Теракт в «Крокус Сити Холле»

12:38Джабаров назвал теракт в «Крокусе» попыткой столкнуть россиян с мигрантами

11:49Захарова: Отсутствие позиции по теракту в «Крокусе» говорит о деградации СЕ

11:17Сдавший квартиру напавшим на «Крокус» террористам Касимов обжаловал арест

Закон сдержал рост цен, торговые сети ищут пути его обхода

Нарушителей ждут серьёзные штрафы, обещают парламентарии

10.03.2017 13:31

Автор: Людмила Глазкова

Закон сдержал рост цен, торговые сети ищут пути его обхода
Сети на протяжении шести месяцев не повышали цены, а в некоторых случаях понижали. Фото: Интерпресс

Новый закон о торговле сократил сроки расчёта сетевых предприятий с поставщиками, ограничил совокупный размер вознаграждения до пяти процентов, ввёл запрет возврата нереализованной продукции и потребовал от сетевого ретейла перезаключения договоров по новым правилам. Однако федеральный мониторинг реализации закона показал - торговые сети разными путями пытаются его обойти.

«Парламентская газета»  ознакомилась с  предварительными материалами, которые будут использованы для выработки позиции Совета Федерации по проблеме выстраивания равноправных отношений между отечественными поставщиками и ретейлом.

Саботажу — красный свет

Парламентарии взяли под контроль исполнение закона с момента его принятия. Была создана федеральная мониторинговая группа под руководством Ирины Яровой в рамках партийного проекта «Единой России» «Честная цена». Проведённые ею вместе с общественными организациями проверки показали, что торговые сети не спешили отказываться от прежней практики. В переговорном процессе по перезаключению договоров поставки начали требовать от производителей скидки в размере от 10-30 процентов стоимости товара, введения новых бэк­выплат, увеличения цены логистических и других услуг.

«Есть много фактов, когда сети придумывают различные обходные манёвры, чтобы сохранить свои сверхдоходы. Например, увеличивают штрафы за любое нарушение до 100 процентов. То есть предприятие отправит несколько десятков тонн продукции, недопоставив килограмм, а его могут оштрафовать на сумму всей торговой партии. Ну это абсурд полнейший!» — возмущается первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно­продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский.

«Понятно, что таким способом сети хотят легализовать опять же все поборы, которые имели до принятия новой версии закона 15 июля 2016 года, — считает сенатор. - Сети должны понять, что на самотёк ситуацию с реализацией закона никто не бросит. И второе: к нарушителям будут применяться за неисполнение достаточно серьёзные штрафы».

Мониторинговые группы из представителей производителей, власти, ФАС, общественной организации «Опора России» уже провели более 630 контрольных рейдов в торговых организациях и на рынках 76 субъектов РФ.

Проверки предприятий ретейла продолжатся

Депутат Мосгордумы, координатор проектов единороссов «Народный контроль» и «Честная цена» по Москве Александр Семенников сообщил: «Это не разовое мероприятие, а элемент постоянной работы. В этот раз мы выяснили цену «на полке», а потом займёмся получением информации о закупочных ценах. И в конечном итоге узнаем, сколько зарабатывают торговые сети на москвичах».

Активисты проверили цены на социально значимые продукты, наличие «просрочки» и соблюдение правил торговли в более чем 200 магазинах столицы. Вместе с «Народным контролем» в рейде участвовало Объединение потребителей России. Руководитель московского отделения ОПР ­Наталия Старостина­ рассказывает:

«Первым объектом стала «Пятёрочка». Там нас ждали… Всё вылизали. Тем не менее мы зафиксировали нарушение товарного соседства - продажу рыбы вместе с пивом и другими напитками. Нашли анонимный чай лишь с названием марки, без указания изготовителя и места производства, ещё в двух точках обнаружили просрочку готовой продукции. Типичное нарушение, когда потребителя вводят в заблуждение двумя датами на товаре - взвешивания и упаковки. Другая проблема - наличие в продаже продукции предприятий с репутацией фальсификаторов: ООО «Лакт­продукт» из Вла­димирской области и подмосковный Озерецкий молкомбинат представлены почти во всех сетевых магазинах. Это говорит о безразличии ретейла к тому, что лежит у него на полках».

Активность федеральной мониторинговой группы побудила заинтересованные министерства и ведомства обратить внимание на правоприменение закона. ФАС сочла, что в рамках переходного шестимесячного периода наблюдение и проверки соблюдения торговыми сетями антимонопольного законодательства в части соответствия условий перезаключаемых договоров поставки новым требованиям преждевременны и неэффективны.

Тем не менее его территориальные службы по результатам ежемесячного мониторинга оптово­отпускных цен на отдельные виды продтоваров и жалоб на действия торговых сетей за полгода возбудили 14 дел (в Башкирии, Карачаево­Черкесии, Челябинске, Иркутске и Хакасии) за создание дискриминационных условий поставщикам, отказы заключить договор, препятствия для доступа или выхода из товарного рынка.

Без новых поправок не обойтись

«Самый важный результат действия закона — то, что он сдержал рост цен, а также внёс весомый вклад в снижение общего уровня инфляции с 12,9 до 5,8 процента, - сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по аграрно­продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин. - Сети на протяжении шести месяцев не повышали цены, а в некоторых случаях понижали. Сократились сроки оплаты товаров с 12-45 до 8-40 дней, идёт переход на прямую торговую наценку без бэк­маржи. Это плюсы».

Вместе с тем сети ищут пути обхода пятипроцентного ретро­бонуса. Отказывают поставщикам в понижении цены за полку после предоставления скидки. В случае несогласия предлагают не заключать договор. Что это, как не прямые попытки обойти закон?

В итоге совокупный эффект от переговорного процесса оказался негативным для поставщиков: у них уменьшились оборотные средства, а торговые сети, напротив, увеличили валовую выручку за счёт резкого увеличения торговой наценки. В новых договорах ретейл существенно (до двух раз) поднял штрафы за некорректные документы, расхождения в наименованиях при поставке, недопоставках в промоакции.

Таким образом, необходимы дальнейшие поправки в закон, которые облегчат продвижение отечественных товаров, в том числе и с учётом межгосударственного товарообмена. Сегодня, например, Казахстан использует НДС 12 процентов для ввоза узбекских товаров, а затем они приходят на российский рынок и конкурируют с отечественным сельхозпроизводителем. Не по качеству, а по цене, потому что у нас НДС больше.

Доклад о реализации закона в Совете Федерации будут обсуждать в конце марта. Только строгое соблюдение закона, его постоянный мониторинг со стороны государственных и общественных организаций смогут эффективно повлиять на аппетиты торговых сетей.