Все о пенсиях в России

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

18.04.2024В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Грязные деньги: «стирка» продолжается

15 лет назад принят ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

02.08.2016 15:56

Автор: Людмила Глазкова

Грязные деньги: «стирка» продолжается
 

Откуда пошел термин «отмы­вание денег», сказать трудно. Одна из гипотез адресует его к созданию сети прачечных амери­канским гангстером Аль Капоне для легализации криминальных доходов. В международном масштабе борьба с этим явлением активизировалась после создания в 1989 году на саммите «Боль­шой семерки» международной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В 2000 году ФАТФ включила Россию в свой черный список, а ООН приняла Конвенцию против транснациональной организо­ванной преступности. Документ рас­сматривал ее в тесной связи с корруп­цией, отмыванием преступных доходов, ответственностью юридических лиц и международным сотрудничеством.

В нашей стране широкая отмывка средств криминального происхож­дения начала процветать с конца 1980-х годов в форме обналички. Но с 2000-х государство взялось наво­дить порядок в этой сфере. 7 августа в 2001 году на свет появился 115-й закон, как его сразу назвали в бан­ковской сфере. Интересно, что еще и спустя пять лет после введения нор­мативного акта в действие отдельные представители финансового сообще­ства пытались доказать, что главная отмывочная находится не в банках, а на таможне, где «серые» деньги вы­водятся в ходе «серого» импорта то­варов, а сама «стирка» продолжается на прилавках магазинов, торгующих нечестно растаможенным товаром.

Около 0,5-1,5
триллиона
долларов ежегодно легализуется в международном обороте «серых» капиталов

Трудно отрицать, что эти про­цессы взаимосвязаны, однако, по мнению экспертов, основной про­цесс легализации все-таки увязан с вывозом капитала за рубеж. Для от­мывки деньги обязательно должны пройти через финансово-кредитные организации.

Результаты научных исследо­ваний в НИИ Академии Генпроку­ратуры России показывают, что в основном для незаконного вывоза капитала служат счета физических и юридических лиц, открытые в финансово-кредитных организа­циях, расположенных в офшорных зонах — Швейцарии, Британских Виргинских островах, Джерси, Бер­мудах, Острове Мэн, безналоговых гаванях в разных штатах США. Еще одна лазейка — открытие счетов в финансовых структурах, принадле­жащих офшорным зонам, но терри­ториально находящихся в обычных, неофшорных, например, прибалтий­ских странах.

Как правило, капитал вывозится посредством многоходовых схем с использованием государств-просло­ек, с которыми у России заключены договоры, позволяющие избегать двойного налогообложения (Кипр, Латвия, Литва, Эстония).

Как бы там ни было, после при­нятия 115-го закона процесс пошел. В том же году в РФ был учрежден профильный орган — Росфинмониторинг.

- Закон имеет чрезвычайно важ­ное значение, — говорит вице-пре­зидент Российской криминологиче­ской ассоциации, доктор юридиче­ских наук, профессор Виктор Мер­курьев. — Прежде всего, источником доходов для целей отмывания явля­ется криминальный сектор теневой экономики. Его доля, по данным Росстата, в результате кризисных явлений стала расти и достигла пя­той части ВВП. Экспертные оценки значительно выше и по некоторым отраслям поднимаются даже до 70 процентов.

В 2015 году зарегистрировано 19 571 преступление против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления, то есть коррупционной направлен­ности. Прирост составил 3,4 процен­та. Благодаря выявлению преступле­ний по оконченным делам возмеще­но 3,5 миллиарда рублей из 5,6 мил­лиарда рублей нанесенного ущерба.

В международном обороте «се­рых» капиталов, как утверждает МВФ, ежегодно легализуется по­рядка 0,5-1,5 триллиона долларов (пять процентов мирового валового продукта). Это говорит о том, как жизненно необходим ФЗ-115, лежа­щий в основании борьбы с оргпре­ступностью и коррупцией.

Такое хорошее дело, как создание Таможенного союза ЕАЭС, обнару­жило свои минусы. Для вывоза ка­питала из России в качестве стран-транзитеров стали использоваться Белоруссия и Казахстан. Мошенни­ческие схемы представляют собой операции, в ходе которых россий­ские компании якобы оплачивают фиктивные поставки товаров через ТС на счета третьих лиц в офшорах.

Проконтролировать наличие по­ставки против платежа крайне слож­но, поскольку в рамках ТС действует упрощенный порядок контроля сде­лок, когда оформляются не грузовые таможенные декларации, а товарно-­транспортные накладные. Однако к любому замку найдется отмычка. Активные действия Банка России по пресечению подобных схем позво­лили в 2014-2015 годах снизить объ­ем вывода денежных средств со ста миллиардов рублей в квартал до де­сяти миллиардов, то есть вдесятеро.

Количество преступлений

КОММЕНТАРИЙ
Очень важна вторая составляющая закона, ориентирующая на борьбу с международным терроризмом и его финансированием, в частности с запрещенным в России «Исламским государством». Комментируя эту часть закона, первый зампред Госдумы, член национального антитеррористического комитета Иван Мельников сказал:

- 15-летие закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — хороший повод напомнить о дальновидности нашей страны, нашего парламента в понимании источников, по которым нужно бить в первую очередь в антитеррористической работе. В первое время мы как раз сами ориентировались на наших партнеров. Уже в 2003 году благодаря этому закону мы были признаны мировым антитеррористическим сообществом. Парламент приложил немало усилий по приведению российского законодательства в соответствие с международными требованиями, реорганизации порядка информационного взаимодействия всех задействованных в системе государственных органов, включая кредитные и иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами и имуществом. В рамках текущей работы национального антитеррористического комитета достигнут высочайший уровень координации работы специальных и финансовых служб. И в этом плане мы уже сами могли бы задавать стандарты для тех регионов мира, где наблюдается много несогласованности и неорганизованности. Прежде всего речь идет о европейском союзе.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 5065