Как не переплачивать за полис ОСАГО

Страховые компании находят новые лазейки для навязывания дополнительных услуг клиентам и отказа от заключения договора автогражданки

11.12.2018 18:49

Автор: Геннадий Мельник

Как не переплачивать за полис ОСАГО
Фото: ПГ/Михаил Нилов

На рассмотрении Госдумы находится законопроект, в котором предлагается повысить штраф до одного миллиона рублей для автостраховщиков за необоснованные платные услуги или отказ в заключении договора ОСАГО. Заставит ли эта мера страховые компании работать честно и что делать, если вас всё же пытаются развести? Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказали эксперты и законодатели.

Услуга на миллион

Ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при покупке ОСАГО введена ещё в 2014 году. В качестве санкции предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.

При этом, как отмечают авторы новых поправок — депутаты от партии «Справедливая Россия», количество жалоб граждан на отказ в заключении договора ОСАГО не снизилось, что свидетельствует о недостаточной эффективности установленной меры ответственности. В связи с этим парламентарии предлагают повысить административные штрафы, предусмотренные статьей 15.34.1 КоАП для юридических лиц, установив их в размере от 300 тысяч до одного миллиона рублей.

По словам федерального эксперта по вопросам страхования и защиты прав автомобилистов Сергея Кузина, пик отказов в выдаче полисов ОСАГО был полтора года назад. Сейчас проблема уже не такая острая, но в токсичных регионах она осталась.

«Там, где сумма выплат у страховщиков сильно превышает сумму сборов, купить полис по-прежнему проблематично, — пояснил эксперт. — Это Краснодарский край, например, и в целом юг страны».

Новые уловки

Правозащитники назвали самый яркий предлог для отказа гражданину в заключении полиса ОСАГО: автовладельца доверительно предупреждают, что его заявление будет рассматриваться в течение 30 дней. Это абсолютно незаконно, но практикуется очень часто. Большинство россиян просто не знают, что по закону полис должен выдаваться в день обращения. Клиенты просто разворачиваются и уходят.

Другое формальное основание — зависает база. Не каждому хватит терпения просидеть четыре часа в коридоре. Как правило, люди тоже уходят.

Также многие не знают, что, согласно указанию Банка России, после заключения договора страхования у страхователя есть 14 рабочих дней, чтобы отказаться от ненужной ему страховки и потребовать обратно уплаченную за неё сумму страховой премии. Однако следует помнить, что это возможно, только если навязанный договор действует более тридцати дней и страхователь не обращался за выплатой по навязанной страховке.

«Страховые компании быстро подстроились под требования законодательства, — констатировал Сергей Кузин. — Сейчас уже не заключают допполисы - клиенту просто предлагают оплатить услуги брокера, который «заключает» полис ОСАГО. Это не подпадает под дополнительный полис, от которого можно отказаться, это услуга».

Сергей Кузин. Фото: ПГ / Юрий Паршинцев

По его словам, лазеек остаётся очень много, так как страховщики пользуются пробелами в правовых знаниях автомобилистов. Что же можно предпринять, чтобы отстоять свои права?

Отказ надо доказать

Даже если у автовладельца есть законные основания для подачи жалобы на действия страховщика, нельзя забывать, что факт нарушения нужно ещё доказать. В этом может помочь видеозапись нарушения, письменный ответ страховщика или свидетельские показания очевидцев.

Ранее глава думского Комитета по финрынку Анатолий Аксаков предлагал ввести аудио- и видеозапись переговоров страховщиков с клиентами в качестве усиления контроля за страховыми компаниями. Однако пока это предложение воплотится в законодательную инициативу, сбором доказательной базы следует озаботиться самим автовладельцам.

Законное основание для отказа

Следует помнить, что не каждый отказ страховщика противозаконен. Полис не выдадут без прохождения техосмотра и предоставления оригиналов паспорта, водительского удостоверения и документов на машину. Не сможет застраховать автомобиль и лицо, не имеющее никаких документально подтверждённых прав на него.

Как рассказал «Парламентской газете» сенатор Александр Башкин, для решения проблем в сфере ОСАГО необходим комплекс мер, а не одна единственная.

«Я поддерживаю ужесточение ответственности за незаконное навязывание услуги, которая не нужна гражданину, и отказ от предоставления полиса ОСАГО, если практика показывает, что действующие санкции неэффективны, — пояснил парламентарий. — Однако одновременно следует предусмотреть и меры для защиты законной деятельности страховщиков, которые несут убытки от действий юридических аферистов».

Лучший вариант

Чтобы избежать дополнительных накруток цены и исключить любые трудности при оформлении автогражданки, эксперты рекомендуют приобретать электронные страховки. C января 2017 года электронные полисы обязаны продавать все компании, имеющие лицензию на ОСАГО. Полный перечень таких организаций с адресами их официальных интернет-ресурсов доступен на сайте Российского союза автостраховщиков.

При оформлении полиса в электронном виде страховая компания не сможет отказать в страховании или навязать дополнительную страховку. Правда, система электронного страхования всё ещё не до конца отлажена, потому иногда могут возникать технические сбои.

Сравнение численности автопарка и количества заключённых договоров ОСАГО

Год Транспортные средства (млн) Полисы ОСАГО (млн)
2017

59,8

39,2

2016

57,1

39,1

2015

56,6

39,8

2014

55,7

42,6