Все о пенсиях в России

13.06.2024Депутаты СРЗП предложили снизить возраст для досрочного выхода на пенсию

11.06.2024Володин предложил назвать «законом Путина» решение об индексации пенсий

11.06.2024Депутат Жуков объяснил, почему пенсии работающих пенсионеров можно снова индексировать

Русский филолог открыл культуру смеха

Тема: Год науки и технологий

25.11.2021 11:57

Автор: Марина Третьякова

Русский филолог открыл культуру смеха
  © public domain

Михаил Бахтин — один из самых влиятельных русских теоретиков литературы и философии. Его наследие велико, хотя обрывочно и противоречиво. Но до сих пор литературоведы всего мира основываются на его идеях в своих исследованиях. Одна из самых известных его теорий — о смеховой культуре. Собственно, Бахтин и ввёл в обиход этот термин.

Его открытие состояло в том, что самые разные смеховые формы словесности объединяются в универсальную народную культуру. Свою мысль он развил в исследовании романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», опубликованном в 1965 году. Бахтин рассматривал его сквозь призму карнавала — квинтэссенции народного смеха. Учёный отмечал, что карнавал без смеха немыслим и вызван он переворотом с ног на голову всех понятий, традиций и рангов. По мнению Бахтина, карнавалы были необходимы, чтобы выпустить наружу «вторую природу человека», материально-телесную сторону, которая не находила выражения в официальном мировоззрении и культе. С этой работы литературоведение впервые занялось исследованием комического и вообще феномена смеха как социокультурного явления.  

Ещё одной темой в исследованиях Бахтина была проблема противопоставления «я и другого». Этот вопрос волновал многих крупных философов XX века. Русский филолог изучал его применительно к словесной коммуникации, указывая, что одна и та же высказанная мысль может быть воспринята другими совершенно по-разному. Его труды об этом привлекли внимание философов всего мира.

Читайте также:

• Пётр Капица «перевёз» Кембридж в Москву • Русский химик подарил миру цветную фотографию

С этой темой связан разработанный Бахтиным термин «полифонический роман». Его эталоном он считал творчество Достоевского, в котором наравне с автором, но вполне самостоятельно живут и говорят разные личности. Михаил Бахтин считал, что культуру в принципе следует понимать как диалог. Эта его мысль легла в основу современной культурологии.

Труды Бахтина переведены на многие языки, особенно он популярен во Франции, Японии и Великобритании. В университете Шеффилда с 1994 года работает Бахтинский центр, где изучают как наследие самого учёного, так и многие вопросы лингвистики, культурологии и теории литературы.