Город — это относительно крупный населенный пункт, большинство жителей которого заняты вне земледелия и животноводства и который законодательно наделен городским статусом. В России времен СССР численность жителей города полагалась, как правило, от 12 тысяч; в современной Японии — свыше 50 тысяч, а в северных странах (Гренландия, Исландия, Норвегия, Швеция) городами считаются все населенные пункты с числом жителей больше 200 человек. В отечественной урбанистике используется обычно такая классификация городов: малые города — до 50 тысяч жителей, средние — от 50 до 100 тысяч, большие — от 100 до 250 тысяч, крупные — от 250 до 500 тысяч, крупнейшие — свыше 500 тысяч. В современной России 1095 городов: самый маленький по числу жителей из них — Чекалин в Тульской области (1096 жителей), самый большой — Новосибирск (около 1,5 миллиона жителей). Москва и Санкт-Петербург — это уже не города, а субъекты Федерации.
Однако формальное понятие города немного дает для понимания сущности этого феномена и его значения для развития, да и самого существования страны. Теорий возникновения городов много, однако четко прослеживается линия: города возникали для того, чтобы организовывать окружающее пространство с живущим на нем населением, как бы собирать его. Вторая задача, сходная с первой, быть организационными пунктами на основных транспортных магистралях. На Руси основных транспортных маршрутов, имеющих геоэкономическое значение, было два: «из варяг в греки» и «великий волжский путь», ведущий в восточные страны. Нередко эти функции городов — «запирание» пространства и организация транспортных магистралей — пересекались и взаимодополнялись. Военные, административные, религиозные, промышленные и торговые функции городов были в основном производными от задачи пространственно-транспортной организации, но абсолютно необходимыми для ее осуществления.
Значительно позднее, уже в новейшее время, станут возникать города, основной задачей которых будет производство товаров и услуг «вовне», либо исключительно административное управление. Но это своего рода «вторичные» города, которые, как и все остальные узко специализированные поселения, могут существовать только тогда, когда есть достаточная сеть городов, организующих пространство страны. Но даже и они, эти специализированные города, тоже организовывали и пространство, и население, только эти их функции были вторичными.
Первые русские города так и возникали — либо как центры территории расселения племен (Киев — центр племени полян, Новгород — центр словен, Смоленск — территориальный центр кривичей, Чернигов — северян, древняя Рязань — центр вятичей), при этом Новгород, Смоленск и Киев были и важными опорными пунктами пути «из варяг в греки», а Тверь, Ярославль, Нижний Новгород — опоры «великого волжского пути».
Ряд городов появились позднее как пограничные пункты (опять «удерживание» пространства!): Курск, Орел, Белгород, Воронеж; как порты и военно-морские базы (а также и пограничные пункты) в новоприобретенных землях (удерживание пространства суши и моря): Новороссийск, Севастополь, Архангельск, Владивосток (здесь функция города отразилась в его названии), Петропавловск-Камчатский, Анадырь (Новомариинск). А для того чтобы «ногою твердой стать при море» Балтийском, Петру пришлось основать порт, военно-морскую базу и одновременно административный центр всей страны — Санкт-Петербург. Сибирь осваивалась, опираясь на остроги, — военно-пограничные пункты, вырастающие в города.
Также и Крым — для удерживания его территории после «покорения» и присоединения к России были основаны города — Симферополь в географическом центре полуострова как его административный центр, Севастополь как военный порт-крепость; переобустроены под новые задачи прежние города и порты — Керчь, Феодосия, Ялта, Евпатория, при этом прежние центры удерживания — Бахчисарай, Старый Крым — значение свое потеряли.
Между основными «удерживающими» территорию городскими центрами возникали малые города и крупные поселки и села: это лучше скрепляет пространство. Это как в строительстве — бетон заливают в несущий каркас из арматуры, а в сам бетон добавляют щебень — без этого конструкция будет непрочна. Но при этом без несущего каркаса она невозможна.
Здесь можно обратить внимание и на такое интересное явление освоения территории, как монастырская колонизация. Так возникли многие малые города русской «северной Фиваиды» -Сергиев Посад, Кириллов, посады и села окрест почти каждого крупного монастыря. Сами монастыри при этом были сильными и хозяйствующими, центрами духовного, экономического и культурного освоения окружающего пространства — а по другому на Севере и не выжить. Также и в Сибири, и на Юге в Диком Поле… Вот он, щебень в бетоне строительства нашего Отечества.
Когда стали строить железные дороги и автомагистрали (рукотворные «арматуры» пространства), города, как раньше вокруг водных путей, стали возникать и развиваться вокруг железнодорожных и автомобильных трасс. Освоение Северного морского пути уже в советское время вдохнуло жизнь в Арктику, дополнило геополитический смысл существования этого российского сурового края геоэкономическим — возникли порты и города: в дополнение к Мурманску — Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Амбарчик (в устье Колымы), Певек, Бухта Провидения. Этими форпостами были ограждены и отмечены северные границы страны.
Но в вопросе поселенческого развития присутствует не только главный фактор — «пространственного каркаса», удерживающего страну, — но и социально-экономические, культурные и демографические факторы. Это извечное противостояние — культурное, социальное, экономическое, даже духовное — города и села, городского и сельского уклада жизни. В истории ухудшение положения трудового населения сельской местности нередко сопровождалось подъемом городских центров, жители которых обладали определенными привилегиями (автономия, местное самоуправление и т.п.). В литературе конца первого тысячелетия до н.э. — начала первого тысячелетия н. э. встречаются негативные оценки деревенских порядков и культуры. В древнеиндийском языке этого времени, например, слово «горожанин» употребляется для обозначения любого представителя утонченной культуры, а слово «деревенский» означает «грубый, неотесанный» (деревенщина). Одновременно в письменных источниках той же поры можно встретить и противоположную тенденцию: резкое осуждение городской развращенности и нарушения традиций, идеализация деревенской простоты и близости к природе.
Урбанизация и глобализация как мировые явления ускорили рост городов, превращая их в мегагорода — то есть уже вовсе и не города, а как бы целые страны (как, например, Москва после присоединения «Новой Москвы» до границ Калужской области) со своеобразным урбанистическим пейзажем, сплошной городской застройкой, с небоскребами и трущобами, скученным населением, ускоренным ритмом жизни, беготней, ездой и теснотой, но в то же время комфортом жилой среды обитания (кому повезет), потребительским, культурным и образовательным разнообразием, большим рынком труда, научно-техническим и производственным потенциалом. И все это собрано на относительно небольшой территории.
Городские агломерации — в России их насчитывают около 50, но по-настоящему крупных с десяток, с одной стороны, есть в известной степени неизбежность, имеющая свои полезные экономические и социальные свойства (те самые концентрация и диверсификация высоких технологий, науки, производств, сферы услуг, населения, рынка труда и капитала на относительно небольшом пространстве), с другой стороны — грозная реальность, несущая риск искажения пространства страны, да и природы человеческой. Мегагорода перестают восприниматься как города, и потому забывается их первичная функция — удерживание пространства страны. Мегагорода начинают отождествляться с самой страной. Помните шутливый вопрос «Есть ли жизнь за МКАДом?» и словечко «Замкадье» как новое имя для остальной России; но в каждой шутке — только доля шутки.
И вот уже звучат предложения -и звучат на серьезном экспертном уровне — о сборке страны то ли в 8, то ли в 20 городских агломераций и об «управляемом сжатии пространства страны». Ну, конечно, если мы уберем все население из городов в мегагорода, то это и будет страна в границах этих самых мегагородов, население которых оторвано от пространств, традиций, корней страны и живет в стандартизированной инфраструктурной, образовательной и производственной среде и потому неизбежно вольется во всемирную сеть таких же стандартизированных мегагородов. И Новый Вавилон готов.
В нашем праве есть федеральный закон об общих принципах местного самоуправления, но до сих пор нет федерального закона об общих принципах административно-территориального деления»
Надо сказать, что в мире имеется и другая, противоположная урбанизации тенденция — пасторализация, или «зеленая революция», — уход населения из мегагородов в города и сельскую местность (часть этого явления — дачное и загородное домостроительство), но она явно уступает первой, и главной, не имеет пока социально-экономической значимости.
Как же быть, особенно нам в России — стране, две трети территории которой — малонаселенные и труднодоступные местности, где восемь месяцев в году — зима? Ответ есть, он вытекает из вышеизложенного — развивать города. Именно города, а не мегагорода. Конечно, возникновение городских агломераций — процесс объективный и имеющий, как уже отмечалось, полезное в экономическом и социальном плане содержание. Да и не все агломерации подобны Москве и Санкт-Петербургу (хотя в своих исторических границах — там, где они действительно являются городами — наши обе столицы прекрасны). Побывайте — если не были, например, в Ростове-на-Дону или Иркутске (говорят, хорош и Хабаровск — но я там не был) — это городские агломерации, вполне пригодные для жизни, деятельности и творчества. Итак, первая задача на этом пути — оптимизировать развитие и управление городскими агломерациями, чтобы это развитие было гармоничным — и социально-экономически, и культурно, и духовно, и для физического здоровья человека, т.е. чтобы в каждой точке своего пространства городские агломерации оставались городами. Но в стране должны быть не только городские агломерации.
Необходимо ликвидировать известную недостаточность правового регулирования: в нашем праве есть федеральный закон об общих принципах местного самоуправления, но до сих пор нет федерального закона об общих принципах административно-территориального деления, который определял бы, что такое «населенный пункт», «город», «поселок», «село», как они наделяются соответствующим статусом и как его теряют, переходя в другие категории населенных пунктов, и как это все соотносится с муниципальным делением, с теми же городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями и с городскими округами с внутригородским делением, т.е. с городскими агломерациями.
По-видимому, города заканчиваются и начинают становиться мега-городами где-то в районе от 250-300 тысяч населения. Развивать города вне городских агломераций можно и нужно по трем направлениям: как сельскохозяйственные округа, центры агропромышленного производства и агропромышленной науки, тогда они соединяют в себе «удерживание пространства» с его экономическим, социальным, культурным и — что тоже необходимо — духовным освоением; как опорные точки транспортных магистралей (и здесь еще раз скажем, что транспортное освоение Сибири и Дальнего Востока, возрождение Северного морского пути — неотложная задача для сохранения страны, и тут, как на оборону и освоение космоса, денег жалеть нельзя) и как пограничные форпосты и порты страны.
Развивая города как центры сельскохозяйственной округи и агропромпереработки, нельзя забывать при этом и о самой округе (тоже «необходимый щебень в бетоне»). Тенденцию к ликвидации сельских поселений, лишение их статуса муниципалитета (а значит и перспектив самостоятельного развития) надо преломить. Конечно, села должны быть способными к самостоятельной жизни и развитию. В старые времена признаком их способности к самостоятельной жизни было наличие храма в селе. Есть церковь, а значит — приход, и жителей достаточно много, и они дееспособны: храм выстроили и содержат — село, нет — деревня. Критерии должны быть и сегодня, и их необходимо законодательно установить — «шаговая» доступность органов местной власти, т.е. компактность поселения и инфраструктурная достаточность: в сельском поселении должны быть школа, учреждение здравоохранения (хотя бы фельдшерско-акушерский пункт), информационно-культурно-досуговый центр (современный клуб), почта, на базе которой можно организовать многофункциональный центр предоставления муниципальных услуг, отделение банка, участковый полицейский. Важный фактор — активное население, ведущее хозяйственную, прежде всего сельскохозяйственную, деятельность. Есть такой набор признаков жизнеспособности у сельского поселения — его муниципальный статус должен быть неприкосновенен. Нет — укрупняйте до инфраструктурной достаточности, но не ликвидируйте!
Все слышали об Охотском море. А названо оно по имени города Охотск, что на его берегу. Это первый русский город и одно из старейших русских поселений на Дальнем Востоке. Именно здесь в 1639 году отряд казаков под командованием Москвитина впервые вышел к побережью Тихого океана, здесь срубили первый острожец — пограничный форпост России. Ныне это поселение хиреет, в нем чуть более трех тысяч жителей, статус города он утратил еще в 1949 году. И это при том, что морское пограничье Дальнего Востока от устья Амура до мыса Дежнева у нас весьма безлюдно, и городов (и поселений), могущих быть пограничными форпостами, там совсем немного. Вообще малолюдны вся Центральная и Восточная Сибирь, Дальний Восток. Что делать?
Ответ тот же — развивать транспортные магистрали и города. Железную дорогу и современную автотрассу Якутск — Магадан, опять же Северный морской путь, трансполярную магистраль Воркута — Анадырь или отдельные ее составляющие, связующие порты Северного морского пути. Эти проекты пыталась реализовывать — увы, примитивными методами и не жалея «человеческого материала» — тогдашняя власть за что была оплевана (в гуманитарной части — справедливо) либеральной прессой в известные годы, попутно были оболганы и сами трансполярные транспортные проекты. Картинки покореженных рельсов в тундре стали символом рухнувшего режима.
Тенденцию к ликвидации сельских поселений, лишение их статуса муниципалитета, а значит и перспектив самостоятельного развития, надо преломить»
А на повестке дня совершенно космический проект — соединение сухопутной, железнодорожной и автомобильной, транспортной магистралью Японии (через тридцатикилометровый пролив Лаперуза), Сахалина (через пятикилометровый пролив Невельского) с материком, затем железнодорожной (и автомобильной) магистралью через Николаевск-на-Амуре, Аян, Охотск, Магадан, Анадырь, Уэлен, через Берингов пролив (около 90 километров), на этом протяжении есть острова, где тоннель может выходить наружу -остров Ратманова (Россия) и остров Крузенштерна (США) с Аляской. И все материки мира, кроме Австралии, будут связаны между собой сухопутными транспортными магистралями!
Идея такого тоннеля живет с конца XIX века, в апреле 2007 года в Москве прошла международная конференция «Трансконтинентальная магистраль Евразия — Америка через Берингов пролив», в работе которой принимали участи чиновники, эксперты и бизнесмены из 12 стран, включая, разумеется, и Россию. Участники конференции приняли обращение к главам правительств России, США, Канады и других стран с предложением подписать межгосударственное соглашение об изучении и реализации проекта трансконтинентальной магистрали. Четыре года спустя, в августе 2011 года, на второй международной конференции по этой теме с участием делегаций России, США, Китая, Финляндии и Швеции были рассмотрены экономические, геополитические, социальные и технические аспекты проекта. Обсуждаемый проект предусматривал создание полимагистрали, объединяющей в едином коридоре скоростную электрофицированную железную дорогу, автодорогу, линию электропередач и линию связи. Стоимость проекта была оценена в 30-35 миллиардов долларов с окупаемостью в течение 13-15 лет.
А нам исторические пессимисты, не верящие в наше будущее, говорят: не надо тратить деньги на утопические проекты, надо управлять сжатием пространства страны! Не так, господа, не «сжимать» надо страну, а укреплять ее, развивая города России.