Грязные деньги: «стирка» продолжается
15 лет назад принят ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Откуда пошел термин «отмывание денег», сказать трудно. Одна из гипотез адресует его к созданию сети прачечных американским гангстером Аль Капоне для легализации криминальных доходов. В международном масштабе борьба с этим явлением активизировалась после создания в 1989 году на саммите «Большой семерки» международной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В 2000 году ФАТФ включила Россию в свой черный список, а ООН приняла Конвенцию против транснациональной организованной преступности. Документ рассматривал ее в тесной связи с коррупцией, отмыванием преступных доходов, ответственностью юридических лиц и международным сотрудничеством.
В нашей стране широкая отмывка средств криминального происхождения начала процветать с конца 1980-х годов в форме обналички. Но с 2000-х государство взялось наводить порядок в этой сфере. 7 августа в 2001 году на свет появился 115-й закон, как его сразу назвали в банковской сфере. Интересно, что еще и спустя пять лет после введения нормативного акта в действие отдельные представители финансового сообщества пытались доказать, что главная отмывочная находится не в банках, а на таможне, где «серые» деньги выводятся в ходе «серого» импорта товаров, а сама «стирка» продолжается на прилавках магазинов, торгующих нечестно растаможенным товаром.
триллиона
долларов ежегодно легализуется в международном обороте «серых» капиталов
Трудно отрицать, что эти процессы взаимосвязаны, однако, по мнению экспертов, основной процесс легализации все-таки увязан с вывозом капитала за рубеж. Для отмывки деньги обязательно должны пройти через финансово-кредитные организации.
Результаты научных исследований в НИИ Академии Генпрокуратуры России показывают, что в основном для незаконного вывоза капитала служат счета физических и юридических лиц, открытые в финансово-кредитных организациях, расположенных в офшорных зонах — Швейцарии, Британских Виргинских островах, Джерси, Бермудах, Острове Мэн, безналоговых гаванях в разных штатах США. Еще одна лазейка — открытие счетов в финансовых структурах, принадлежащих офшорным зонам, но территориально находящихся в обычных, неофшорных, например, прибалтийских странах.
Как правило, капитал вывозится посредством многоходовых схем с использованием государств-прослоек, с которыми у России заключены договоры, позволяющие избегать двойного налогообложения (Кипр, Латвия, Литва, Эстония).
Как бы там ни было, после принятия 115-го закона процесс пошел. В том же году в РФ был учрежден профильный орган — Росфинмониторинг.
- Закон имеет чрезвычайно важное значение, — говорит вице-президент Российской криминологической ассоциации, доктор юридических наук, профессор Виктор Меркурьев. — Прежде всего, источником доходов для целей отмывания является криминальный сектор теневой экономики. Его доля, по данным Росстата, в результате кризисных явлений стала расти и достигла пятой части ВВП. Экспертные оценки значительно выше и по некоторым отраслям поднимаются даже до 70 процентов.
В 2015 году зарегистрировано 19 571 преступление против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления, то есть коррупционной направленности. Прирост составил 3,4 процента. Благодаря выявлению преступлений по оконченным делам возмещено 3,5 миллиарда рублей из 5,6 миллиарда рублей нанесенного ущерба.
В международном обороте «серых» капиталов, как утверждает МВФ, ежегодно легализуется порядка 0,5-1,5 триллиона долларов (пять процентов мирового валового продукта). Это говорит о том, как жизненно необходим ФЗ-115, лежащий в основании борьбы с оргпреступностью и коррупцией.
Такое хорошее дело, как создание Таможенного союза ЕАЭС, обнаружило свои минусы. Для вывоза капитала из России в качестве стран-транзитеров стали использоваться Белоруссия и Казахстан. Мошеннические схемы представляют собой операции, в ходе которых российские компании якобы оплачивают фиктивные поставки товаров через ТС на счета третьих лиц в офшорах.
Проконтролировать наличие поставки против платежа крайне сложно, поскольку в рамках ТС действует упрощенный порядок контроля сделок, когда оформляются не грузовые таможенные декларации, а товарно-транспортные накладные. Однако к любому замку найдется отмычка. Активные действия Банка России по пресечению подобных схем позволили в 2014-2015 годах снизить объем вывода денежных средств со ста миллиардов рублей в квартал до десяти миллиардов, то есть вдесятеро.
КОММЕНТАРИЙ
Очень важна вторая составляющая закона, ориентирующая на борьбу с международным терроризмом и его финансированием, в частности с запрещенным в России «Исламским государством». Комментируя эту часть закона, первый зампред Госдумы, член национального антитеррористического комитета Иван Мельников сказал:
- 15-летие закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — хороший повод напомнить о дальновидности нашей страны, нашего парламента в понимании источников, по которым нужно бить в первую очередь в антитеррористической работе. В первое время мы как раз сами ориентировались на наших партнеров. Уже в 2003 году благодаря этому закону мы были признаны мировым антитеррористическим сообществом. Парламент приложил немало усилий по приведению российского законодательства в соответствие с международными требованиями, реорганизации порядка информационного взаимодействия всех задействованных в системе государственных органов, включая кредитные и иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами и имуществом. В рамках текущей работы национального антитеррористического комитета достигнут высочайший уровень координации работы специальных и финансовых служб. И в этом плане мы уже сами могли бы задавать стандарты для тех регионов мира, где наблюдается много несогласованности и неорганизованности. Прежде всего речь идет о европейском союзе.