Все о пенсиях в России

два дня назадСамозанятым северянам предлагают досрочно назначать пенсию по старости

22.05.2024Соцпенсии по инвалидности не смогут списать за долги

21.05.2024Участники СВО и члены их семей получат новые льготы

Сенаторы не планируют наращивать налоги

Совет Федерации прикидывает бюджет на три года

13.04.2017 00:01

Верхняя палата за полгода до начала плотной работы над федеральным бюджетом 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов определила его приоритеты. Общая характеристика бюджетных предложений членов Совета Федерации — их чёткая социальная направленность.

А табачок врозь

Закономерность, которая повторяется ежегодно при каждом законодательном утверждении проекта федерального бюджета: масса хорошо просчитанных и, вероятно, эффективных предложений членов Федерального Собрания живо обсуждаются, иногда даже попадают в бюджетные строки, но потом либо оказываются в числе отклонённых, либо корректируются до потери изначального смысла.

Как правило, по причине несговорчивости Правительства, которое имеет свои представления о том, как и с кого надо собирать деньги и куда их тратить. Но хорошие идеи не могут пропасть: эта мысль пришла мне в голову на пленарном заседании Совета Федерации, который обсуждал предложения по формированию концепции федерального бюджета на ближайшие три года. Первый, кстати, документ, который должен быть создан в рамках стратегического планирования, сменив «пожарный» стиль правительственного воздействия на экономику.

Так вот, многие предложения, которые звучали в ходе прошлогоднего обсуждения федерального бюджета, снова оказались в поле зрения сенаторов. Какие же первые прикидки можно выделить? Один из главных мотивов сформулирован так:  нынешняя налоговая нагрузка должна быть сохранена в ближайшие три года, а Правительству  вместо того, чтобы вводить новые налоги или экспериментировать с перераспределением старых, хорошо бы улучшить их собираемость, «повысить эффективность налогового администрирования».

Пожелание нелишнее, если учесть, что, по данным Счётной палаты, объём недоимок, включая таможенные платежи, составляет около шести триллионов рублей. А ведь есть ещё и налоговые льготы минимум на 2,5 триллиона рублей (по подсчётам Федеральной налоговой службы) или на семь триллионов (Счётная палата). И закрывать эти дыры, вводя новые прямые или косвенные налоги и увеличивая объёмы других платежей на население, мягко говоря, недальновидно.

Тем более что есть и другие резервы, вполне разумные экономически и щадящие социально. Например, чисто правоохранительными мерами пресекать нелегальное производство этилового спирта и подпольного алкоголя. По некоторым данным, легализация этого промысла принесёт около 300 миллиардов рублей дополнительных сборов. Ещё один денежный источник - сближение акцизных ставок на алкогольную и табачную продукцию в рамках Евразийского экономического союза.

Проблема в том, что наши практически братья по истории и ЕАЭС держат низкий уровень акцизов на выпивку и табак, что в условиях прозрачных границ приводит к вытеснению с прилавков российских аналогов. Пример: в приграничном Соль-Илецке в российском универсаме бутылка казахстанской водки стоит сто рублей, в то время как минимальная отпускная цена российского продукта — 200 с лишним рублей.

Известны цифры, что продажи табака в розничной торговле в  два раза превышают его легальное производство и импорт в Россию. Конечно, братство и дружбу никто под сомнение не ставит, но в данном случае они недёшево обходятся нашей стране, которая недополучает примерно на 120-200 миллиардов рублей акцизов.

Рисунок: Виталий Подвицкий, Cartoonbank

Больше профессионализма

Много пожеланий и к Правительству, особенно в части, касающейся точности планов и достоверности расчётов. Не секрет, что большинство пунктов антикризисной программы — 2016 на конец прошлого года не были выполнены в полном объёме, а реализация федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) идёт с большим отставанием и крупными провалами.

Логично, что сенаторы отметили эту многолетнюю особенность деятельности социально-экономического блока Правительства. Конечно, сделали это изящно, записав следующее: «Необходимо продолжить работу по оптимизации расходов федерального бюджета за счёт концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития…»

Была оценена и степень эффективности некоторых капиталовложений, которые были одобрены Минэкономразвития, в рекомендации Правительству сконцентрировать бюджетные ресурсы «на финансирование высокотехнологичных и инновационных проектов». Среди других рекомендаций, важных и нужных без исключения, всё же выделю некоторые, призванные контролировать действия Правительства, с тем чтобы избежать неприятных экономических потерь.

Прежде всего это касается регионов, которые не раз попадали в неприятную финансовую ситуацию по причине непоследовательности  в действиях Центра. Видимо, поэтому Совет Федерации рекомендует «представлять сводную информацию по распределению межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», при этом исходить «из необходимости финансового обеспечения всех полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

Итак, первый шаг к формированию трёхлетнего бюджета сделан. Что-то мне подсказывает, что его осеннее обсуждение в Федеральном Собрании будет очень небеспроблемным для Правительства, учитывая, что принципиально новых идей пока оно не обнародовало, а кризис, несмотря на все словесные интервенции, не то чтобы нарастает, но и особо не уменьшается.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2636

Ещё материалы: Юрий Скиданов