Через год российские интернет-магазины могут умереть
На круглом столе в Госдуме обсудили проблемы интернет-торговли. Они оказались достаточно серьёзными
Несмотря на кризис, сегмент интернет-торговли, или так называемый е-коммерс, растёт в среднем на 35 процентов в год. Глава Комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков отметил, что скоро интернет-торговля может сравняться по объёму продаж с сетевым ретейлом.
Торговля в сети растёт
Несмотря на кризис, сегмент интернет-торговли, или так называемый е-коммерс, растёт в среднем на 35 процентов в год. Глава Комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков отметил, что скоро интернет-торговля может сравняться по объёму продаж с сетевым ретейлом. Наши соотечественники охотно покупают в Интернете бытовую технику, обувь, косметику, спорттовары и украшения. За последние три года в корне изменилась и ситуация с экспресс-доставкой. «Если раньше товар приходилось ждать неделями, а то и месяцами, то сегодня среднее время доставки это 3-5 дней», — рассказал директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов. Есть и ещё одно немаловажное обстоятельство: сегодня Россия имеет самый невысокий барьер беспошлинного ввоза товаров, закупаемых по Интернету. Беспошлинно можно ввозить на одного человека товара на тысячу евро в месяц (для сравнения, в Белоруссии — на 200 евро, в Армении на 91 евро). Однако если задуматься, из чего же конкретно состоит этот объём, то картина возникает не такая уж радужная.
Тяжёлая поступь Поднебесной
Более 75 процентов товаров, продаваемых через Интернет, — иностранного производства. Особенно быстрыми темпами растёт экспансия Китая. Рынок е-коммерса в России огромен. Ежемесячно совершается более 76 миллионов покупок. Негоциантов из Китая это, конечно, радует, а вот их отечественных коллег — не очень.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров заявил, что после того, как в 2016 году на территории РФ будет открыта сеть пунктов получения интернет-товаров из Поднебесной, нашим интернет-магазинам на этом рынке «просто нечего будет делать, и они тихо умрут». Времени спасти отечественную интернет- торговлю, по словам Федорова, очень мало — не больше года.
Наш рынок, в отличие от стран Евросоюза, фактически ничем не защищён от зарубежной экспансии (для сравнения, в странах Евросоюза посылки стоимостью свыше 22 евро облагаются НДС, а свыше 150 евро еще и таможенным сбором).
Собственно, принцип интернет-торговли — больше товаров хороших и разных, граждане же выбирают покупки через Интернет, потому что это экономит время и деньги. Так какая разница, чьи именно товары приобретаются в Сети?
А разница на самом деле есть, и существенная. С кого спросить за качество приобретённой вещи, если отправитель находится за тысячи километров от вас и вы не имеете с ним никакой обратной связи, кроме таблички для заявки на сайте? Чтобы посылки не попадали под таможенную пошлину (не облагаются ею посылки весом до 7 кг), ушлые негоцианты из Китая уже сейчас маркируют их вес 6,99 кг. Но ещё большой вопрос, что ещё вам пришлют под видом заказанного товара. Могут ведь и бомбу. Совсем недавно от таких посылок несколько человек остались без рук в том же Китае.
Наконец, незарегистрированные в РФ интернет-торговцы никаких налогов здесь, естественно, не платят, нанося тем самым ущерб нашей экономике. «Таким образом становится очевидным, что сфере интернет-торговли нужно новое эффективное регулирование», — делает вывод Анатолий Аксаков.
Зарегистрируйся и торгуй
Одной из первых задач является необходимость локализации зарубежной интернет-торговли в РФ. Это удалось весьма успешно сделать с производителями автомобилей, а также бытовой техники. Сегодня наши супермаркеты пестрят иностранными брендами, но при этом 85 процентов продаваемой у нас бытовой техники собирается в России. И это важно, потому что это налоги, рабочие места, инвестиции. Поэтому прежде всего России предстоит пересмотреть ввозные пошлины, защитив тем самым свой внутренний рынок. Особенно большую работу предстоит провести на уровне единого экономического пространства Таможенного союза. Сейчас ввозные пошлины среди его стран-членов очень разные.
Но защита отечественного рынка ввозными пошлинами — лишь одна сторона медали. Как отметил Илья Кабанов из Евразийской экономической комиссии, очень важно не только защищать свой рынок, но обратить внимание на поддержку интернет-компаний, занимающихся продажей товаров за рубеж. Об этой проблеме рассказала Мария Назамутдинова из руководства компании «Озон». По ее словам, компании, хотя она и крупный игрок на рынке, конкурировать с китайскими сайтами очень нелегко, ведь наше законодательство, в отличие от зарубежного, не предусматривает возврат НДС экспортёру.
«Есть три случая, когда государству необходимо вмешаться в экономическую ситуацию. Это безопасность продуктов. Безопасность граждан и формирование общего экономического пространства, как об этом записано в уставе ЕвразЭС. Мы видим, что все три фактора сегодня наличествуют», — отметил депутат Александр Ломакин-Румянцев.
Таким образом, в самые ближайшие месяцы правила интернет-торговли на территории нашей страны будут значительно скорректированы. Первым же шагом на этом пути станет создание совместной рабочей группы, куда должны войти депутаты, представители исполнительной власти и самих интернет-торговцев.
Здесь следует отметить, что обычно экономическое госрегулирование принято воспринимать как наступление государства на рынок и предпринимателей. «В данном случае ситуация совершенно иная, — заметил Алексей Федоров. — Интернет-сообщество готово самым активным образом работать вместе с Правительством, чтобы сделать наш рынок цивилизованнее».
И такое решение разумно. Смерть на взлёте вовсе не входит в планы отечественных интернет-рётейлеров.