День Победы в Великой Отечественной войне

13:29В Белграде состоялось шествие «Бессмертного полка»

13:10Новинки техники и небо в цветах триколора: как прошел парад Победы в Москве

12:58В центре Москвы сняли ограничения движения после парада Победы

Для блогеров придумывают требования и обязанности

А еще у них может появиться свой код в классификаторе видов экономической деятельности

11.12.2023 16:03

Автор: Анастасия Островкова

Для блогеров придумывают требования и обязанности
  © freepik.com

Парламентарии готовы проработать вопрос о создании отдельного кода для блогеров в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). По сути, это будет обозначать признание профессии «блогер». В Госдуме на круглом столе 11 декабря подняли вопросы не только классификации сферы, но и ее регулирования, в частности, обязан ли тот, кто дает советы, например, по лечению, иметь профильное образование.

Профессия — Родину развлекать

История взаимоотношений «власть — блогеры» длинная, но малопродуктивная. По мнению вице-спикера Госдумы Петра Толстого, это связано с тем, что большинство блогеров считают депутатов хмурыми персонажами, которые «запрещают хорошее, и ничего хорошего не скажешь об этих людях». А многие законодатели в силу возраста и скромного личного опыта считают блогеров довольно безответственными балаболами.

«Не секрет, что, к сожалению, в этой сфере достаточно много откровенных мошенников, очень словоохотливых и набирающих большое количество аудитории. Конечно, хочется, чтобы она была прозрачной, чистой, я уверен, что блогеры тоже в этом заинтересованы», — отметил Толстой.

Депутат подчеркнул, что важно, если вся эта деятельность получит свой ОКВЭД, что различные силы, в том числе и разные политические, предлагают блогерам объединиться в разные ассоциации.

Петр Толстой. © пресс-служба Госдумы

Также речь шла о том, что многие контент-мейкеры сегодня по количеству подписчиков превышают аудиторию традиционных средств массовой информации, но СМИ ограничены определенным законом, они обязаны нести ответственность за ту информацию, которую они распространяют. У блогеров таких обязательств нет, и никто не может эти обязательства возложить, кроме них самих.

«Для меня, как для потребителя информации, было бы важно, если бы я понимал, обращаясь к тому или иному источнику в интернете, что он тоже проверяет эту информацию, что он не порепощивает какие-то чужие идеи и мысли, — сказал Петр Толстой. — Понятно, что более простой способ аудиторию нарастить, это простые конструкции и зачастую пошлые, желтые, эпатажные».

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по просвещению Яна Лантратова сказала, что ранее на встрече Ассоциации блогеров России с первым заместителем руководителя Администрации Президента Сергеем Кириенко обсудили вопрос о выделении в ОКВЭД специального кода для блогерской деятельности. Фактически это будет означать признание со стороны государства блогерства как профессии.

«Инфобизнес — там много очень профессиональных людей, которые создают нужные интересный для людей контент, есть и мошенники, вопрос неуплаты налогов, есть дискуссионные вопросы: требование к квалификации блогеров, нужно ли введение требования о высшем профессиональном образовании государственного образца, нужно ли создавать реестр недобросовестных блогеров, кто будет эту историю координировать и, конечно, нужно ли запретить называть академиями, университетами, высшими школами те структуры, которые имеют лицензию на образовательную деятельность», — подчеркнула депутат.

Яна Лантратова. © Юрий Инякин/ПГ

Лантратова заверила, что по итогам круглого стола создадут межведомственную и межфракционную рабочую группу по проработке ОКВЭД и регулирования, где все чувствительные вопросы сферы блогинга обсудят более детально.

Что думают контент-мейкеры

На мероприятии выступили сооснователь Ассоциации блогеров и агентств (АБА) Максим Перлин, блогер Тутта Ларсен (Татьяна Романенко), совладелец корпорации «Технониколь» Игорь Рыбаков президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган, президент Ассоциации спикеров СНГ Радислав Гандапас, писатель и психолог Михаил Лабковский, ректор школы бизнеса «Синергия» Григорий Аветов.

Сегодня блогеры могут воспользоваться несколькими кодами: деятельность рекламных агентств, производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность, представление в средствах массовой информации. Часто используют и ОКВЭД для копирайтера, ОКВЭД для продвижения в социальных сетях.

Гартунг: Случаи травли детей в школе должны выявлять учителя и родители

Как отметил Максим Перлин, введение отдельного ОКВЭД позволит профессионалам в будущем получать льготы, которые есть у представителей других профессий. Само блогерство почти не отличается от деятельности мультипликаторов: «Это такие же люди, которые сидят за компьютерами, которые монтируют видео, которые ретушируют фотографии, которые пишут тексты», — пояснил Перлин.

Он также отметил, что ведение ОКВЭД позволит систематизировать надзорные проверки и сделать их прозрачными, избегать скандалов.

Михаил Лабковский поделился мнением на примере своей сферы деятельности. Он считает, что человек, берущий на себя смелость и ответственность учить, помогать, объяснять, должен иметь диплом государственного образца в сфере, которую представляет.

«Преподаватель психологических курсов обязан предоставлять психологическую помощь, основанную исключительно на научных методах, на проверенных психологических теориях», — заверил он.

Тутта Ларсен считает, что блогерство как профессия должно быть классифицировано. Она уточнила, что сама журналист, закончила факультет журналистики, почти 30 лет с профессии, последние 10 лет ее журналистская деятельность в основном происходит в онлайне и в соцсетях в силу разных причин. Во-первых, потому что это оперативно и это прямой доступ к аудитории, во-вторых, потому что тот контент, который ей хотелось бы делать, просветительский, образовательный, семейный, он не востребован крупными медийными структурами.

«Блогеры действительно очень в разных форматах работают, и мой формат весьма далек от того, что себя среднестатистический потребитель контента представляет, это не танцы, не TikTok это полноценная журналистская деятельность», — сообщила она.

Читайте также:

• Когда в России появится аналог Instagram*