Сергей Жигарев: интернет-магазины ответят за обман покупателей
В Госдуме работает комиссия по решению проблем потребителей в Сети
Президент Владимир Путин проведёт 18 апреля в Великом Новгороде заседание президиума Госсовета РФ по вопросу «О национальной системе защиты прав потребителей». Какие сейчас проблемы есть у российского потребителя и что в первую очередь нужно сделать для их решения, «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев.
- Сергей Александрович, что вы, в первую очередь, ожидаете от заседания Госсовета?
- Надеюсь, что президент предложит меры по воздействию на торговые сети, которые сегодня зачастую ведут себя безудержно, делая наценки на продукты до 200-300 процентов. Кроме того, требует скорейшего решения проблема с исчезновением магазинов шаговой доступности. Региональные и федеральные сети поглощают их, при этом удобства обычным гражданам такая политика не добавляет, а наоборот.
- Эти вопросы найдут отражение в Стратегии госполитики в области защиты прав потребителей до 2030 года?
- Пока документа нет, но я думаю, что там будет прописана эта конкретика. Предлагаю дождаться его официальной публикации. Я знаю, что к заседанию президиума подготовлены предложения, в частности, по снижению долговой нагрузки на заёмщиков микрофинансовых организаций, а также по выявлению и блокированию доступа сайтам, которые используются мошенниками для торговли в Сети.
- Госдума занимается решением этой проблемы?
- Тут мы как раз подходим к теме электронной экономики, которой фактически пока никто серьёзно не касался. Это непаханое поле. А в Госдуме создана Комиссия под руководством спикера палаты Вячеслава Володина, которая и занимается обсуждением таких вопросов, поиском пути решения проблем.
- Будут готовиться законопроекты о защите покупателей в Интернете?
- Всё будет происходить постепенно. Заседание комиссии состоялось в феврале, были обозначены основные проблемы. Интернет-магазины продают не только продукты питания, но и одежду, технику и прочие товары потребления, а за качество при этом отвечают мало. Мы сегодня работаем с интернет-компаниями, для того чтобы выработать правильный механизм ответственности, особенно иностранных продавцов, работающих на российском рынке.
- Как сейчас на законодательном уровне осуществляется защита прав потребителей?
- Есть закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», датированный 1992 годом, то есть в этом году документу исполнилось 25 лет. В него периодически вносятся поправки, новеллы, но нужны кардинальные перемены, сам подход к потребителю должен поменяться.
- Надо создать новый закон?
- Только без суеты. Сейчас есть документы, которые должны обеспечивать права потребителей. Например, недавно была презентована новая стратегия развития Роспотребкооперации. Этот документ должен помочь развитию сельских магазинов и колхозных рынков, то есть в России убивается подворное хозяйство. Покупатели жалуются, а ведь раньше именно такая кооперация обеспечивала до 40 процентов потребности граждан в продуктах питания. То есть чем больше у потребителя будет возможностей выбирать, тем ниже станут цены. Мы выступаем против монополий.
- Нужен в России институт уполномоченного по правам потребителей?
- Фракция ЛДПР, членом которой я являюсь, давно выходила с такой инициативой. Но мы не нашли поддержки, хотя по-прежнему считаем, что такой омбудсмен стране необходим.
- Как считаете, оправдала себя практика организация МФЦ в стране?
- Многофункциональные центры — это достижение. Я, как депутат-одномандатник от Московской области, уверенно заявляю, что практически в каждом муниципальном образовании региона есть МФЦ, упрощающие жизнь гражданам.
- Московская область — это ещё не вся Россия.
- Я понимаю, но в регионах МФЦ набирают силу с большой скоростью, потому что люди туда приходят с удовольствием. Развитие таких центров сказывается положительно на отношении россиян к государственным услугам.
Ещё материалы: Сергей Жигарев