Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Вандала остановит только жёсткий закон

За осквернение произведения искусства можно будет получить «двушечку»

18.11.2016 13:52

Автор: Ксения Редичкина

Вандала остановит только жёсткий закон
Работа Натальи Магидовой «Свято место пусто не бывает» после акта вандализма / Фото РИА Новости

На заседании в Комитете по культуре Госдумы его председатель Станислав Говорухин представил свои законопроекты об элементах цензуры в искусстве и о наказаниях для арт-вандалов. Им могут грозить крупные штрафы и тюрьма.

Каждый вандал – знаток искусства?

Пока депутаты в Госдуме решали, как наказывать вандалов, посягнувших на произведения искусства, они успели несколько раз поссориться и помириться.

Дискуссию вызвали вопросы, а что вообще считать произведением искусства? Где эти критерии и нравственные оценки? Кто их даёт, если нужно? А вдруг человек разбомбил инсталляцию современного художника и тем самым просто спас мир от проявлений его творчества?

Чтобы в будущем эти вопросы не возникали вообще, Говорухин предложил расширить статью 214 «Вандализм» и вписать туда понятие «Осквернение, порча или уничтожение» произведений искусства. Если им будет нанесён значительный ущерб то, по мнению парламентария, штраф должен составлять от 100 тысяч до одного миллиона рублей или назначаться обязательные работы на срок до 360 часов, или исправительные работы на срок до 1 года, или принудительные на срок до 2 лет. В крайнем случае – лишение свободы на срок до 2 лет.

Если вандалами стала группа лиц по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, то они будут наказываться лишением свободы на срок до 3 лет либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Франуз Дюшан был первым вандалом, который покусился на произведение искусства. В 1919 году он пририсовал усы на репродукции «Джоконды» Леонардо да Винчи

Если же ущерб нанесён незначительный, то тут, по замыслу, должен сработать Административный кодекс с новой статьёй «Публичное осквернение произведений литературы, искусства или народного творчества». За это предлагается штрафовать на сумму 50–100 тысяч рублей. Также могут быть назначены обязательные работы на срок до 120 часов или арест до 15 суток. При повторном акте вандализма штраф может достигнуть 500 тысяч рублей, а срок обязательных работ увеличится до 200 часов.

Отдельно Говорухин хочет прописать в Административном кодексе и «воспрепятствование публичному показу произведения литературы, искусства или народного творчества во время проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищного мероприятия, публичного показа фильма». Совершив такое один раз, граждане могут получить штраф на сумму от 50–100 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 120 часов, или арест до 15 суток, должностным лицам положен штраф от 100 до 200 тысяч рублей. Повторное правонарушение, по замыслу автора, должно наказываться штрафом в размере от 100 до 500 тысяч рублей или арестом на срок до 15 суток. Должностные лица заплатят от 200 до 600 тысяч рублей.

«Для меня облить мочой фотографии и броситься с ножом на Джоконду – преступления одного порядка, только разной степени тяжести. Вандалы боятся одного – строгого наказания», – высказался Говорухин на заседании комитета.

Сергей Боярский призвал коллег быть максимально объективными и понимать, что штрафы должны назначаться в соответствии с тем ущербом, который нанесён произведению искусства. «Большинство актов вандализма связаны с тем, что человек просто плохо относится к творчеству того или иного художника, фотографа или они просто оскорбляют его чувства. Например, религиозные. Про это в законодательстве уже есть», – напомнил Боярский, добавив, что как раз не хватает статей, защищающих произведения искусства без оценки их содержания. А за последние годы участились нападки на произведения искусства тех или иных религиозных активистов.

Кроме того, вандалы оправдывают свои действия тем, что им не угодил тот или иной художник и не важно, в каком веке он творил. Мне не нравится и всё – пошёл и облил краской или кислотой великое произведение искусства.

Поэтому Боярский предложил не усложнять вопрос: «Если кто-то испортил то, что называется произведением искусства вне зависимости от уровня его исполнения, то этот человек должен понести наказание».

Вспомнили и последний случай покушения на предметы искусства, когда в конце сентября активист Александр Петрунько облил жидкостью, похожей на мочу, фотографии на выставке «Без смущения» американского фотографа Джока Стёрджеса. В отношении Петрунько было возбуждено административное дело по части 1 статьи 20.1 КоАП «Мелкое хулиганство».

Знаменитый китайский художник и диссидент Ай Вэйвэй в начале 1990-х приобрёл международную известность благодаря серии фотографий «Роняя вазу династии Хань», на которой запечатлено, как художник кидает древний сосуд на землю

В Минкультуры пока не успели сообразить, нужно ли вводить предложенные Говорухиным составы преступлений в кодексы. Замглавы ведомства Александр Журавский признался, что только вчера получил всю необходимую информацию по обсуждаемым вопросам. С одной стороны, Минкультуры поддерживает предложения и называют правильной попытку увязать статьи «Хулиганство» и «Вандализм», с другой, вроде бы все запретительные нормы уже прописаны в рамках действующего права.

Говорухин остался недоволен таким ответом, что и высказал представителю министерства. Чиновник пообещал проработать все вопросы самым тщательным образом.

Некоторую лояльность проявил первый зампред Комитета по культуре Владимир Бортко, который считает, что да, конечно, вандалов надо наказывать по всей строгости, но при этом не мешает дать возможность человеку выказать своё отношение, например, к той или иной выставке. То есть, если вас не устраивает, что на всеобщее обозрение выставлены именно эти произведения искусства, то не обязательно идти и портить их, а можно, отойдя на расстояние нескольких десятков метров, выражать свою волю, скажем, пикетом. «Это Конституцией не запрещено. И чтобы никакой полиции», – уточнил Бортко.

Свобода творчества – не постулат

Станислав Говорухин уже давно твердит о том, что не мешает ввести некоторые элементы цензуры в творческую жизнь страны. Остро эта тема встала после выступления руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина в ходе седьмого съезда Союза театральных деятелей России, где Райкин призвал коллег объединиться и вместе противостоять попыткам цензуры.

Говорухин считает, что ей надо не противостоять, а дать дорогу. Сейчас в статье 31 основ законодательства РФ о культуре говорится о недопустимости вмешательства государства в творческую деятельность граждан и организаций, если она не ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой и иной нетерпимости. Депутат предлагается вписать, что «государство гарантирует каждому свободу творчества, право на творческую деятельность на профессиональной и любительской основе», но всё это надо запретить, если творческая деятельность ведёт «к пропаганде, оправданию и поддержке терроризма, наркотических средств».

Говорухин напомнил, что в других странах есть «нравственная цензура», которая проявляется в деятельности общества, церкви и других институтов, а у нас и намёка на неё нет. «Нравственные ограничения – суть свободы в обществе, а человек беззащитен перед напором пошлости и гадости в искусстве».

Художник и политический активист Александр Бренер участвовал во множестве радикальных перформансов в середине 1990-х годов. В 1997 году нарисовал на картине Каземира Малевича, выставляемой в амстердамском Stedelijk museum, огромный знак доллара и сел на пять месяцев в тюрьму.

«Возвращаясь к теме выставки Стёрджеса, это была просто порнография и плевать, что наклеили значок «18+», да хоть «80+» там было бы написано – всё равно это порнография и за её демонстрацию должно было быть уголовное наказание», – заявил Владимир Бортко, добавив, что ему самому пока ещё нравится обнажённое женское тело, но в данном случае – это не искусство вообще.

Но тут резкое несогласие с коллегой высказала первый зампред комитета Елена Драпеко: «А обнажённые детские тела на полотнах Рубенса или Микеланджело вас не смущают?», – задала она вопрос Бортко и, не дожидаясь ответа, призналась, что её очень волнуют уже на протяжении 40 лет периодические попытки прикрыть некоторые места у Венеры Милосской.

Пока, согласно плану, дискуссия о допустимости цензуры в искусстве может продолжиться на президентском Совете по культуре 2 декабря.


Пять самых известных в мире арт-вандалов

Марсель Дюшан 

Происхождение термина «Вандализм» Он появился в период Великой Французской революции в 1794 году, во время выступления аббата Анри Грегуара, когда он выступил с «Докладом о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения», призывая пресекать уничтожение памятников искусства. А сам термин имеет прямое отношение к известному древнегерманскому союзу племён – вандалов, которые прославились хоть и не уничтожением, но разграблением Рима в июне 455 года.

Франуз Дюшан был первым вандалом, который покусился на произведение искусства. В 1919 году он пририсовал усы на репродукции «Джоконды» Леонардо да Винчи

Тони Шафрази

В середине 1970-х молодой художник Тони Шафрази, который позже стал очень успешным галеристом и арт-дилером, нанёс на знаменитую картину «Герника» Пабло Пикассо огромную надпись «KILL ALL LIES». Позже Шафрази заявил, что сделал это, потому что хотел возродить к жизни это произведение искусства и сделать его современным.

Ай Вэйвэй

Знаменитый китайский художник и диссидент Ай Вэйвэй в начале 1990-х приобрёл международную известность благодаря серии фотографий «Роняя вазу династии Хань», на которой запечатлено, как художник кидает древний сосуд на землю. Кроме того, в 1994-м в знак презрения к историческому наследию Китая он нанёс на одну из старинных ваз логотип компании Coca-Cola. Существует также несколько десятков ваз с тысячелетней историей, которые Ай Вэйвэй просто покрасил яркой строительной краской. Неизвестно, как изменилась стоимость ваз после таких преобразований, однако их автор с тех пор стал одним из самых влиятельных современных художников в мире.

Джубал Браун

Канадский видеопродюсер и мультимедиа-художник Джубал Браун придумал оригинальный способ портить произведения искусства, которые казались ему скучными и бездарными. В 1996 году перед походом в музей The Art Gallery of Toronto он наелся желатина и красного пищевого красителя, а затем спровоцировал рвоту на картину «Порт в Гавре» Рауля Дюфи. Этот же трюк (только теперь краситель был синим) Браун повторил и с картиной Мондриана «Композиция с красным и синим», хранящейся в нью-йоркском МоМА. Оба полотна не пострадали, и художнику даже сначала удалось убедить музейных работников в том, что его действия были непреднамеренными, но потом сознался.

Александр Бренер

Художник и политический активист Александр Бренер участвовал во множестве радикальных перформансов в середине 1990-х годов. В 1997 году нарисовал на картине Каземира Малевича, выставляемой в амстердамском Stedelijk museum, огромный знак доллара и сел на пять месяцев в тюрьму.