Теракт в «Крокус Сити Холле»

08:20В МВД рассказали, как вычислили автомобиль исполнителей теракта в «Крокусе»

вчераМоскалькова считает, что избежание самосуда над террористами показало зрелость государства

вчераВ ОНК опровергли сообщения о смерти двух террористов в СИЗО

Реформа ОСАГО: автовладельцу предложат ремонт вместо денег

Как будет выстроена эта система, окончательно станет известно уже в середине марта

28.02.2017 17:42

Автор: Геннадий Мельник

Реформа ОСАГО: автовладельцу предложат ремонт вместо денег
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Законопроект, который предлагает заменить денежные выплаты по ОСАГО починкой пострадавшего в ДТП авто, ко второму чтению оброс существенными поправками, в том числе от сенаторов. По мнению экспертов, если раньше документ больше отвечал интересам страховщиков, фиксирующих убытки от действующей системы возмещения ущерба, то после доработки вектор поменялся.

Приоритет «живого» ремонта над денежными выплатами предполагает, что страховщики станут предлагать автовладельцу на выбор список автосервисов, где ему восстановят пострадавшее авто. Из взаимоотношений с клиентами уйдёт наличность, а значит, и стремление выбивать из страховых компаний с помощью автоюристов огромные суммы компенсаций. По данным Всероссийского союза страховщиков, юридические посредники заработали в 2015 году 10 миллиардов рублей чистой прибыли на помощи автомобилистам, то есть фактически «обнесли» на эту сумму продавцов полисов ОСАГО.  

Автоколлекторы с большой дороги

В чём же секрет финансового благополучия коммерческого посредничества между водителями и страховыми компаниями? Схема проста: попавшему в ДТП автомобилисту опытный автоюрист предлагает избавиться от хлопот с получением страховой выплаты. Как правило, потерпевшему сразу выплачивают сумму, немного меньше той, которую он получил бы при самостоятельном обращении за компенсацией. Взамен автоюрист получает «право требования к страховщику по договору цессии», по есть по переуступке прав. В суде автоюрист может истребовать со страховщика в 1,5 — два раза больше той суммы, что он заплатил автовладельцу. И это, в общем, неплохой бизнес.

По данным страховой отрасли, если средние выплаты по ОСАГО составляют 70 тысяч рублей, в отдельных регионах они доходят до 120 тысяч. Страховые случаи в этих субъектах фактически разорили и выдавили страховщиков с рынка. Это привело к тому, что в стране появились районы, где полис ОСАГО невозможно приобрести.

Как рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА), приоритет ремонта над выплатами избавит отрасль от судебных тяжб с автоюристами и снизит финансовые потери.

«Когда во взаимоотношениях между автовладельцем и страховой компании исчезают деньги и появляются обязательства по ремонту машины, у автоюристов пропадает интерес к делу. В случае обоснованности претензий на качество работ авто просто ещё раз загонят на лицензированный сервис», — пояснили в РСА.

Плач Ярославны

Базовый тариф ОСАГО в последние годы повышался трижды — осенью 2014-го, весной 2015-го и осенью 2016-го. До этого тариф оставался прежним с 2003-го, с момента появления «автогражданки». Сейчас средняя стоимость полиса колеблется от 10 до 15 тысяч рублей. Одновременно с ростом тарифов повысились и лимиты выплат: со 120 000 до 400 000 рублей за ущерб имуществу, со 160 000 до 500 000 — за урон жизни и здоровью.

«Как бы мы не меняли тарифы по ОСАГО, не принимали законы, которые бы позволили автостраховщикам извлекать дополнительную прибыль, всё равно мы будем слышать от них «плач Ярославны», что им очень тяжело», — рассказал «Парламентской газете» первый зампредседателя думского Комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Владимир Гутенёв.

По словам депутата, к деятельности страховых компаний у наших граждан претензий больше, чем к нечестным автоюристам. Но тогда, считает Гутенёв, следует бороться с мошенниками-автоюристами, а не с законопослушными владельцами машин, которые не могут добиться от страховой компании справедливого возмещения ущерба.

«На мой взгляд, пора вводить жёсткие меры ответственности страховщиков перед страхователями за неисполнение своих обязательств», — предложил парламентарий. За рентабельность собственного бизнеса следует бороться, не повышая ставки и уходя от качественного ремонта, а повышая уровень сервиса и доверия граждан.

По словам руководителя Федерации автомобилистов России Сергея Канаева, мошенников среди автоюристов не более пяти процентов. Остальные 30 — 40 процентов автоколлекторов — это бывшие сотрудники страховых компаний, которые знают изнанку бизнеса.

«У нас в законе по ОСАГО предусмотрен ремонт авто страховщиком наряду с денежными выплатами. Была альтернатива, но эта часть почему-то не развивалась. Сейчас на это направление делается ставка, что может привести к деградации  системы ОСАГО», — убеждён эксперт.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что законопроект не решит проблему с автоюристами.

«Если бы страховщики работали по закону и порядочно, то никто бы не пользовался услугами автоюристов, — пояснил он. — Страховые компании всегда давали и, к сожалению, будут давать повод для вмешательства посредников. Потому что иначе продавцы полисов работать не умеют».

Что же ждёт автовладельца?

Ко второму чтению при сохранении концепции законопроекта парламентарии внесли ряд принципиальных изменений. Так, были зафиксированы предельные сроки ремонта страховых авто — не более 30 дней, уточнены критерии доступности станции техобслуживания — не далее 50 километров от места жительства страхователя. Минимальная гарантия на результат восстановительного ремонта составит полгода, а в отношении кузовных и покрасочных работ — год.

По словам члена Комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Дмитрия Шатохина, логика этих поправок проста — вернуть владельцу качественно отремонтированный автомобиль. Однако сенаторов насторожило, что ремонтом по ОСАГО смогут заниматься только лицензированные организации, с которыми у страховщика заключён договор. Не приведёт ли это к монополизации рынка, особенно если речь об удалённых районах страны с неразвитой системой автосервисов?

«Наш комитет внёс в законопроект поправку, согласно которой автовладелец может отказаться от предлагаемого страховщиком сервиса и выбрать мастерскую самостоятельно, — рассказывает Шатохин. — Правда, ответственность за качество ремонта ляжет на него самого».

Реформу ОСАГО начнут с «токсичных» регионов
С точки зрения интересов автовладельца, возможность выбора сервиса справедлива. Понравится ли она страховщикам? У них в таком случае уже не получится сэкономить на ремонте в «своих» мастерских. А после внесения поправки об обязательном использовании при ремонте только новых запчастей расходы автостраховщиков опять вырастут.

В 2016 году в Госавтоинспекции зарегистрировали более 44,2 миллиона легковых автомобилей. По данным дорожной полиции, по российским дорогам сейчас ездит более 25 миллионов иномарок, из них около 3,2 миллиона  с правым рулём. Стоит ли подсчитывать, сколько будет стоить покупка и доставка нового бампера для японской легковушки, скажем, в Ханты-Мансийск? Кроме того, 35 процентов автопарка страны составляют машины старше 15 лет и новые запчасти к ним будут дороже всего автомобиля.

«Если страховщик не сможет организовать ремонт на предложенной им же СТО, у автовладельца возникает право требовать возмещения вреда в денежной форме, — рассказал о сути поправок в законопроект глава думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Другими основаниями для перехода на денежные выплаты будут: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью,  смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 000 рублей). Кроме того,  денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов». 

Как видно, полностью исключить финансовый аспект во взаимоотношениях страховщиков и клиентов не выйдет. За нарушение предельного срока восстановительного ремонта авто страховщик будет выплачивать неустойку 0,5 процента от суммы возмещения за каждый день просрочки. К тому же законотворцы в качестве воспитательной меры предложили лишать на год права на натуральное возмещение ущерба те страховые компании, на которые поступят жалобы клиентов. А кто у нас специалист по жалобам? К тому же на кону снова «живые» деньги. Значит, претензий будет много.

Если изначально автостраховщики рассчитывали снизить убыточность этого вида страхования за счёт избавления от судебных тяжб с автоколлекторами, то теперь они не представляют, как будут работать в новых условиях, ведь хотели снизить потери, а получается, что повысили. Ждать ли нам снова повышения тарифов на «автогражданку»?

«ОСАГО — это не сверхприбыльный вид страхования, — рассказал «Парламентской газете» доцент кафедры Высшей школы финансов и менеджмента Дмитрий Тихонов. — Натуральный ремонт может быть хорошим решением проблемы, но у нас переходный процесс в таких делах исторически не всегда хороший и эффективный».

По словам эксперта, нужна практика, она и покажет, каким может стать будущее всей системы ОСАГО.


А как у них

Отдал ключи и забыл

На Западе страховщики предоставляют автовладельцу альтернативу: денежное или натуральное возмещение ущерба. Однако там в отличие от нас люди предпочитают «брать» ремонтом, потому что уверены в его качестве. Попал в аварию, вызвал страхового агента, бросил ему ключи и снял с себя проблему восстановления авто.

Во всех развитых странах мира ОСАГО — один из ключевых сегментов страхового рынка. В Европе обязательное страхование ответственности появилось в 30-е годы прошлого века. Первопроходцами стали Австрия (1929 год) и Англия (1930).

Наиболее крупным рынком ОСАГО в Евросоюзе по сборам премии является Германия, за ней следуют Англия, Италия и Франция. Полис «автогражданки» там намного дороже, чем в России. В Германии, например, страховка скромного авто обойдётся владельцу в 1500 евро, но там и суммы возмещения ущерба на порядок выше.

Максимальная сумма выплат при повреждении авто в Германии составляет примерно 500 000 евро, а если в случае аварии был нанесён вред здоровью, то сумма выплат достигает 7,5 миллиона евро. В некоторых странах выплаты, которые связаны с ухудшением здоровья после аварий, и вовсе неограниченны. В Великобритании, Франции и Финляндии человек, ставший инвалидом из-за аварии, пожизненно получает компенсацию от страховой компании.

В большинстве европейских стран пострадавшим в ДТП деньги не выплачивают — разбитую машину направляют в автосервис, а владелец просто ставит подпись на документах и затем забирает отремонтированный автомобиль.