Госдума утвердила председателя Правительства

18:40Мишустин снова возглавил Правительство

18:16Путин утвердил Мишустина председателем Правительства России

17:25Госдума направит Путину постановление об утверждении Мишустина председателем Правительства

Когда в России появится аналог Instagram*

В Госдуме не понимают, как россияне могут платить деньги за рекламу тем, кого объявили экстремистами

08.12.2023 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Когда в России появится аналог Instagram*
  © freepik.com

Хотя запрещенные в России социальные сети теряют популярность, блогеры по-прежнему используют их, чтобы зарабатывать деньги, и сами вкладываются в рекламу на этих площадках. Парламентарии обсуждают запрет бизнес-деятельности в зарубежных соцсетях, но понимают, что прежде нужно создать достойные российские аналоги. Как это сделать, говорили на круглом столе в «Парламентской газете» 7 декабря.

Не запрещать, а замещать

Рынок отечественных соцсетей показывает хорошую динамику роста, а аудитория запрещенных в России площадок, наоборот, снижается. Такие данные привел зампред Комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин. За год в соцсети LOOKY зарегистрировались больше миллиона человек, это аналог запрещенного Instagram*, очень похожа на него внешне, быстро работает, но главное — она полностью легальная. А зарабатывать на площадках, владельцы которых признаны у нас экстремистами, по мнению Горелкина, странно.

«Обсуждается вопрос запрета рекламных интеграций в Instagram*, — сообщил депутат. — Особенно странно, когда этой компании платят российские организации с госучастием, а такие случаи есть. Мы поддержим запрет рекламы при условии, что нашим пользователям будет предоставлена альтернатива. Наш принцип — не запрещать, а замещать».

Антон Горелкин. © Игорь Самохвалов/ПГ

Площадки для общения в Сети должны быть не только удобными и красивыми — в них должна быть предусмотрена функция монетизации, что очень важно для популярных блогеров, добавил Горелкин. Он призвал российских разработчиков предусматривать технологию переноса контента из иностранных соцсетей в отечественные, это будет востребовано.

Наш голос должны слышать

Еще десять лет назад на российские платформы переехал писатель и общественный деятель Олег Рой. Тем не менее транслировать ценности Русского мира, по его мнению, необходимо везде, где только возможно. «За два года мы осознали, что западные соцсети — это враги, но там по-прежнему много россиян, тех, кто транслирует наши ценности. Их посты блокируют, но пробиваться все равно необходимо», — уверен Рой.

Олег Рой. © Игорь Самохвалов/ПГ

Функционал отечественных площадок, по мнению писателя, пока еще недостаточный, поэтому они отстают в популярности. Важно думать и о безопасности в наших соцсетях, подчеркнул он, поскольку в них приходят западные провокаторы. «Я думаю, что следующий год будет переломным, — сказал он. — Это будет год альтернативы, когда наши соцсети заменят западные».

Аудитория, ау!

Большая проблема отечественных площадок — их слабое продвижение. Многие люди даже не знают названий российских соцсетей. В этом призналась телеведущая и кинокритик Екатерина Мцитуридзе. Ресурсы, по ее мнению, нужно активно продвигать, в том числе с привлечением популярных людей, тех же блогеров. Но это стоит денег, которых у стартапов не так много. И как разорвать этот порочный круг, еще предстоит подумать.

Екатерина Мцитуридзе. © Игорь Самохвалов/ПГ

«В прошлом году я наблюдала волну эмиграции из Instagram* в Telegram, сегодня можно говорить, что все медийные личности есть в «телеге», — сказала Мцитуридзе. — Instagram сильно потерял, а Facebook*, на мой взгляд, почти умер в нашей стране».

Трэвел-блогер с миллионом подписчиков Юлия Соловьева — из тех, кто до сих пор использует запрещенную сеть. Своих коллег — блогеров-миллионников — она оправдывает тем, что им нужно кормить семьи. «Даже если я захочу использовать российский аналог, то понимаю, что аудитория там на порядки меньше», — объяснила Соловьева.

Как задать вопрос Владимиру Путину

Где пишем, что читаем

В октябре 2023 года число активных авторов в социальных медиа в России составило 64,6 миллиона, следует из отчета компании Brand Analytics. Они написали 1,55 миллиарда публичных сообщений — постов, репостов и комментариев. И авторов, и сообщений стало на три процента больше, чем в прошлом году.

По числу авторов лидируют «ВКонтакте» — 32 процента, Instagram* — 21 процент, Telegram — 18 процентов. В десятку входят YouТube, «Одноклассники», Facebook*, TikTok, «Дзен», Х (бывший Twitter) и Rutube.

Что интересно, аудитория «ВКонтакте», TikTok, Instagram* и Facebook* — преимущественно женская, а Х и YouTube — мужская.

* Запрещен в РФ; принадлежат корпорации Meta, которая признана экстремистской в России

Читайте также:

• Александр Хинштейн: О полном запрете VPN в России речь не идет