Кабмин внёс в Госдуму законопроекты по «регуляторной гильотине»

02.12.2019 21:00

Автор: Алина Пятигорская

Кабмин внёс в Госдуму законопроекты по «регуляторной гильотине»
ФОТО: ПГ

Российское правительство распорядилось внести в Государственную думу два законопроекта, которые входят в реформу контрольно-надзорной деятельности — «регуляторную гильотину». Об этом сообщается на сайте кабинета министров.

Речь идёт о законопроекте «Об обязательных требованиях в РФ», соблюдение которых подлежит проверке в рамках контрольно-надзорной деятельности, а также о законопроекте «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», которым предусмотрено совершенствование такой деятельности. 

Как указывается на сайте кабмина, проектом об обязательных требованиях предлагается определить правовые и организационные основы установления и оценки применения обязательных требований, которые содержатся в нормативных правовых актах. Речь идёт о требованиях, соблюдение которых оценивается в рамках госконтроля, привлечения к ответственности, предоставления госуслуг и иных экспертиз.

В документе прописано определение понятия обязательного требования, цели, принципы и общие условия их установления, полномочия по их введению, порядок разработки нормативных правовых актов, содержащих такие требования. Также в проекте есть положение об экспериментальных правовых режимах в применении обязательных требований.

Законопроектом предусмотрено, что при разработке проектов нормативных правовых актов с обязательными требованиями, следует обеспечить их публичное обсуждение.

Второй документ — законопроект о совершенствовании механизма государственного и муниципального контроля — позволит создать системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности, которое должно минимизировать административное давление на бизнес.

Этот проект предусматривает, в частности, закрепление прав и обязанностей всех ключевых участников контрольно-надзорной деятельности, установление процессуальных основ такого контроля, определение перечня оснований открытия контрольно-надзорного производства.

Также планируется расширить перечень видов контрольно-надзорных мероприятий (проверка, инспекционный визит, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выездное обследование, выборочный контроль, рейд). Для каждого вида контрольно-надзорных мероприятий предлагается закрепить допустимые действия: длительность, содержание, глубина контроля, периодичность и число плановых мероприятий.

Документ устанавливает процедуру проведения контрольных мероприятий по оценке соблюдения обязательных требований, а также исполнения предписаний и других решений, принятых по результатам такой оценки. Планируется закрепить показатели результативности, основанные на фактическом ущербе.

Кроме того, проект предусматривает определение основных понятий и порядка правового регулирования систем управления рисками при госконтроле, использование которых позволит сосредоточить усилия и ресурсы на объектах, где нарушение обязательных требований несёт наибольшую угрозу охраняемым законом интересам.

Отмечается, что при отнесении объектов контроля к категориям риска нужно будет учитывать степень тяжести, масштаб и устранимость возможных последствий несоблюдения обязательных требований, а также вероятность их наступления.

Согласно документу, будут обязательно проводиться профилактические мероприятия по снижению риска причинения ущерба, они будут приоритетными по отношению к контрольно-надзорным мероприятиям. К профилактическим мероприятиям относятся, в частности, информирование, выпуск руководств и выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований, обобщение правоприменительной практики, стимулирование добросовестности, объявление предостережения, консультирование и профилактическое сопровождение. 

Законопроект предусматривает использование информационных технологий при госконтроле. Если в информационной системе не окажется сведений о надзорном мероприятии либо отдельном действии, то такие мероприятия и действия не будут считаться юридически значимыми, а инспектора не допустят на объект.

Все сведения о действиях контролёров и о соблюдении обязательных требований должны быть доступны в информационных системах в режиме реального времени. Отмечается, что расширение инструментов взаимодействия компаний и контрольно-надзорных органов через информресурсы позволит повысить оперативность обмена информацией.

В ходе совещания о реформе контрольно-надзорной деятельности, которое прошло в понедельник, премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что эти законопроекты — фундамент будущего государственного контроля и надзора. Он поручил наладить совместную работу по законопроектам между Аппаратом Правительства, Госдумой и впоследствии Советом Федерации.

«Нужно искать взаимоприемлемые решения, поскольку там довольно много ещё сложных вопросов, по которым, очевидно, будут дискуссии», — сказал глава кабмина.

«Регуляторная гильотина» предполагает отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые не были пересмотрены и актуализированы к текущему моменту.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в сентябре.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1946