развален и обанкрочен, а частично перешел под контроль западных монополий и отечественных олигархических групп. Как же все начиналось?
«ТЕНЕВИКИ» НАЧИНАЮТ И ВЫИГРЫВАЮТ
К середине 80-х годов советские спецслужбы и экономические ведомства начали фиксировать, что экономика СССР начала сокращать темпы роста, а производительность труда стала катастрофически отставать от производительности труда у главного геополитического соперника — США. Это вынудило руководство страны начать эксперименты в жестко централизованной экономике со сложным механизмом принятия и реализации решений, не терпящим, подобно швейцарским часам, даже малейшего некомпетентного вмешательства.
Поиски новых путей в экономике, начавшиеся при Генеральном секретаре ЦК КПСС Константине Черненко с принятия некоторых постановлений, которые несколько смягчали порядок планирования и использования предприятиями материальных ресурсов, особо оживились при его преемнике Юрии Андропове, а когда к власти пришел Михаил Горбачев, уже почти все вчерашние проповедники и теоретики развитого социализма начали в духе моды искать истину на Западе. Из всех возможных концептуальных предложений на тему, как поднять производительность труда и, соответственно, придать новый импульс развитию экономики, было выбрано наихудшее — необходимо повысить заинтересованность работника в результатах труда, изменив форму собственности. Были проигнорированы истинные причины наметившегося спада: недостаточная энерговооруженность в аграрном и отчасти промышленном секторах; катастрофическое отставание в информационных технологиях, которые на порядок повышают качество управления и скорость принятия решений, а также выводят на новый уровень практические научно-технические исследования; недостаточное внимание к генетике, которая скачкообразно способна повысить производительность в сельском хозяйстве. Все эти меры, повторю, должно было заменить чувство работника-собственника в той или иной степени средств производства.
Эта «передовая» идея, заметим, в немалой мере соответствовала и экономическим интересам «теневого сектора» экономики, который по разным оценкам составлял до 15 процентов могучего советского валового внутреннего продукта, принося немалую прибыль цеховикам и их протекционистам из советско-партийной номенклатуры. «Теневые доходы» требовали легализации и, желательно, в виде материальных активов.
Процесс перехода к частной собственности и официального ее признания в Советском Союзе был поэтапным. 19 ноября 1986 года еще «номенклатурным» Верховным Советом СССР был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», введший арендную и частную (в мелких формах) собственность. В мае 1988 года утвердили закон о кооперации, фактически под видом коллективной собственности уравнивающий все формы собственности. Этот нормативный акт в сочетании с законом «О государственном предприятии (объединении)», вошедшим в действие в июне 1987-го, привел к тому, что материальные и финансовые потоки, ранее контролировавшиеся государством в рамках единого народно-хозяйственного плана развития экономики, в громадной мере перешли в распоряжение кооператоров и частников. А утвержденные чуть позднее законы, либерализовавшие внешнеэкономическую деятельность, позволили кооператорам и чиновникам разного уровня начать выводить сырье и оборудование за рубеж, получая немалые доходы в валюте. Первые долларовые миллионеры появились именно тогда. Да, кстати, введение частной собственности ни тогда, в конце 80-х, ни позже, вплоть до наших дней, не привело, да и не могло привести к росту производительности труда. Более того, исследования показали, что, к примеру, в 2006 году в нефтяной отрасли производительность труда была в 4 (!) раза ниже, чем в 1984-м…
НАЧАЛО «БОЛЬШОГО ХАПКА»
И сделать это было практически невозможно при советской системе власти, опирающейся на конституционно закрепленный принцип общенародной собственности на недра и природные богатства.
В 1991 году столкновение новой политической силы с потерявшим инициативу партийно-государственным аппаратом во главе с откровенно слабым Михаилом Горбачевым привело к государственному по всем юридическим нормам перевороту, распаду Советского Союза и образованию «свободной» России. Последнее препятствие на пути к переделу собственности было устранено.
Не случайно за месяц с небольшим до августовского переворота Верховный Совет РСФСР принял закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Он стал отправным пунктом в начавшейся осмысленной, но беспощадной распродаже активов, которые много лет создавали граждане Советского Союза и поданные Российской империи. Новый закон определял перечень и компетенцию госорганов по приватизации, а главное -регламентировал, кто и как может купить государственные и муниципальные предприятия. Советский Союз с его принципами социальной справедливости еще стоял за плечами, потому было решено все же соблюдать некоторые приличия и не переходить сразу к денежному выкупу, соблюдая права трудовых коллективов и населения. В январе 1992 года президент Борис Ельцин в своем указе уточнил порядок перехода общенародной собственности в частную: все госпредприятия были разбиты на три категории в зависимости от величины. Крупные предприятия (свыше 1000 человек) могли только акционироваться, средние — распродаваться и акционироваться, мелкие подлежали продаже через аукционы и конкурсы. При этом трудовые коллективы получали некоторые преимущества: им бесплатно передавали акции; они могли купить акции по закрытой подписке; победитель торгов обязан был соблюдать некоторые ограничения с учетом интересов трудового коллектива.
Но существовало еще одно препятствие, которое закрывало или очень сильно усложняло путь к легализации теневых капиталов через скупку общенародной собственности. Еще в июле 1991 года Верховный Совет РСФСР принял рантировал, что приватизация, во всяком случае первичная, будет действительно общенародной и справедливой. Тем более что именно по такой схеме приватизировали собственность — и успешно, без крови — в Чехии.
Это были неименные бумаги, которые мог получить каждый житель России, включая детей. За каждый ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей надо было заплатить 25 рублей при получении. Имущество приватизируемых предприятий было оценено в 1 триллион 400 миллиардов рублей, на эту сумму и было напечатано соответствующее количество ваучеров. Ваучеры можно было обменять на акции приватизируемых предприятий. При этом номинал ваучера никакого значения не имел: его реальная стоимость зависела от того, какие акции можно было получить в обмен.
Акции, к примеру, сельского строительного комбината в глубинке несколько отличались по стоимости от акций Газпрома. В любом случае, для того, чтобы эффективно реализовать ваучер, надо было разбираться в экономике и перспективах того или иного предприятия. Неудивительно, что большая часть населения стала продавать эти бумаги скупщикам, представлявшим интересы различных чековых инвестиционных фондов, которые и стали основными участниками приватизации. В короткие сроки были консолидированы крупные пакеты ваучеров, организована биржевая торговля этими пакетами, большинство из которых в итоге оказались под контролем нескольких крупнейших инвесторов, в том числе связанных с теневыми капиталами. Именно тогда вчерашние цеховики из Средней Азии, московские театральные и валютные спекулянты, кавказские воры и партийные функционеры получили первые ощутимые средства, позволяющие в дальнейшем скупать уже стратегические предприятия и практически всю нефтегазовую промышленность. Об этом свидетельствует и статистика Госкомимущества — если в начале ее доля внешних инвесторов (тех, кто приобрел акции на чековых аукционах) в капитале приватизированных предприятий составляла около 18 процентов, то всего через год этот показатель возрос уже до 33 процентов!
Да, по итогам ваучерной приватизации 75 процентов предприятий формально оставались в собственности трудовых коллективов. Но главное было сделано — собственность была выведена из-под контроля государства и в ее структуру были введены частные собственники. Все было подготовлено к следующему этапу приватизации -денежному, где уже никакие трудовые коллективы с их безденежьем (сбережения в Сбербанке были заморожены, а цены в 1992-1994 гг. увеличились в 775 раз!) никак не могли конкурировать с новыми собственниками.
Итоги ваучерной приватизации таковы. К 1994 году производительность труда упала на 11 процентов по сравнению с 1991 годом, валовый внутренний продукт — на 20 процентов, занятость в отраслях материального производства — на 4 процента. Иначе быть и не могло: ведь ваучерная приватизация имела мало общего с экономикой, а была продиктована политическими целями. Анатолий Чубайс, главный организатор и идеолог приватизации, неоднократно говорил, что каждое приватизированное предприятие — гвоздь в крышку гроба коммунизма.
Инфографика: Государственный научно-исследовательский институт
системного анализа Счетной палаты Российской Федерации