Куда приведёт левый поворот в экономике
В КПРФ начали предвыборную кампанию с антикризисной программы
Первый признак того, что в этом году будут выборы в Государственную Думу — масштабные инициативы по преобразованию всего и вся. 16 февраля бенефис устроила Компартия России, направив президенту, Правительству и в Совет безопасности России программу по выводу страны из кризиса. Эта программа была утверждена на Орловском экономическом форуме, проведённом под эгидой КПРФ.
Где взять триллионы
Надо сказать, что коммунисты регулярно разрабатывают программы по экономическим реформам. Довольно часто они продиктованы сиюминутными политическими интересами, но, если очистить левую программу от неизбежных предвыборных перехлёстов, эмоциональной риторики и излишних в данном случае рассуждений о происках Запада, то в сухом остатке можно обнаружить немало здравых идей и разумных экономических размышлений. В частности, коммунисты совершенно справедливо предлагают ряд решений, которые позволят не только сократить, но и фактически ликвидировать дефицит федерального бюджета. Причём сделать это максимально безболезненно для основной массы населения, включая пенсионеров. Речь идёт о необходимости ввести государственную монополию на табак и алкоголь, национализировать всю минерально-сырьевую базу страны (которой по нынешнему тексту Конституции могут владеть и частные лица) и сократить отток капитала из страны.Каждая из этих мер, по расчётам коммунистов, способна принести триллионы рублей в казну. В частности, ежегодно из России выводится за рубеж примерно три триллиона рублей, и это только по официальным данным, не учитывая «серые» и «чёрные» схемы! Другой пример — в прошлом году из 20 триллионов, вырученных от продажи сырья, в бюджет попало только 8 триллионов рублей. Национализация недр, которые сегодня на 90 процентов принадлежат частно-корпоративным собственникам, позволит, как уверены в КПРФ, поднять доходы бюджета с 13 до 20 триллионов рублей и сделать его бездефицитным. Ещё одно предложение — ввести прогрессивный налог на доходы физических лиц в зависимости от полученных денег, как это сделано в большинстве стран с развитой рыночной экономикой, где богатые и сверхбогатые должны платить до 90 процентов от доходов.
В целом даже при существующей ситуации в экономике КПРФ видит возможность найти около 65 триллионов рублей, которые снимут все текущие проблемы бюджета и неплатежей: 26,5 триллиона рублей золотовалютных резервов, 9 триллионов рублей в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, 22 триллиона сбережений населения в качестве инвестиционных ресурсов.
Программа реальна, но вряд ли реализуется
В правительственных и околоправительственных кругах либеральных экономистов стало хорошим тоном снисходительно оценивать предложения КПРФ, не особенно утруждая себя аргументами: мол, «красные» опять всё хотят отнять и поделить… Это, как видно из вышеизложеннного, не совсем так. Более того, довольно профессиональный анализ и обоснованные предложения левых (а сходные идеи есть и у «Справедливой России») свидетельствуют о несостоятельности нынешнего социально-экономического блока Правительства. В качестве реформ и латания финансовых дыр он предлагает снова отнять непропорционально «у всех», усиливая налоговое давление и заморозив индексацию пенсий, продать последние стратегические прибыльные государственные активы и ожидать роста нефтяных цен, когда само собой все рассосётся.У Правительства нет стратегического плана не только, как выйти из кризиса, но и обеспечить модернизационное развитие страны. Именно это бездействие и апатичность Правительства, вкупе с непрофессионализмом и подверженностью давлению лоббистов (как считают отнюдь не в КПРФ, а видные западные экономисты-монетаристы Джозеф Стиглиц и другие), позволяют появляться разнообразным левым программам, набирающим популярность у массового избирателя.
Конечно, программа КПРФ реальна, но невозможна для реализации в нынешних условиях. Ведь ей противостоят не только либеральные экономисты из властных кругов и мощное олигархическое лобби, с этими худо-бедно можно договориться. А вот противостоять мировым транснациональным корпорациям и поддерживающим их западным странам от США до Великобритании, которые контролируют, по разным оценкам, от 30 до 60 процентов российской экономики, практически невозможно. Об этом свидетельствуют, в частности, все виды гибридных и психологических войн, развёрнутых против России, стоило Владимиру Путину обозначить сферу наших национальных интересов.