День Победы в Великой Отечественной войне

18:48Посольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

11:37«Как Запорожье встретит День Победы»

00:00Как отметить День Победы в Крыму

Век лечи — век учись

Наша тема

26.02.2015 20:31

Эксперты обсудили проблемы медицинского образования в стране

Одним из ключевых моментов программы по реформированию системы здравоохранения стала подготовка кадров. В ситуации, когда в стране второй год подряд зафиксирован рост населения, а средняя продолжительность жизни увеличилась до 71 года, потребность общества в квалифицированной и доступной медицинской помощи многократно возрастает. Очевидно, что её качество напрямую зависит от полученного врачами образования. Что сегодня происходит в этой сфере, попытались разобраться эксперты на «круглом столе» в пресс-центре «Парламентской газеты».

Причину снижения качества медицинского образования заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Козлова видит, в частности, в ЕГЭ: «Тестирование не даёт возможности полностью раскрыться и не стимулирует студентов к получению дополнительных знаний». При этом парламентарий не говорит об отмене госэкзамена — по её мнению, нужно минимизировать его негативные последствия и совершенствовать процедуру. Кроме того, если раньше, чтобы попасть в штат профессорско-преподавательского состава медвуза, после аспирантуры нужно было пройти большой конкурс, то сейчас этого нет, особенно от «кадрового голода» страдают теоретические кафедры. «Да и уровень преподавателей медицинских вузов раньше был как минимум не ниже уровня врачей, которые работали в клинике», — отметила она. Ещё одна проблема — отсутствие у части вузов собственных клинических баз. Решением может стать передача закрываемых в рамках реформы здравоохранения больниц под такие базы, считает сенатор. Идея ненова — ещё в конце ноября власти столицы планировали передать ГКБ № 61 академии имени Сеченова, чтобы создать там университетскую клиническую больницу.

Тем временем всё медицинское сообщество с нетерпением ждёт появления новых профстандартов, рассказала начальник Учебного управления ГБОУ ВПО Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России Людмила Юдина. «Наша деятельность направлена на то, чтобы требования, которые сегодня существуют в образовании, были гармонизированы с требованиями профессиональной среды. Профстандарты помогут нам выстроить чёткое понимание образовательного процесса, уточнение ряда позиций в образовательных программах обеспечит более качественную подготовку кадров», — пояснила она.

А вот системы подготовки кадров реформа почти не коснулась. Базовое образование врач получает за 5-6 лет в зависимости от специальности, но практиковать после этого ещё не имеет права — ему необходимо пройти на следующую ступень — ординатуру или интернатуру, только по окончанию которой, сдав сертификационной экзамен, он получит право доступа к медицинской деятельности, напомнила директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения РФ Татьяна Семёнова. Правда, и на этом обучение врача не заканчивается — законом «Об охране здоровья граждан» прописана необходимость повышать уровень квалификации в течение всей своей деятельности. «Также в декабре 2013 года стартовал пилотный проект «Непрерывное образование». Процесс получения знаний разделён на три направления. Первое — это классическое образование с широким применением симуляционных технологий, второе — участие врача в профессионально ориентированных мероприятиях — форумах и конгрессах», — пояснила она. Наконец, есть возможность получать образование дистанционно. Так, был разработан специальный сайт www.sovetnmo.ru, на котором размещены образовательные модули для врачей. Проект планируют ввести на территории всей Российской Федерации с 1 января 2016 года.

Проблема медицинского образования в стране заключается не только в нехватке кадров, но и в дефиците специальностей. По крайней мере, такого мнения придерживается вице-президент Национальной ассоциации организаций больных редкими заболеваниями «Генетика» Альбина Макаева. По её словам, медицинских генетиков в России всего 200, хотя значение их работы трудно переоценить. «Стандарт их обучения у нас отсутствует, тем временем во всём мире он есть с 2000 года», — продолжила эксперт. Правда, с ней не согласилась представитель Минздрава Татьяна Семёнова. Хотя системная подготовка таких специалистов в стране действительно отсутствует, небольшое количество экспертов всё же обучают и на очень высоком уровне.

А вот где дефицита кадров нет, так это в сфере управления. По словам Татьяны Семёновой, сегодня стране достаточно главных врачей и руководителей структурных подразделений.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 495