Все о пенсиях в России

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

24.04.2024Как узнать размер будущей пенсии

Наступление на торговое лобби продолжается

В сентябре парламентарии хотят представить новые поправки к недавно принятому закону о торговле

30.08.2016 18:45

Цель предложений, которые формируются группой федеральных законодателей во главе с депутатом Ириной Яровой и сенатором Сергеем Лисовским, — лишить торговые сети возможности обойти требования закона к заключению договоров между сетями и производителями продуктов.

Ставка в полтора триллиона рублей

Новый закон о торговле вступил в силу 15 июля 2016 года. И практически сразу же начался мониторинг  его исполнения в рамках партийного проекта «Единой России». Такая оперативность объяснима: слишком невыгоден он для торговых сетей. В частности, он снизил  размер бонусов, которые  торговые сети могут получать  от поставщика за покупку у него определённого количества продовольственных товаров. Теперь это не десять, а пять процентов от  цены приобретаемого товара. И, как пояснила Ирина Яровая, если взять официальные цифры товарооборота, пять процентов от цены, которые теряют торгсети,  в рублевом эквиваленте исчисляются 250 миллиардами рублей. «Мы же, приняв закон, сократили не только вознаграждения, но и запретили поборы с производителей — это  минус 30 процентов от привычного дохода торгсетей. Всего  - около 1,5 триллиона рублей. Такова сумма, которая должна остаться у отечественного производителя, чтобы он  расширял ассортимент, улучшал качество и понижал цены. Пока же производитель вынужден закладывать в цену «оброк», которым его обложили торгсети», — подчеркнула Ирина Яровая.

С 1 января 2017 года все договоры должны быть переведены на новые требования. Между тем мониторинг в 76 регионах страны показал — заключено всего лишь 238 договоров на новых условиях. В основном это делается региональными торгсетями. «Они больше готовы к исполнению закона, а федеральные сети затягивают переход. С их стороны мы видим попытки навязывания скидок и штрафов производителям. Уже в сентябре мы представим Президенту РФ предложения к закону о торговле, чтобы у торговых сетей не осталось уловок, которые позволили бы обойти исполнение закона. Наша задача, чтобы любые обходные варианты не были возможны», — заявила Ирина Яровая.

 «Считаю, что такое «откровение» уже является преступным, как и нежелание торгсетей исполнять закон, подписанный Президентом РФ. На мой взгляд, пора определиться — хотят ли торгсети, которые не желают исполнять закон о торговой деятельности в РФ, работать в нашей стране или нет? Для них приходит время задуматься  над этим», — заявил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский.

25 процентов под российские товары

Представители торговых сетей сегодня фактически исчерпали аргументы против новых правил заключения договоров. Один из последних доводов — сетям очень сложно наладить взаимодействие с региональными поставщиками, Это звучит как минимум спорно, так как сотрудничать с поставщиками — непосредственная работа торгсетей. Между тем производители отмечают, что представители сетей, почуявшие «запах пороха», стали вести себя более агрессивно. Доходит до угроз пустыми прилавками. Однако, как подчеркнул Сергей Лисовский, пустота и полнота продуктовых полок в магазинах зависят  не от торговых сетей, а от наличия производителей. «Подавляющее большинство торговых сетей не российские, а транснациональные компании, которые, увы, не заинтересованы работать в национальных интересах нашей страны. Реальных аргументов у них против нового закона о торговле нет, остались одни эмоции. Возможно, что-то изменится, но если мониторинг и через год покажет то же нежелание торгсетей исполнять закон, то придётся применять к тем или иным компаниям не только экономические меры, но и политические. Вплоть до обязательного участия только российских собственников в торгсетях и до установления определённого обязательного количества российского продовольствия на полках магазинов», — сказал Сергей Лисовский.

Пока что процент местной продукции на полках федеральных торгсетей удручает — после принятия закона он вырос на пару-тройку процентов и составляет в среднем 5-7 процентов  от общего количества товаров. Эксперты же настаивают: уже сейчас можно установить планку в обязательные 25 процентов отечественных продуктов в любой торговой сети. Наш производитель в силах обеспечить жителей России всеми необходимыми продуктами питания.

Уловки сетевиков

В целом же время для отечественной торговли начинается жаркое: как показывает практика, со стороны торгсетей происходит ужесточение позиций. В частности, штрафы, которые заложены торгсетями в договорах с производителями, легко могут разорить последних. Как уверен глава объединения предпринимателей «Опора России» Александр Калинин, необходимо нормативно прописать максимально допустимый размер штрафа. Также он предложил отсечь ресурсы развития для так называемого  фальшмаркетинга, когда для допуска продукции на рынок производителя понуждают заключить договор с некоей третьей структурой, косвенно связанной с торговой сетью. Здесь, по мнению предпринимателей, надо усиливать полномочия  Федеральной антимонопольной службы РФ, которая может выводить такие конторы с рынка. В самой службе предложения поддерживают. По словам начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофея Нижегородцева,  несоразмерные штрафы,  по сути, замещают те недобросовестные выплаты, которые торгсети навязывали производителям.  

Среди  других предложений производителей —  корректировка условий возврата продукции из торгсетей, которые зачастую пользуются этим как инструментом давления. Также фермеры обращают внимание, что торгсети непозволительно затягивают рассмотрение договоров (порой вопросы решаются больше года!), грозят урезать «матрицы» поставок вопреки нормам федерального законодательства. Есть и остроумные предложения, например обязать торгсети на ярлыке, которым маркируется товар, пропечатывать цену от производителя. Тогда накрутку, которая сегодня  достигает 160 процентов, а никак не договорные 20-30 процентов, скрыть будет сложно.

Впрочем, производители не хотят «крови» — фактически все крупные ассоциации России, работающие в пищевой промышленности, выступают за переговоры и конструктив. Вместе с тем без государства, уверены они, договориться с «заматеревшими» торговыми сетями не получится. Даже несмотря на то, что есть указ Президента России, где есть пункт о необходимости обеспечивать сбалансированность товарных рынков,  а также увеличение предложения отечественных товаров.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 3100