Месяц катаклизмов и отпусков
Прогноз от Черковца
В августе основные тенденции в российской экономике не претерпят изменений
Экономические прогнозы сегодня делать очень легко и очень трудно одновременно. Легко, потому что перелома в тенденциях не наблюдается. Завтра будет так же, как вчера. А трудно, потому что очень хочется какой-то перелом нащупать и не получается. Сейчас стали окончательно проясняться масштабы кризиса, с которым столкнулась страна. Если за первый квартал 2015 года ВВП России снизился на 2,2 процента, то за пять месяцев (январь-май) сократился уже на 3,2 процента. Июньские данные окончательно ещё не обработаны, но, согласно последним прогнозным оценкам, во втором квартале спад ВВП может достичь уже пяти процентов.
По марксу и по существу
В мае вообще зафиксировано самое большое падение промышленного производства за всё время после пика кризиса 2008-2009 годов. Общий его спад достиг 5,5 процента, при этом обрабатывающие отрасли сократили производство на 8,3 процента. А ведь ситуация в большинстве из них и без того была куда как не блестящей. Правда, в июне темп спада в промышленности немного уменьшился, то есть падение лишь чуть-чуть замедлилось, но не прекратилось.
Увидим ли мы хотя бы признаки поворота к лучшему в начинающийся последний месяц лета? Для этого должны начать давать отдачу меры по стимулированию отечественного промпроизводства, но были ли они заблаговременно приняты? К примеру, официальная безработица с начала года выросла на 12 процентов и, по имеющимся оценкам, всего до конца года работу могут потерять до полумиллиона россиян, а это во многом как раз работники предприятий автопрома, станкостроения и ряда других отраслей промышленности. Особо следует подчеркнуть, что, по данным Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ, продолжается отток работников с малых и средних предприятий. Значит, поддержка малого и среднего бизнеса, о необходимости которой постоянно говорят на всех уровнях власти и о чем неоднократно писала «Парламентская газета», в стране по-прежнему отсутствует. В том числе и потому, что до сих пор не решён один из самых «проклятых» вопросов современной российской системы хозяйствования — обеспечение доступных производителю кредитов.
Многим работающим в кризис тоже приходится несладко. Так, по прогнозу Минтруда России, число работников с зарплатой ниже прожиточного минимума до конца нынешнего года по сравнению с 2013-м увеличится более чем на два миллиона человек и превысит пять с половиной миллионов. А если добавить падение реальных доходов основных слоёв населения, которые в полной мере ощутили на своих карманах инфляцию и девальвацию рубля, но которым при этом зарплату не прибавили, то налицо классический пример абсолютного обнищания трудящихся, о котором писал всё чаще цитируемый сегодня Карл Маркс.
Урожай наш урожай
По данным Росстата, уровень цен с начала года по конец июня вырос на 8,5 процента против 4,8 процента за аналогичный период 2014 года. Притом что речь всё о той же пресловутой «средней температуре по больнице». Цены на продукты и товары первой необходимости выросли куда больше. Есть, правда, одна утешительная весть: потребительские цены в конце июня — начале июля показали в целом минимальный рост; по некоторым видам продовольствия зафиксировано даже небольшое их снижение. Однако в целом за второй квартал они выросли на 2,2 процента, при этом непродовольственные товары первой необходимости официально подорожали на 5,1 процента, стоимость услуг выросла на 6,2 процента. Хотелось бы надеяться, что август вместе с урожаем принесёт и некоторое реальное снижение цен.
При этом замедление роста цен — прежде всего результат не каких-либо успехов в экономике, а, к сожалению, продолжающегося падения потребительского спроса. Иными словами, цены и так уже выросли настолько, что многие слои населения стали элементарно экономить на самом необходимом. Как отмечает вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков, снижение потребительского спроса зашло уже так далеко, что непосредственно влияет на основные показатели экономики: не находящее сбыта своей продукции производство снижает объёмы. С другой стороны, даже и такое вынужденное «ценовое послабление» может оказаться недолгим. В июле по всей стране были повышены тарифы на услуги ЖКХ, что уже кое-где начало сказываться на потребительских ценах в качестве дополнительного негативного фактора. В августе действие этого фактора может развернуться в полную силу. Переборет ли ожидающийся хороший урожай овощей и картофеля этот негатив? И вообще удастся ли аграриям в августе собрать урожай без проблем?
Улучшить ситуацию могли бы срочные меры Правительства по разрыву образовавшегося много лет назад порочного круга фактической недоступности банковского кредита для отечественных производителей, о чём говорилось выше. В уходящем месяце Комитет Госдумы по промышленности направил в Правительство письмо с соответствующими предложениями. Как заявил первый зампред комитета Владимир Гутенёв, ЦБ мог бы определить круг банков, которые под невысокий процент (2-4 процента годовых) кредитовали бы инвестиционные и инфраструктурные проекты, в том числе в агропромышленном комплексе. Если подобные меры принять в срочном порядке, то хотя бы в конце последнего летнего месяца есть шанс увидеть какие-то обнадёживающие перемены на ценовом фронте.
Как нефть, так и рубль
В июле рубль изрядно трясло. Подтверждение слабости российской экономики мы увидели в начале его второй недели, сразу после греческого референдума. Казалось бы, следуя формальной логике, высказанное греками «нет» должно было как минимум качнуть евро вниз по отношению к рублю. Но не тут-то было: незначительно ослабев по отношению к доллару, евро к нашей валюте вырос. На самом деле ничего удивительного нет: при любом кризисе в мире капиталы начинают искать «спокойные гавани», в роли которых выступают более сильные валюты (читай: стоящие за ними более сильные экономики). Вот и всё объяснение.
В последующем рубль колебался выше отметки 55-56 за доллар, пока не перевалил за 60, чего не было уже несколько месяцев. А это следствие постоянно действующего фактора — колебания нефтяных цен. Если спрос на чёрное золото в августе резко не подскочит, рубль вряд ли сколько-нибудь существенно укрепится.