Зинаида Драгункина: Государство и гражданское общество должны работать вместе
Социум
Что даст России законопроект о базовой линейке учебников? Как будут реализовываться Основы государственной культурной политики? Какие пробелы имеются в «детском» законодательстве? Об этом «Парламентской газете» рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, секретарь Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Зинаида Драгункина.
- Зинаида Фёдоровна, результаты недавнего исследования «Левада-Центра» показали: подавляющее большинство россиян одобряют введение единых школьных учебников по истории, литературе и математике. Когда будет рассматриваться законопроект о базовой линейке учебников, поддержанный в том числе и вами?
- В осеннюю сессию. Это даст возможность в летние месяцы ещё раз проработать в регионах все ключевые вопросы, в том числе и возможное расширение базовой линейки на начальную школу.
Как сопредседатель Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей (НРА), напомню, что ещё в конце 2013 года мы выступили активным участником общественного обсуждения единой концепции преподавания истории в школе. Эта кропотливая работа большого коллектива во главе с директором Института всеобщей истории РАН академиком Александром Чубарьяном велась максимально открыто, и уже с первого сентября этого года три линейки новых учебников истории появятся в российских школах. Поскольку ассоциация объединяет представителей 73 регионов страны, я практически из первых уст знаю, насколько долгожданными для родителей станут учебники истории, литературы, русского языка, которые помогут детям не только получать знания, но и вырабатывать жизненную позицию, отличать правду от лжи, быть готовыми ответить на вызовы времени. Это отражено и в Стратегии развития воспитания, недавно утверждённой Правительством РФ.
- Правильно ли я поняла, что вы выступаете за усиление гуманитарной составляющей нашего образования?
- Абсолютно верно. К вашим словам я бы добавила ещё одно — нравственной. В этой связи напомню высказывание великого русского писателя Льва Толстого о том, что «знания без нравственной основы ничего не значат». Это его замечание оказалось востребованным и более чем через столетие обрело практический смысл. Я имею в виду утверждённые Указом Президента РФ Основы государственной культурной политики, нацеленные на отношение к отечественной культуре, духовно-историческому наследию как к системе ценностей и нравственных идеалов.
Считаю, что именно культура, литература, русский язык прививают чувство Родины. Основы стали документом общенационального согласия, признающим государственную культурную политику неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности. Напомню, подобного документа не принималось последние тридцать лет.
В настоящее время мы совместно с Министерством культуры работаем над планом реализации Основ, вплотную подошли к обновлению законодательства в сфере культуры. Назову принятые недавно новую редакцию закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закон «О меценатской деятельности», также в поддержку меценатов подготовлены поправки в Налоговый кодекс. Кроме того, дважды в эту сессию наш комитет проводил парламентские слушания, посвящённые обсуждению новой редакции проекта закона «О культуре в Российской Федерации». Стремимся, чтобы в этом году базовый закон в сфере культуры был принят.
Так совпало, что впервые за многие годы именно в Год культуры наши дети вновь писали выпускное сочинение. Это стало ещё одним важным шагом для более объективной оценки знаний, кругозора, общей культуры, появления интереса к книге, чтению у школьников. Мы обязательно вместе с Министерством образования и науки, Рособрнадзором на заседании комитета проанализируем итоги сочинений и результаты ЕГЭ этого года, наметим пути его дальнейшего совершенствования.
Безусловно, отдельного внимания заслуживают юные таланты, их поиск и поддержка. В результате совместной работы НРА с Минобрнауки в итоговый вариант Концепции развития дополнительного образования детей были включены абсолютно все предложения родительского сообщества. Это небывалый случай. Вопросам дополнительного образования мы намерены также уделить пристальное внимание в предстоящей работе комитета.
- Зинаида Фёдоровна, чем ещё займутся в ближайшем будущем комитет и Координационный совет при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы?
- Знаю, что многие общественные и благотворительные организации, состоящие из социально активных людей, остро чувствующих свой гражданский долг, не только участвуют в постановке актуальных для государства и общества вопросов, но и в их конкретном решении, экспертизе и мониторинге правоприменительной практики соответствующего законодательства. Убеждена, действуя совместно, в одной повестке, государство вместе с институтами гражданского общества, НКО, как правило, добивается успеха. Как недавно отметил Президент России, общественная работа — дело сугубо добровольное. Она не сулит ни благ, ни льгот, но требует огромной ответственности. И берутся за неё по зову сердца и долга — как правило, совмещая с выполнением своих профессиональных обязанностей, отдавая общественной деятельности всё своё свободное время.
Приведу только один пример, связанный с «детским» законодательством. Сегодня разработана и действует разветвлённая сеть нормативно-правовых актов, касающихся защиты детей, принято более двадцати федеральных законов. Вместе с тем сложившаяся система правового обеспечения детства имеет разрозненный узковедомственный характер и не предполагает работы с семьёй как единым субъектом системы профилактики и поддержки. НРА начинает серию консультаций в рамках единого общественного мониторинга состояния «детского» законодательства. Наша первоочередная задача — выявить острые проблемы, предложить пути к их решению.
Считаю, что при модернизации Семейного кодекса, который был принят более двадцати лет назад, должны быть учтены предложения педагогической и родительской общественности. Этой работой занимается специально созданная при Координационном совете при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей рабочая группа. На сегодняшний день сформирована концепция совершенствования семейного законодательства. В Государственную Думу внесён законопроект «О внесении изменений в Семейный кодекс».
Мы накануне завершения трудной, но очень результативной сессии. Всем хочу пожелать набраться сил к новому учебному и законодательному году.
досье
Зинаида Драгункина окончила Усть-Каменогорский государственный педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы». Преподавала в школе №34 города Лениногорска.С 1997 года — депутат Московской городской думы II, III, IV, V и VI созывов.
С 2005 года — член Совета Федерации.
Государственные награды:
1986 г. — орден «Знак Почёта»,
1999 г. — орден Дружбы,
2008 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени,
2013 г. — почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».