Для реального сектора экономики нашли триллион рублей

Минфин предлагает направить сверхдоходы на развитие инфраструктуры и экспорта

Для реального сектора экономики нашли триллион рублей

Фото: АГН Москва

Министерство финансов России опубликовало на портале regulation.gov.ru законопроект, которым предлагает внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части управления средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Злободневность этого документа обусловлена благоприятной конъюнктурой мирового нефтяного рынка, которая обеспечила небывалый приток нефтедолларов. По бюджетному правилу при стоимости нефти свыше 40 долларов за баррель (в ценах 2017 года) сверхдоходы направляются в Фонд национального благосостояния, ликвидная часть которого не должна превышать семи процентов от объёмов валового внутреннего продукта России. По расчётам Минфина в 2020 году сверх этого лимита в ФНБ будет аккумулировано 1,7 триллиона рублей, в 2021 году — уже 3,7 триллиона рублей. Как же Минфин предлагает распорядиться этими немалыми ресурсами?

Поддержка экспорта

В первую очередь декларировано намерение размещать средства Фонда в долговые требования к правительствам иностранных государств, возникшие в связи с предоставлением этим заёмщикам государственных экспортных кредитов. Проще говоря, деньги ФНБ пойдут на поддержку экспортной продукции отечественных производителей через механизмы кредитования покупателей этой продукции. Такую практику широко применяют в большинстве развитых стран, включая Китай: цель простая — обеспечить продвижение товаров и услуг, захватывая обширные сегменты международного рынка.

Таким образом Минфин, видимо, отвечает на критику в недостаточном внимании к отечественным производителям. Ведь предлагаемый порядок косвенно субсидирует экспортно ориентированные предприятия, в первую очередь энергетической отрасли, а также аграрный сектор (экспорт 26 миллиардов долларов), оборонной промышленности (около 15 миллиардов долларов) , IT- технологий (шесть миллиардов долларов).

По мнению Натальи Боевой, члена Комитета Госдумы по аграрной политике, такая мера может серьёзно поддержать отечественных крестьян, которые сегодня находятся в крайне непростой ситуации: к примеру, себестоимость производства сахарной свёклы и подсолнечника ниже закупочных цен, что в новом году может вызвать кризис в отрасли, когда наступят сроки выплаты процентов по кредитам. Если село получит гарантированные рынки сбыта с беспроблемным финансированием государственных экспортных контрактов, это ощутимо поддержит аграриев.

Ещё одно положительное следствие новшеств, предлагаемых Минфином, в том, что они предотвращают негативные последствия от возможного усиления санкций и других недружественных действий со стороны геополитических соперников. Эти риски будут минимизированы, так как средства Фонда будут переведены из наличных в товарно-кредитные формы, считает Виктор Зубарев, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, обеспечивая продвижение российских товаров за рубеж и выстраивания вокруг этих экспортных потоков союзнических отношений с государствами — покупателями российской продукции. Можно прогнозировать, что так называемый кумулятивный эффект от поддержки российского экспорта составит около полутора рублей прибыли на рубль затрат, не говоря уже о новых рабочих местах, росте доходов и потребительского спроса в отраслях, которые получат такую поддержку.

Инфраструктурное развитие

Другое, не менее эффективное направление, куда Минфин предлагает вложить сверхлимитные средства ФНБ - самоокупаемые инфраструктурные проекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Это также поддержит реальный сектор экономики, если иметь в виду, что речь идёт о таких масштабных транспортно-логистических комплексах, как Байкало-Амурская магистраль, федеральный проект «Западная Европа — Китай», недавно анонсированное строительство высокоширотной железнодорожной магистрали «Северный ход».

По расчётам Минфина в 2020 году сверх в ФНБ будет аккумулировано 1,7 триллиона рублей, в 2021 году — уже 3,7 триллиона рублей.

«Всё это очень нужные и важные проекты, — говорит Виктор Зубарев, — они, бесспорно, повышают, конкурентоспособность российской экономики на мировой арене, но не стоит ограничивать расходы фонда только такими масштабными стройками».

По мысли депутата, не совсем понятно, почему в законопроекте ограничивают триллионом рублей затраты из ФНБ на поддержку только экспорта и инфраструктурных проектов: необходимо во избежание коррупции распределять госзаказы не через аукционы, а конкурсы, максимально расширяя финансирование реального сектора экономики и учитывая, что порог в семь процентов, по прогнозам того же Минфина, в грядущие годы будет значительно выше, чем триллион рублей.

Деньги можно защитить от «прокручивания»

Но не приведёт ли такое масштабное финансирование к тому, что, как бывало в прошлом, крупные госкорпорации, получив немалые деньги, станут бесхлопотно прокручивать их, размещая в государственных ценных бумагах и накручивая инфляцию? Игорь Дивинский, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку, подчёркивает важную особенность законопроекта — проценты от размещения средств Фонда на упомянутые цели не могут быть ниже доходности обращающихся государственных ценных бумаг Российской Федерации. При этом, считает парламентарий, законопроект можно усовершенствовать, дополнив его текст положениями о том, что целесообразно вкладывать средства ФНБ в государственные долговые обязательства, вытесняя таким образом иностранных кредиторов.

Николай Арефьев, первый заместитель председателя думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, отметил, что законопроект положительно скажется на развитии реального сектора экономики, став в определённой степени противовесом политике Центробанка, который продолжает удерживать высокую ключевую ставку, неподъёмную для большинства товаропроизводителей.

Тем не менее депутат напомнил, что главная цель функционирования ФНБ в соответствии с его уставом, — поддерживать сбалансированность Пенсионного фонда РФ. Из текста законопроекта не ясно, в какой степени предлагаемые меры соответствуют этой задаче.

Просмотров 2425

03.12.2019 16:11




Загрузка...

Популярно в соцсетях