О подходах к понятию социального государства

Со второй половины XX века в юриспруденции вообще и в конституционном праве в частности появилось представление о современном государстве, как о государстве социальном. Понятие «социальное государство» на данный момент закреплено во многих конституциях зарубежных государств, закреплено оно и в статье 7 Конституции России.

На данный момент сложился определенный подход к понимаю термина «социальное государство» в отечественной науке конституционного права.

Так, по мнению профессора С. А. Авакьяна, с учетом ст. 7 Конституции РФ социальным считается государство, которое:

во-первых, создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек своим трудом мог обеспечить себе необходимый экономический уровень жизни;

во-вторых, заботится о здоровье людей;

в-третьих, создает предпосылки для свободного развития личности;

в-четвертых, берет на себя либо полную заботу, либо оказание помощи, в том числе материальной и организационной, в отношении тех категорий граждан, которые не в состоянии достойно жить на свои доходы.

Российский социолог и политолог В. Дзодзиев утверждает, что «социальное государство - это государство, осуществляющее в обществе социальную справедливость».

Говоря о социальной справедливости, представляется необходимым обратиться к правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан, должна отвечать установленным Конституцией РФ критериям, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (ст. 19), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели (ч. 3 ст. 55), а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

При характеристике социального государства как государства социальной справедливости, необходимо привести также позицию Конституционного Суда РФ в Постановлении от 24.05.2001 N 8-П, в котором он, в частности, при описании такого важного элемента социального государства как социальное обеспечение, указал на недопустимость отказа государства от выполнения в отношении отдельных категорий граждан ранее взятых на себя социальных обязательств. Впоследствии эта правовая позиция многократно воспроизводилась Судом и стала одним из важнейших конституционных принципов, ограничивающим свободу усмотрения законодателя при изменении им объема и содержания социальных льгот. В частности, данный принцип означает запрет умаления или ограничения права на социальное обеспечение лиц, которые приобрели данное право на основании ранее действовавших положений закона. Подобная позиция Конституционного Суда представляется более чем оправданной, ведь иное означало бы возможность государства отказаться от выполнения ранее принятых на себя социальных обязательств, что подрывало бы авторитет государства в глазах его граждан. 

Говоря о теоретическом понимании «социального государства» необходимо также обратить внимание на такой важный принцип как субсидиарность. Под этим признаком подразумевается, что реализация социальной политики является обязанностью не только государства в лице его государственных органов, но также и ответственностью всего общества, целью которой является реализация концепции социальной солидарности. 

Таким образом, как констатируют приверженцы данной концепции, существует тенденция на современном этапе переноса законодателем центра тяжести социальной деятельности государства с акций всепомоществования на формирование системы условий для возможно более полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского (в общем — «производительного») потенциала работоспособных граждан и стимулирования их личной ответственности за самообеспечение. 

На наш взгляд, очень важно учитывать позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также мнение представителей научного сообщества в столь значимой теме, особенно, если речь идет о выработке социальной политики государства, в том числе путем законодательного регулирования.



Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 3306

25.03.2016

Популярно в соцсетях