Все о пенсиях в России

вчераБойцов ЧВК уравняют в пенсионных правах с другими участниками СВО

вчераРегиональных и федеральных спасателей хотят уравнять в праве на досрочную пенсию

два дня назадЛДПР предложила снизить пенсионный коэффициент для родителей детей-инвалидов

Как образуется и на что будет тратиться бюджет-2016

Главный финансовый документ страны на семь тысяч страниц Госдума рассмотрит 13 ноября

29.10.2015 12:23

Следующий год станет последним, когда Минфин сможет тратить большие средства из Резервного фонда. На днях об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. Он сказал, что в 2016 году дефицит бюджета составит 2,3 триллиона рублей и без помощи «подушки безопасности», накопленной в годы высоких цен на нефть, не обойтись.

Потом деньги кончатся, в бюджете появится гигантская дыра в восемь процентов ВВП, и, чтобы не оказаться у «разбитого корыта», федеральным министерствам, регионам и муниципалитетам уже сейчас нужно увеличивать доходы и повышать эффективность своих расходов. О том, откуда взять деньги на исполнение всех социальных обязательств государства, говорилось на этой неделе на парламентских слушаниях в Совете Федерации.

«Парламентская газета» решила разобраться, из чего же всё-таки складываются доходы федерального бюджета и куда каждый год уходят триллионы рублей.

Откуда  деньги?

Конечно, от налогов, акцизов, штрафов и рачительного отношения к тратам, но вот с этим в некоторых федеральных министерствах и ведомствах пока большие проблемы.

Много нареканий вызывает качество и эффективность исполнения государственных программ. По итогам первого полугодия 2015-го шесть из них были профинансированы всего на тридцать процентов, а на некоторые деньги вообще не выделялись, хотя и были предусмотрены в федеральном бюджете.

«В сегодняшних условиях нужно провести инвентаризацию всех мероприятий государственных программ. Выработать чёткие механизмы оценки их эффективности, а решения о финансировании надо принимать с учётом влияния на рост ВВП, качество жизни населения и ясности конечного результата», — предложила на парламентских слушаниях председатель Совфеда Валентина Матвиенко.

Особого внимания заслуживает проблема «замораживания» денег на банковских счетах, которые госкомпании получили из бюджета. В прошлом году они не использовали по назначению почти 85 миллиардов рублей. Это больше половины всех взносов государства в их уставные капиталы. Широко известно, например, что компания «РусГидро», получив в 2012 году из бюджета пятьдесят миллиардов рублей, восемьдесят процентов этой суммы в течение нескольких лет держала на депозитных счетах банков, заработав на процентах несколько миллиардов рублей. Ещё более печальная история с космодромом Восточный: для возвращения к намеченным планам по вводу объекта в эксплуатацию потребовалось личное вмешательство президента.

Вот и Валентина Матвиенко предлагает изменить принципы финансирования компаний с госучастием. Их деятельность, по её мнению, должна стать более прозрачной и подотчётной. «Нужно разработать чёткие механизмы оценки эффективности имущественных взносов и доводить до компаний плановые государственные задания», — считает глава палаты регионов.

Есть и другие скрытые источники пополнения бюджета. По данным Счётной палаты, российские предприятия задолжали казне 1,2 триллиона рублей, и если налоговикам удастся собрать хотя бы часть этих денег, то Минфин сможет сэкономить средства фонда.

Около 280 миллиардов дополнительных доходов можно получить с акцизов на алкогольную продукцию. «К большим потерям бюджета приводит неуплата НДС и акцизов. Теневая деятельность в этой сфере наносит  ущерб бюджету, препятствует нормальной работе легальных предприятий, и для решения проблемы Валентина Матвиенко предлагает ужесточить наказание за изготовление контрафактной продукции.

На нефть и доллар по-прежнему уповаем

В следующем году основная часть денег в бюджет традиционно поступит от сбора НДС, акцизов на автомобили, бензин, табак, алкоголь и доходов от внешнеэкономической деятельности. Все это должно принести федеральной казне около десяти триллионов рублей, и больше половины этой суммы, как обычно, поступит от продажи нефти и газа на внешнем и внутреннем рынке.

Только вот, сколько денег на самом деле получит казна от нефтянки, пока не известно. В проекте бюджета, конечно же, приведены расчёты поступлений. В их основу заложена средняя цена нефти по 50 долларов за баррель и курс валюты — 63 рубля за один доллар, но такие прогнозы эксперты считают слишком оптимистичными. Нефть, по данным Минэкономики, может опуститься до сорока долларов, и в этом случае российская экономика испытает новый шок. Впрочем, сегодняшние цены Минфин тоже не радуют. По словам главы министерства Антона Силуанова, при текущем курсе доллара и стоимости нефти в 2016 году бюджет может недополучить около 900 миллиардов рублей.

В проекте федерального бюджета следующего года учтены и другие доходы. Около 1,8 триллиона рублей в виде НДС поступит с продажи импортных товаров, еще будут деньги от использования госимущества и ренты за пользование природными ресурсами. Большие деньги государство заработает на оказании платных услуг. Около 120 миллиардов рублей — за предоставление компаниям платной статистической информации, сведений из различных реестров, сдачи в аренду радиочастот и работы вневедомственной охраны МВД России.

Предусмотрены в бюджете и неплохие доходы от взимания штрафов. За нарушение лесного, пожарного, антимонопольного законодательства, а всего в этой статье доходов предусмотрено около шестидесяти видов различных санкций, предприятия могут заплатить 63 миллиарда рублей.

На что потратим триллионы

Самым затратным разделом бюджета считается «Социальная политика» (финансовая помощь Пенсионному фонду и регионам, дотации, пособия). На неё без учёта вклада регионов в следующем году государство выделит около 4,4 триллиона рублей, и именно эти расходы вызывают у Минфина особую озабоченность. По словам главы Минфина Антона Силуанова, эти расходы растут быстро, но их влияние на снижение уровня бедности в стране оказывается довольно скромным.

Повысить эффективность социальных расходов государство собирается за счёт перехода на адресную помощь малоимущим гражданам, но, как заметила глава Счётной палаты Татьяна Голикова, пока эта работа организована слабо. Отчасти по этой причине к 2018 году количество граждан, находящихся за чертой бедности, может увеличиться до 18,4 миллиона человек, а это на 2,3 миллиона больше, чем в 2014 году.

На образование (в основном — финансирование высшей школы) и здравоохранение (финансирование федеральных клиник и научных разработок) в следующем году федеральный бюджет потратит по полтриллиона рублей, и это лишь малая часть денег, которые государство выделит на подготовку кадров, преподавателей, врачей и учителей. Огромные деньги на социальную политику в целом тратят регионы и муниципалитеты, потому что финансированием школ, больниц, поликлиник и детских садов в последние годы занимаются не федеральный, а региональный и местный бюджеты. Денег на это там, естественно, не хватает, и именно поэтому они закрывают продлёнки в школах, переводят больных со стационарного на амбулаторное лечение и пытаются перекредитоваться в банках.

Правда, на помощь субъектам РФ, как обычно, придёт Фонд обязательного медицинского страхования. В следующем году его бюджет составит 1,6 триллиона рублей. Большая часть средств пойдёт на поддержку региональной системы здравоохранения, и потому что  без учета региональных затрат на поддержание здоровья одного россиянина  из федерального бюджета в следующем году государство планирует потратить всего около пятнадцати рублей.

Второе место по величине расходов занимают затраты на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность — 5,1 триллиона рублей. Поскольку большая часть информации этих статей бюджета засекречена, разобраться в расходах на Минобороны, ФСБ и МВД невозможно, что на фоне осложнения отношения с Западом выглядит правильно.

Особого интереса заслуживает раздел «Общегосударственные расходы» (расходы на законодательные и исполнительные органы власти, судебную систему, работу налоговой инспекции, таможни, проведение выборов и референдумов) с финансированием в 1,14 триллиона рублей. Из них 16,8 миллиарда рублей выделяется на «функционирование Президента Российской Федерации».

Наконец, более 2,5 триллиона рублей государство направит на развитие национальной экономики. Через различные федеральные целевые программы эти деньги пойдут на поддержку промышленности, транспорта и сельского хозяйства, строительство дорог, освоение космоса, научные исследования.

Прямая речь

Андрей Макаров, председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам:

— В нынешнем году регионам уже было выделено бюджетных кредитов на сумму 310 миллиардов рублей по ставке 0,1 процента годовых. Основной целью этого кредитования является замещение коммерческих кредитов, которые региональные власти берут в банках под высокие проценты.

Руководители некоторых регионов совершенно справедливо скажут, что они вели ответственную бюджетную политику, старались не залезать в долги, а теперь вы, федеральная власть, поддерживаете тех, кто брал деньги в банках. Отчасти они правы, и вот здесь возникает один важный вопрос. Нужно понять, насколько ответственно региональные власти используют коммерческие кредиты. Кто-то занимается экономическим развитием, а кто-то привлекает средства перед выборами, желая показать успехи региональной власти. Чтобы разобраться в этой ситуации, вместе со Счётной палатой мы решили провести анализ региональной задолженности. Первые результаты этой работы будут получены через несколько месяцев.

На фоне высокой задолженности в последнее время часто поднимается вопрос о списании регионального долга. Его размер составляет около 2,4 триллиона рублей, но я согласен с главой Минфина Антоном Силуановым, который выступает против этого. Что значит списать долги? Кто-то платит и обслуживает долг, а кому-то надо взять и всё простить? Ну и кто тогда будет завтра платить?

В ближайшие несколько лет мы неизбежно выйдем к вопросу реструктуризации региональной задолженности. Она предполагает предоставление отсрочки выплат, а не списание долга, и сделать это можно будет в отношении бюджетных кредитов. Это чуть больше тридцати процентов от общей величины задолженности.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4557