Детективный пенсионный марафон
14 июня 1956 года был принят закон о государственных пенсиях в СССР.
Но и 60 лет спустя пенсионный вопрос лихорадит Россию и россиян. Министр финансов Антон Силуанов недавно пообещал, что, возможно, в 2017 году будет дан ответ на него.
ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА
Пенсия — понятие очень простое, с латинского pensio — «платеж, уплата». Все сложные вопросы в том, кому, за что и сколько платить. Испокон веков правители вознаграждали, поощряли своих приближенных, пострадавших или отличившихся на службе. За щедрость Людовика XIV с благодарностью назвали «король-кормилец». Правители Руси тоже всегда были «кормильцами». Петр I решил придать этому кормлению какую-то норму. В его указе «О пенсионе бывшим военным» сказано: «Назначить пожизненное достойное содержание, дабы не позорили честь мундира». Понятно, что речь шла об офицерстве — на солдат «пенсион» не распространялся.
Идею всеобщего государственного обеспечения сформулировал и реализовал (по историческим меркам совсем недавно — в конце XIX века) канцлер Отто фон Бисмарк. Единый пенсионный порядок существенно способствовал превращению подданных немецких княжеств, образовавших германское государство, в его граждан. Первыми на планете они получили право на нормальную старость. Причем самому государству эта «милость» ничего не стоила. Суть идеи Бисмарка, а она и сегодня определяет практически все пенсионные системы в мире, — солидарность, «договор поколений». Бисмарк не скрывал, что его идея эффективна в противостоянии с социальными брожениями, охватившими Европу. Впрочем, его предупреждение актуально и сегодня: «Силу революциям придают не крайние требования меньшинства, а законные чаяния большинства».
Обеспеченная старость, безусловно, «законное чаяние».
СТАРОСТЬ ПО-СОВЕТСКИ
Страховое дело было существенной частью программ социал-демократических движений в начале ХХ века. VI Всероссийская конференция РСДРП (1912 год, Прага) одобрила предложенные В. Лениным принципы страхования и противопоставила их законопроекту, подготовленному Государственной думой. Впрочем, это не помешало ей принять закон «О социальном страховании рабочих». До него Россия обходилась без социального и пенсионного страхования. Закон содержал столько ограничений, что под него «попадали» только 1,5 миллиона рабочих из 14 миллионов. К тому же и «счастливчиков» обязали выплачивать 60 процентов взноса, а работодателей — 40 процентов. По ленинскому варианту страховать рабочих при капитализме обязано государство.
Свои обязательства РСДРП не забыла. Уже 1 ноября 1917 года Совнарком известил (через несколько дней после Октябрьской революции) о том, что новая власть берет на себя обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. Через год были введены пенсии для инвалидов Красной армии, а в 1923-м — для старых большевиков. Активное оздоровление народного хозяйства после Первой мировой и Гражданской войн (в 1927 году оно достигло уровня предвоенного 1913-го) позволило ввести пенсии для работников горнорудной и текстильной промышленности. В 1932-м пенсионное обеспечение по старости стало самостоятельным видом социального страхования. Россияне получили право уходить на пенсии самыми молодыми в мире: женщины в 55, мужчины в 60 лет. Этот сталинский возрастной порог сохраняется (пока) до сих пор.
Принятая в 1936 году Конституция закрепила право всех советских людей на пенсионное страхование, но реализация его началась только после тяжелейшей Великой Отечественной войны. Утвержденная в 1956 году пенсионная система была справедливой, надежной, малозатратной и понятной. Резко увеличилось количество людей, получающих пенсии, размер которых повысился в два-три раза.
Основные положения системы. Возраст выхода на отдых: мужчины — 60, женщины — 55 лет, трудовой стаж — 25 и 20 лет. Размер пенсии — 50 процентов средней зарплаты за последний год или за 5 лет последнего десятилетия. Минимальная равнялась 70 рублям, максимальная — 120 (около 40 и 60 тысяч сегодняшних рублей). В приоритетных отраслях «максималка» была выше: у шахтеров — 140, у сталеваров — 160, у летчиков -180 рублей. За 20 лет непрерывного стажа пенсия увеличивалась на десять процентов. При отказе от нее каждый дополнительный год работы повышал будущее ветеранское довольствие на 10 рублей (но всего не более чем на 40 рублей).
Рабочие могли трудиться и после выхода на пенсию, не теряя ее. Служащим это разрешалось только в некоторых сферах, например в медицине.
Из государственной системы выпадали колхозники. (Рабочие совхозов обладали теми же правами, что и промышленники.) Но утверждения, что сельчане не имели пенсий, неправомерны. Они ее получали в ином порядке — каждая сельхозартель создавала свой фонд для обеспечения ветеранов. В него отчислялось до двух процентов стоимости произведенной продукции. закон о государственных пенсиях и пособиях членам колхозов (хрущевский, как его называли, закон, 1964 год) смягчил ситуацию, но еще все-таки не уравнял в правах граждан страны. Только в середине 80-х она перешла на единые пенсионные нормы.
В 1956 г. пенсионная система была справедливой, надежной и понятной»
ЛОМАТЬ — НЕ СТРОИТЬ
Со времен перестройки стало обязательным ругать советскую систему социального обеспечения в целом и пенсионного в частности. Сами по себе размеры пенсий (и зарплат), вырванные из общего жизнеустройства, по сравнению с пенсиями (и заработками) населения развитых стран выглядят очень скромно. Но вне сравнения остаются общественные фонды потребления. Напомню о былом. Государство удерживало и дотировало цены на продукты питания, товары, транспорт, коммунальные услуги, электричество, даже на билеты в кинотеатры и театры. Бесплатные образование, медицина, санаторно-курортное лечение, дешевые лекарства существенно повышали силу пенсионного рубля.
Закон о государственных пенсиях действовал с 1956 по 1991 год. Это естественно: пенсионное право самое консервативное. Постсоветская Россия уже пережила пять (или шесть, считают по-разному) пенсионных реформ, готовится к очередной. Суть первой определил закон о пенсионном обеспечении граждан в СССР (1990 год). Его авторы взяли все лучшее из закона 1956 года, добавив нормы, увеличивающие трудовые пенсии. Принципиально новое (и оправдавшее себя) — выделение страховых денег из федерального бюджета и создание Пенсионного фонда для управления ими. Еще одно новшество: впервые вводилась социальная пенсия для тех, кто не имел нужного стажа.
В трудовой стаж включались учеба, уход за ребенком до трех лет, срочная служба в армии. Предусматривались льготы за особо тяжелый и опасный труд, за работу на Крайнем Севере, многодетным матерям.
Законом 1990 года государство стимулировало повышение рождаемости, учебу, повышение квалификации. Дополнительные льготы обеспечивались и дополнительным финансированием. Закон обязал работодателей отчислять в Пенсионный фонд 31,6 процента ФОТ, каждого работника — один процент личного заработка. По мнению специалистов, это был лучший в истории России закон. Мог быть, но не стал. Перед самым введением его в действие Правительство фактически выхолостило его суть. По расчетам аналитика Риммы Варнавской, после перерасчета пенсии ветеранов уменьшились почти наполовину. Это стало началом детективного пенсионного марафона, затянувшегося на четверть века с непредсказуемым до сих пор финалом.
В апреле 1993 года депутаты Верховного Совета попытались восстановить свой закон. Председатель ВС Руслан Хасбулатов подписал постановление об изменении порядка исчисления пенсий, отменяющее правительственную корректировку закона 1990 года. Оно фактически не успело заработать. Конфликт с Борисом Ельциным завершился расстрелом парламента в октябре 1993-го.
Избавившись от «контролеров», реформаторы принялись решительно рвать все прежние государственные социальные обязательства и гарантии. Сперва ввели понижающие коэффициенты — «осовременили» заработки ветеранов. Затем вместо индексации по инфляции применили компенсации. Пенсии, выстроенные на их базе, остались навсегда заниженными. В 1998-м закон ФЗ-113 покончил с прежним исчислением пенсий. Для расчета по-новому ввели ИКП (индивидуальный коэффициент пенсионера) — соотношение заработка к средней зарплате. Но не к статистической средней по стране, а к устанавливаемой Правительством. Она так и называлась — «специальная средняя зарплата для исчисления пенсии». Понятно, специальная была значительно меньше реальной среднестатистической.
По злополучному ФЗ-113 (специалисты называют его только так) из трудового стажа ветеранов вычли годы учебы, ухода за ребенком, службы в армии, льготы за опасный труд, за работу на Крайнем Севере. От пересмотра прошлого пострадали 15 миллионов пожилых людей. К концу президентства Бориса Ельцина трудовые пенсии россиян по сравнению с зарубежными стали выглядеть не скромно, а катастрофически провально — меньше, например, немецких в десять раз.
ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ
Следующая реформа, известная как зурабовская, окончательно сломала страховую пенсионную формулу. В основе ее осталась абстрактная «специальная средняя зарплата для исчисления пенсий». Еще одно новшество — сняли ограничения с максимальной пенсии. Сделали подарок чиновникам — она стала назначаться в размере 75 процентов от 1,8 оклада. Но вся эта корректировка — цветочки. Ягодки то, что — по инициативе Минфина пенсию разделили на три части: базовую, страховую и накопительную.
Простое, казалось бы, деление разбалансировало бюджет ПФР. У него изъяли шесть процентов поступлений, и он из профицитного стал дефицитным. Одновременно, опять же по инициативе Минфина, Правительство снизило страховые взносы с 28 до 22 процентов. По словам экс-замминистра Минздравсоцразвития, доктора экономических наук Александра Сафонова, из них только 16 процентов действительно поступало в фонд. Еще шесть процентов Правительство «раздало» как льготы. Больше всех выиграли банки и компании, занимающиеся недвижимостью. Проиграл основной поставщик налогов и сборов — промышленность. Крайними при этом делении и раздаче льгот оказались нынешние пенсионеры. Ушедшие в «накопления» 2,5 триллиона рублей — это в основном недополученные ими деньги.
Все растущий дефицит бюджета ПФР покрывали дотациями из бюджета федерального. Ради их сокращения Правительство взялось за очередное реформирование пенсионной системы. Рассказывать о нем незачем. Во-первых, система только в прошлом году вступила в действие. Во-вторых, уже будущим летом глава Минфина Антон Силуанов опять пообещал новую.
Задача страховой пенсии — поддержать статус, уровень жизни уходящего на отдых человека. Тот, кто имел средний уровень, не должен переходить в категорию бедных, а бедный — в категорию нищих. Для оценки, как решается эта задача, Международная организация труда установила показатель — 40 процентов. То есть пенсия не должна быть меньше 40 процентов заработка. У нас очень низкий показатель коэффициента замещения — 34,2. Средний по странам — членам Организации экономического сотрудничества и развития — 40,6 процента. Менее объективен показатель отношения пенсии к прожиточному минимуму. Сам прожиточный минимум определяется произвольно властями страны. У нас он на уровне нищеты — это объем средств, необходимый для физического выживания. Более точный показатель — покупательная способность пенсии. Все-таки люди едят не деньги, а продукты.
Сопоставление трех основных показателей убеждает: российский пенсионер живет беднее своего советского сверстника. Все шесть постсоветских пенсионных реформ преследовали цель — сокращение расходов государства на поддержку бюджета ПФР. Результат — госдотации резко выросли, а пенсии все равно не соответствуют трудовому вкладу ветеранов. И известно почему: денег нет и надо держаться. Известно, хотя об этом не принято говорить, и почему дефицитен бюджет ПФР. Назовем три главные причины.
1. В России регрессивные страховые взносы — для богатых они самые маленькие.
2. Более 22 миллионов работников с благословения или при попустительстве государства платят льготные взносы или вообще их не платят.
3. Ежегодно 400-450 миллиардов рублей уходит из ПФР на так называемую накопительную, а в действительности разорительную часть.
Если коротко, то дефицит бюджета ПФР рукотворен, искусственно создан всеми предыдущими реформами. Это прямо утверждает доктор экономических наук Михаил Делягин. Но, вместо того чтобы разобраться в наделанных за четверть века ошибках, Минфин и Центральный банк по рекомендациям МВФ в очередной раз пытаются втиснуть Россию в очередную зарубежную пенсионную систему. На этот раз в австралийско-новозеландскую. Была информация, что Минфин уже провел презентацию (так и сообщалось) своего проекта для членов Правительства. Опять где-то какая-то группа людей втайне определила будущее почти 40 миллионов ветеранов, получающих трудовую пенсию. Общественные организации, академическая наука, две партии пенсионеров, Союз пенсионеров и, наконец, профсоюзы — наиболее массовая и дееспособная организация, призванная защищать людей труда, -узнали о подготовленной реформе из СМИ. С чем нас всех и поздравляем.
Повторяется история с реформой 1998, реформой-2002, поразивших страну сверху как Божья кара.
Опять-таки, судя из СМИ, узнаем (спасибо экс-замминистра Минздравсоцразвития, доктору экономических наук Александру Сафонову за информацию), что реформа ориентирована на «план-401». Он реализуется в США и Австралии. Коротко о нем.
И второе — эффективность накоплений. Заместитель председателя Правительства Ольга Голодец сообщила прессе: обладатели накопительной части потеряли 200 (двести) миллиардов рублей. Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина незамедлительно опровергла ее, рассказав журналистам, какое это замечательное дело — приумножать свои средства ради благополучной старости. Пресс-служба ЦБ тут же подтвердила. НПФ, управляющие пенсионными деньгами, получили за 2014 год доход 60 миллиардов рублей, что составило 5,5 процента доходности. В заочную дискуссию двух высокопоставленных дам вмешался замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Он спокойно заметил: вопрос в том, как считать. Да, есть доход 60 миллиардов. Он делится: 25 процентов НПФ и УКи 75 процентов гражданам, или 15 и 45 миллиардов. Это уже всего четыре процента доходности. Если бы россияне просто положили свои накопления на банковские депозиты, то средняя доходность составила 8,9 процента и дала 93,6 миллиарда. То есть потери составили 48 миллиардов. С поправкой на инфляцию они вырастают до 79 миллиардов рублей.
И получается, вопреки ЦБ владельцы накоплений не выиграли 60, а проиграли 79 миллиардов рублей. За 2005-й — август 2015 года накопления россиян, по экономической оценке Ю.Горлина, уменьшились на 280 миллиардов рублей. Если бы россияне просто покупали доллары США (инвестировали в доллары США), то их накопления за десять лет выросли на триллион рублей. Упущенная выгода, говорят, не в счет. Есть и прямые потери — больше половины всех накоплений уже съела инфляция. Тем не менее правы и Ольга Голодец, и Эльвира Набиуллина — каждая по-своему. Первая отвечает за социальное благополучие россиян и считает их выгоду. Вторая озабочена благополучием банков и других финансовых структур и обеспечивает их доходы. Такова российская жизнь…
Напоследок еще один расчет — прогноз МВФ. Если Россия будет активно развиваться, иметь нулевую инфляцию, то за 30 лет рубль накоплений вырастет в 1,8 рубля. Как бы хотелось жить в такой России и писать совсем другие материалы — о юбилеях побед, а не поражений.