Дмитрий Пискулов рассказал об основных причинах ослабления рубля
В целом Центральный банк переходил на политику таргетирования инфляции последовательно с 2009 года. «Тот факт, что ЦБ перешел на политику свободного режима плавающего курса на полтора месяца раньше ничего не меняет — он собирался это в любом случае сделать с 1 января 2015 года», — заявил в пресс-центре «Парламентской газеты» председатель правления Национальной валютной ассоциации (НВА) Дмитрий Пискулов.
"Не хотелось бы ставить под вопрос правильность этого действия, — продолжил он. — Это модель денежно-кредитной политики регулятора, которая предполагает, что Центральный банк устанавливает только одну цель — цель по инфляции, потому что считает высокую инфляцию и рост цен самым большим злом. Однако поэтому отказ от валютных интервенций был предсказуемым, так как в заложенной Центробанком модели валютного коридора была самовоспроизводящаяся модель, потому что участники рынка знали, что если он выкупят у ЦБ часть резервов, он автоматически поднимет курс», — заметил эксперт. Центробанк этому не препятствовал, соблюдая этот операционный механизм до последнего времени, что привело к определенной растрате резервов. Правда, не очень крупной — только за октябрь было потрачено 30 миллиардов, напомнил гость редакции.
«По мнению большинства экономистов и аналитиков, мера представляется правильной, потому что позволяет ЦБ в нынешней внешнеполитической и экономической ситуации сохранить валютные резервы. Для нас валютные резервы состоят из внешних валют, из тех валют, которые мы получить просто так не можем, и это некая ценность. На эти валюты можно осуществлять импорт, эти валюты могут служить источником для выплаты кредитов корпоративным сектором российской экономики. И действия ЦБ по переходу к прямым операциям поддержки коммерческих банков об этом свидетельствуют. В частности, то, что Банк России ввел инструмент валютного рипо — это фактически свидетельствует о том, что ЦБ сознательно идет на политику прямой поддержки банков или компаний, нуждающихся в привлечении валютного финансирования, замещения внешнего финансирования внутренними источниками», — рассказал Пискулов.
Комментируя основные причины снижения курса национальной валюты, Пискулов обратил особое внимание на снижение темпов роста российской экономики до нуля. «Второй причиной является начавшееся резкое снижение цены на нефть, соответственно уменьшение поступления в физическом объеме валютной выручки на валютный рынок РФ. В-третьих, это введенные санкции против российских государственных компаний и банков на внешнее финансирование. И это относится не только к государственным компаниям, так как Россию теперь считают страной повышенного риска, у нее происходит снижение рейтингов. И соответственно, крупный отток капитала», — заключил он.