Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

ГЧП набирает обороты

Государственно-частное партнерство (ГЧП) становится сегодня одним из важнейших инструментов рыночной экономики.

Ибо речь идет не только об экономии бюджетных средств, что особенно важно при сохранении социальной ориентированности бюджетов всех уровней, но и возможности инновационного развития страны. 

13.03.2014 15:56

ГЧП набирает обороты
Экстремальная переправа через реку Лена сегодня. Благодаря ГЧП здесь появится новый мост

Об этом наша беседа с начальником Управления правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства Федерального дорожного агентства Росавтодор Еленой Семеновой

РФС: ГЧП, как известно, представляет собой долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частно­го партнеров, направленное на реали­зацию социально-значимых проектов, повышение уровня доступности и ка­чества услуг. Результат достигается за счет разделения рисков и привлечения частных ресурсов.

Елена Семенова: Именно так. ГЧП является одним из наиболее эффек­тивных механизмов взаимодействия государственного сектора и частного капитала. Реализация проектов на ос­нове ГЧП позволяет привлекать допол­нительные инвестиции в экономику, тем самым снижая нагрузку на бюд­жет, обеспечивая более эффективное использование имущества, находяще­гося в федеральной, региональной или муниципальной собственности.

При недостаточности бюджетного финансирования реализация проек­тов по схеме ГЧП позволяет Росавтодору привлекать частные инве­стиции для развития автодорожной сети. При этом увеличивается про­зрачность расходования денежных средств и обеспечивается гарантиро­ванное высокое качество объектов, поскольку концессионеры заинтере­сованы в сокращении затрат на экс­плуатацию объектов. В их интересах делать изначально дороги с самыми высокими качественными характери­стиками.

Росавтодор в проектах ГЧП от име­ни Российской Федерации осущест­вляет полномочия концедента при заключении и исполнении концесси­онного соглашения, включая полно­мочия по внесению в концессионное соглашение изменений. Другими сло­вами, Росавтодор в пределах своих полномочий является уполномочен­ным органом по организации и про­ведению соответствующих конкурсов по выбору концессионеров, а также контролирует выполнение концессио­нерами своих обязательств по согла­шениям и отвечает за организацию финансирования проектов.Елена Семенова

РФС: В прошлом году состоялась пре­зентация первого проекта Росавтодора по привлечению частных инвести­ций на строительство автодорожного мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска. Как сейчас обстоят дела с этим начинанием?

Елена Семенова: Новый мост станет крупнейшим инвестиционным проек­том Федерального дорожного агентства с использованием механизма государ­ственно-частного партнерства. Он будет реализован в рамках концессионного соглашения по принципу «контракт жизненного цикла». Транспортная сеть Республики Саха развита слабо, и бу­дущий мост очень важен для придания импульса развитию экономики региона и всего Дальнего Востока в целом.

Строительство этого искусствен­ного дорожного сооружения весьма сложно с технической точки зрения: широкое русло реки, большие ветро­вые нагрузки, заторы льда, опасность затопления прилегающих территорий при весеннем половодье. В рамках проекта предполагается строитель­ство автомобильного моста в районе города Якутска (его общая длина со­ставит около 3 километров), автодо­рожных подходов к нему протяженно­стью более 18 тысяч метров и примы­кания к трассам «Умнас» и «Лена».

Использование схемы ГЧП позво­лит привлечь внебюджетное финан­сирование, а также решить вопрос с обеспечением бесперебойной эксплуа­тации объектов концессионного согла­шения и их обслуживания на период его действия. Согласно будущему кон­цессионному соглашению, инвестор за собственные и привлеченные средства будет осуществлять проектирование и строительство моста, подходов к не­му, а также всей необходимой инфра­структуры. Со стороны Российской Федерации будет компенсирована часть расходов концессионера на строительство и эксплуатацию моста. Планируется, что государство выде­лит на эти цели около 40 миллиардов рублей в виде капитального гранта, около 16 миллиардов в виде платы концедента и еще более 17 миллиар­дов привнесут частные инвесторы. Средства капитального гранта станут доступны концессионеру только после получения положительного заключе­ния Главгосэкспертизы на проектную документацию в отношении мостового перехода. Плата за проезд по мосту взиматься не будет.

В настоящее время в конкурсе уча­ствуют 2 российские компании, в со­став одной из которых входит китай­ский инвестор, это ООО «Транспорт­ные концессии «Саха» и ООО «Якут­ская мостостроительная компания». Приказом Росавтодора были внесены изменения в конкурсную документа­цию: увеличены сроки достижения фи­нансового закрытия (теперь в течение 120 дней с даты подписания концесси­онного соглашения) и срок подачи кон­курсных предложений на 30 рабочих дней (до 20 марта 2014 г.). В Росавтодоре состоялось рабочее совещание с участниками конкурса, в рамках кото­рого были обсуждены вопросы, касаю­щиеся процедур проведения конкурса, изменений проекта концессионного соглашения, подготовки территории строительства мостового перехода.

Победитель конкурса будет объявлен в нынешнем апреле. Концессионное со­глашение планируется подписать в ян­варе 2015 года. Соответственно, после подписания концессионер начнет ра­боты по проекту. В соответствии с кон­курсной документацией срок проекти­рования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию составит не более, чем 72 месяца. Общий срок действия кон­цессионного соглашения — 168 месяцев.

РФС: В различных странах мира про­блему финансирования дорожного строительства и ремонта решают по-разному. Наиболее действенным, с точки зрения мирового опыта, яв­ляется введение платы за проезд по автомагистралям или дорогам общего пользования различных категорий, то есть переход к принципу «пользова­тель платит». Насколько мне известно, Росавтодор намерен в ближайшем бу­дущем решить и эту проблему.

Елена Семенова: Повышение объ­емов перевозок и грузооборота авто­мобильного транспорта приводит к интенсификации использования фе­деральной дорожной сети, что, в свою очередь, усиливает воздействие на до­рожные конструкции и ведет к их пре­ждевременному разрушению. Грузо­вые автомобили полной разрешенной массой более 12 тонн наносят дорогам наибольший ущерб. Общее количество таких транспортных средств, осущест­вляющих грузовые и пассажирские перевозки на территории РФ или сле­дующих через территорию РФ транзи­том, составляет 1 595 000 единиц. По­этому предлагается ввести Систему взимания платы (СВП) как средство компенсации ущерба, наносимого ав­томобильным дорогам и не возмеща­емого за счет действующих налогов.

С технической точки зрения СВП представляет собой совокупность тех­нически и технологически связанных объектов (движимого и недвижимого имущества). Если кратко, СВП вклю­чает в себя:

бортовые устройства на авто­мобили с функцией приема сигнала ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Произ­водство и распределение — 2 000 000 бортовых устройств;

систему стационарного контро­ля. Строительство не менее 480 рам­ных конструкций и монтаж оборудо­вания контроля на всех федеральных автомобильных дорогах. На первом этапе строительство и размещение 20 рамных конструкций на федераль­ных магистралях М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-10 «Россия»;

центр управления и мониторинга, оборудование центра обработки дан­ных. Создание не менее 84 Центров информационной поддержки поль­зователей на территории РФ и 150 Центров информационной поддержки пользователей в точках автомобиль­ных пограничных переходов через го­сударственную границу РФ. Разверты­вание Системы мобильного контроля — не менее 100 единиц.

В рамках расчета социально-экономических эффектов при введении платы прирост ВВП составит от 41 миллиарда рублей в год на начальном этапе эксплуатации до 69 миллиардов в 2025 году. При этом нужно заметить, что поступающие от СВП денежные средства будут расходоваться исключительно на развитие дорожной инфраструктуры: поддержание существующих дорог в нормативном состоянии и строительство новых дорог европейского уровня, что в конечном счете скажется на увеличении пропускной способности автодорожной сети.

Беседовал Николай Тарасенко
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 6882