Региональные бюджеты дефицитом полнятся

Сенаторы, законодатели из регионов и чиновники обсуждали в Совете Федерации, как сократить долги и лучше распределять средства на местах

В регионах страны неэффективно распределяют доходы и почти не фиксируют расходы. Каждый субъект, в рамках разрешённых манёвров пытается как может устанавливать налоговые льготы, а при этом в Налоговом кодексе даже не прописана чёткая разница между тем, что такое льгота и снижение налога как таковое.

Об этом, в частности, говорили участники «круглого стола» в Совете Федерации на тему: «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Мероприятие провели глава Комитета палаты регионов по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин и зампред комитета Виталий Шуба.

Более двух часов сенаторы, представители министерств и законодатели из регионов выясняли, как сократить долги, лучше распределять средства на местах и когда же будет, наконец, сформирована единая и прозрачная концепция федерального бюджета вместе с бюджетами регионов.

Системы не хватает

По словам Виталия Шубы, о важности обсуждаемой темы свидетельствуют следующие цифры: доходы федерального бюджета составляют 13,7 триллиона рублей, консолидированный бюджет регионов — 9,7 триллионов рублей, налоги, которые администрирует Федеральная налоговая служба, — примерно 16,5 триллионов рублей. При этом объём льгот для налогоплательщика, что одновременно является бюджетными расходами для регионов, составляет порядка семи триллионов рублей.

О том, что в октябре прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак дал поручение Минфину, Минэкономразвития и Минюсту РФ проанализировать 3,5 тысячи законов, связанных с исполнением бюджетных обязательств на региональном и муниципальном уровне, напомнил Сергей Рябухин. Он уверен, что надо сделать единый реестр бюджетных обязательств — чёткий и понятный классификатор, какие конкретно полномочия принадлежат регионам, муниципалитетам и поселениям. «Было бы неплохо, если бы мы сделали расчётную базу, что должно быть и что есть на самом деле. С этой дельтой нужно что-то делать. Но когда мы дальше погружаемся в ситуацию, то всё дальше видим неэффективное администрирование доходов и почти отсутствие фиксации расходов», — подчеркнул сенатор. По его словам, в отчётах Счётной палаты в глаза бросается «букет вопиющих нарушений».

А замглавы департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Виталий Прокаев попросил не забывать собравшихся, что налоговая система — один из главных регуляторов межбюджетных отношений. Чиновник напомнил, что налоговые льготы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, а дополнительные льготы по региональным и местным налогам могут быть установлены соответственно региональным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований. Это, в частности, могут быть налоги на прибыль организаций, на имущество организаций, транспортный налог, торговый сбор.

«Политика федерального Центра должна быть направлена на снижение собственного вмешательства в процесс предоставления льгот», — высказался Прокаев.

Как живут регионы

К концу 2016 года дефицит региональных бюджетов составит 148 миллиардов рублей против 106 миллиардов в 2015 году.   В то же время у 63 субъектов Федерации дефицит не превышает 10% расходов, а с профицитом свёрстаны бюджеты всего четырёх регионов. Общие же долги регионов страны сегодня — 2,4 триллиона  рублей.

В текущем году всего четыре региона сверстали главные финансовые документы с запланированным профицитом. Это Вологодская область (профицит 4 миллиарда рублей, отношение к запланированным расходам — 8,71%), Волгоградская область (4,3 миллиарда рублей, 6,06%), Чукотский автономный округ (1,1 миллиарда рублей, 4,78%), Краснодарский край (0,8 миллиарда, 0,41%).

С нулевым дефицитом запланировали бюджеты восьми регионов: республики Дагестан и Карачаево-Черкесия, Саратовская, Пензенская, Рязанская, Астраханская, Смоленская и Новгородская области. 20 регионов сверстали бюджеты с дефицитом, но с отношением к расходам ниже 5%. К этой же группе относится Москва. Отношение дефицита столичной казны к расходам запланировано на уровне 2,91%. 40 регионов допустили превышение расходов над доходами более чем на 5%, но менее чем на 10%.

Дефицит выше 10% от расходов допустили ещё 14 регионов. Это, например, Чеченская Республика (5,87 миллиарда рублей, отношение к расходам — 9,11%), Республика Карелия (2,5 миллиарда, 9,29%), Тамбовская область (3,61 миллиарда, 9,33%), Санкт-Петербург (58,6 миллиарда, 11,2%), Хабаровский край (10 миллиардов, 12,8%), Ямало-Ненецкий автономный округ (16,3 миллиарда, 12,88%).

Самый значительный дефицит запланировал город федерального значения Севастополь (показатель отношения дефицита к расходам — 30,74%). Запланированные расходы города равняются 24,4 миллиарда рублей при доходах в 16,9 миллиарда (разница — 7,5 миллиарда). В Республике Крым отношение запланированного бюджетного дефицита к расходам составляет 22,26%. При доходах в 67,4 миллиарда рублей и расходах в 86,7 миллиарда он составляет 19,3 миллиарда.

На «круглом столе» выступила глава Минфина Крыма Ирина Кивико. Она рассказала, что в регионе идёт снижение ставок по малому бизнесу в 6 раз и, как следствие, — пополнение бюджета. «За 2015 год выдали более 45 тысяч патентов», — сообщила министр, добавив, что понижаются ставки по налогу на прибыль организаций в зависимости от количества лет: 2% — 3 года, 6% — 4-8 лет и 13,5% — с 9 года. Таким образом учитывается экономический эффект инвесторов, а субъект тем временем в ближайшее время ожидает 114 миллиардов инвестиций. Уже реализуются наиболее крупные соглашения: строительство нового международного аэропорта, обувная фабрика и развитие виноделия в Коктебеле.

По информации Минфина, в этом году запланированы разработка и утверждение подходов к систематизации налоговых и неналоговых расходов, внедрению их полноценного учета в рамках бюджетного процесса, оценке эффективности и принятию решений об изменении системы существующих налоговых и неналоговых льгот по каждому направлению. Уже проведена работа по инвентаризации и систематизации информации по широкому спектру налоговых льгот, освобождений и сборов, а также их отнесению к госпрограммам. Проведенный анализ выявил ряд направлений, по которым необходимо продолжить работу по регулярному учету и оценке эффективности налоговых и неналоговых расходов.


Просмотров 1587

21.06.2016

Популярно в соцсетях