2,4 триллиона рублей заработали банки на долгах регионов

Четырнадцать субъектов Российской Федерации на грани разорения

В Совете Федерации заседал Межрегиональный банковский совет. Тема «Долговая нагрузка бюджетов субъектов Российской Федерации и их сбалансированность как важный фактор устойчивости финансовой системы». Звучит академично и, скажем так, скучновато. Это если не знать ситуацию в краях, областях и республиках России, бюджеты которых в разной степени дефицитны. А это означает угрозу для социальных выплат, заработков работников бюджетной сферы и ещё примерно для сотни функций и полномочий, которые сегодня финансируют местные бюджеты. Идёт «стон по Руси», как образно выразилась в ходе заседания Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации.

Кредитная удавка ослабла

Открывая заседание, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала ряд весьма тревожных цифр: общая сумма задолженности региональных бюджетов превысила 2 триллиона рублей (около 2,4 триллиона, как уточнили позже), 56 субъектов Российской Федерации имеют дефицит бюджетов, который составит в консолидированном виде около 250 миллиардов рублей. При этом в 14 регионах размер долга превысил уровень годовых поступлений в местные бюджеты, что, по сути, означает банкротство территорий. Самое неприятное, что уровень задолженности возрастает, несмотря на ощутимые усилия Совета Федерации, который в этом году настоял на том, что из федерального бюджета было выделено дополнительно около 310 миллиардов рублей на так называемое выравнивание бюджетов. Это, конечно, несколько ослабило долговую удавку, но не переломило тенденцию: за последний год 65 субъектов РФ увеличили свою задолженность, некоторые из них — в несколько раз.

Почему так происходит? И куда ушли заёмные деньги, в теории призванные не только обеспечить обязательства регионов, но и нарастить промышленность, вернувшись в виде доходов? Главная причина — неквалифицированность и непрофессионализм управленцев из экономического блока Правительства, которые, планируя консолидированный бюджет, передали в последние годы десятки полномочий под ответственность региональных руководителей. А соответствующие деньги на осуществление этих полномочий преимущественно социального характера, не выделили. Или выделили с большим опозданием. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров привёл конкретные примеры: за последние годы количество полномочий регионального ведения увеличилось с 11 до 117 наименований, а их финансирование в большинстве случаев или отсутствует, или идёт с опозданием и не в полном объёме. В таких обстоятельствах региональные власти были вынуждены обращаться в коммерческие банки за кредитами. Разумеется, по рыночным ставкам. А во многих случаях занимали и валюту, процентные ставки по которой значительно ниже сравнительно с рублевыми кредитами. В итоге получили разорительные платежи после обвала рубля годичной давности.

Простая халатность и неумение планировать на федеральном уровне? Возможно, и так. Но не покидает ощущение, что подобная ситуация — следствие хорошо продуманных и системных действий. На заседании прозвучала цифра — только за последние полгода на обслуживание банковского долга региональные бюджеты потратили 80 миллиардов рублей, очень нелишних для сокращения, например, задолженностей по зарплате бюджетникам, которая за тот же период выросла на сотни миллионов. А всего на кредитах регионам 17 коммерческих банков, включая Сбербанк и ВТБ — крупнейших заимодавцев — заработали примерно 2,4 триллиона рублей, фактически «отбив» основное тело кредита. Подчеркнем, что речь идёт фактически о кредитовании под государственные гарантии, максимально безопасном и самом привлекательном и бесхлопотном для банкиров финансовом инструменте. Тем не менее ставки в среднем составляли 15-16 процентов годовых, как для достаточно высокорискового займа бизнесмену средней руки. Вот и стоит подумать: а не есть ли сложившаяся ситуация скрытым средством поддержать отечественную банковскую систему, коль скоро в федеральном бюджете этого года не предусмотрели мер поддержки банковского сектора по образцу 2015 года, когда на эти цели выделили триллион рублей? Тем более что первый заместитель председателя ЦБ России Сергей Шевцов в своем выступлении, что называется, умыл руки, заявив, что главная цель ЦБ — поддерживать низкий уровень инфляции, и поддерживать или стимулировать низкие ставки для кредитов регионам

ЦБ не намерен. Внушает оптимизм, правда, что в структуре задолженности региональных бюджетов доля коммерческих банков снизилась за последнее время: уже не около 80, а чуть меньше 50 процентов. Это следствие в том числе и последовательной позиции законодателей, которые добились, бюджетного финансирования для субъектов под полпроцента годовых.

Почему губернатору не поиграть на бирже?

Разумеется, финансовый кризис в регионах вызван не только провалами в планировании доходов и расходов на федеральном уровне. Регионы развиваются неравномерно, преимущество у тех, где развиты топливно-сырьевые отрасли и производства с высоким уровнем добавленной стоимости. Да и местные правительства не всегда могут профессионально спланировать уровень своих доходов и расходов, как подчеркнула Татьяна Голикова, председатель Счётной Палаты России. Один пример из её выступления: за 11 месяцев прошлого года профицит региональных бюджетов составил 350 миллиардов рублей. А по итогам года, на 1 января 2016 года образовался дефицит в 171 миллиард рублей. Как могло получиться, что за декабрь потратили полтриллиона рублей? Объяснений можно найти много: и выплаты, и расчёты по итогам года, и недостатки в планировании… Но, может быть, и сознательное придерживание региональных расходов в течение года с тем, чтобы зарезервированные средства, полученные, напомню, под полпроцента годовых, либо прокрутить в тех же коммерческих банках, либо поиграть на валютной бирже? Насколько мне известно, подобные операции следователи вменяют в вину некоторым арестованным бывшим губернаторам.

Будут ли перемены

Что же делать? Валентина Матвиенко чётко сформулировала важнейшие тезисы. Необходимо провести инвентаризацию расходов местных бюджетов с тем, чтобы исключить абсурдные траты, например взносы в Фонд обязательного медицинского страхования для неработающих трудоспособных граждан (оценочно 40 миллиардов рублей). Составить перечень полномочий региональных бюджетов и разместить его в Интернете, чтобы было наглядно видно, кто за что отвечает и каковы источники финансирования. Это к тому, что уже сделано — запрет Правительству спускать на региональный уровень новые обязательства без указания, кто и как будет их оплачивать.

Но надо и увеличить Фонд поддержки регионов. Предусмотреть распределение доходов между федеральным центром и регионами как минимум в пропорции, половина на половину.

А главное — создать комплексную систему мер, которая эффективно и надёжно защищала бы региональные бюджеты от потрясений и вынужденных долговых ям.


Просмотров 1135

06.09.2016

Популярно в соцсетях