Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Школа Святой Руси для российских элит

700-летие Сергия Радонежского

06.11.2014 14:14

Количество учеников преподобного Сергия, если верить житию святого, должно быть равно количеству «птиц небесных», которые он наблюдал в одном из своих видений. И сегодня, спустя семь веков с момента рождения радонежского чудотворца, это уже не кажется сказкой: по сей день в нашей стране есть те, кто называют себя последователями Сергия Радонежского. О том, как подвиг его учеников прошлых веков может помочь ученикам века настоящего, говорили на очередной встрече в рамках «Сергиевских бесед».

Святой - в подвигах учеников своих

Сегодня за давностью времён трудно осознать, что Сергию Радонежскому удалось невозможное: он не только открыл новое дыхание у князей, объединив их вокруг Димитрия Донского, но и начал новую главу в жизни российского монашества. Причём сплочение духовных и мирских элит произошло, как говорят историки, в самый «неподходящий» для этого момент: в XIV веке на Руси на фоне татаро-монгольского ига русский народ, казалось, безвозвратно утерял способность к духовным и государственным устремлениям.

Примечательно, что татаро-монголы не преследовали Церковь и даже освобождали её от уплаты дани. Можно только догадываться, какую ответственность брал на себя преподобный Сергий, благословляя на Куликову битву русское воинство: в случае его поражения объективно на тот момент сильнейшее в мире войско Мамая не оставило бы камня на камне от наших монастырей. И виновником этих бед неминуемо стал бы Сергий Радонежский.

Но сначала был открыт фронт духовный: ученики преподобного до и после Куликова поля основали 40 монастырей. Ещё 50 обителей основаны их последователями, «внуками» Сергия Радонежского. Удивительные цифры даже для наших дней! «Есть такое выражение: короля играет свита. А вот святого можно познать по тому, кто рядом с ним был и какие подвиги совершал. И в этом смысле преподобный Сергий и его ученики - личности поистине уникального масштаба» - таково мнение главного редактора газеты «Православная Москва» протоиерея Михаила Дудко.

Люди, прошедшие школу монашества, представляли собой элиту Святой Руси. Кандидат исторических наук, сотрудник Российского института стратегических исследований Денис Мальцев подчеркнул, что монастыри были для русских земель центрами не только духовности, но и хозяйства, и науки. «Стоит отметить, что основание монастырей в то время было делом рискованным. И не только в силу климата: по северным землям бродили ватаги мятежных новгородских «ушкуйников». И на этом фоне ученики Сергия, следуя его примеру, забирались в глухие леса, копали пруды, колодцы, устраивали пещеры, чтобы там жить… А Павел Комельский и вовсе три года прожил в дупле! И совсем не удивляет, что никто, кроме Сергия и его учеников, не брался за «гиблое» дело освоения северных земель Руси - это под силу лишь людям огромной силы духа», - заметил Денис Мальцев.

Матрица отношений

Депутат Госдумы Михаил Емельянов отметил, что именно силой духа преподобного Сергия удалось на тяжелейшем историческом этапе создать в монастырских стенах подвижников, без которых двигаться стране вперёд было невозможно. «При нём была заложена матрица взаимоотношений власти, страны и интеллектуальной элиты. Смысл прост - последняя должна служить своей стране, своему народу, а не относиться к нему с презрением. На мой взгляд, эта матрица сохранялась до конца XIX века, когда культ служения стране сменил стереотип, что интеллигенция обязана непременно оппонировать власти. Зачастую такое оппонирование трансформировалось в антинациональные действия», - считает Михаил Емельянов. И добавил: «Власть не нужно поддерживать во всём, но стране надо помогать в достижении необходимых для её развития целей».

Запрос на духовность

Духовность во все времена служила авангардом социально-экономического возрождения. И не только древняя, но и современная Россия богата на такие примеры. Один из них привёл Денис Мальцев: «Воронежская область всегда была богата чернозёмом, а сёла всё равно приходят в запустение. Но моё родное село Избище стоит. Почему? Народ уверен - потому что есть храм, есть батюшка, который служит ещё с советских времён. Поэтому люди не переезжают в город. И на фоне общего запустения в нашем селе происходит чудо: в российскую глубинку приезжает жить человек из Лондона, там принявший православие. Первым делом он проложил новую дорогу. Дальше - больше, по новой дороге в село устремились немцы. Причём приехали не как туристы - они переезжают жить в Избище из благополучной Германии! Пока что перебралось несколько семей, но это, как они сами утверждают, не предел».

Недаром говорят в народе: не стоит село без праведника, а город - без святого. Замечали это 700 лет назад, подмечают это и сейчас.

Из летописи Троице-Сергиевой лавры:

«Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! - говорил голос, - Господь услышал молитву твою о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Сергий в удивлении и радости позвал к себе своего ученика Симона, и тот застал ещё чудное явление. Эти прекрасные птицы, порхавшие в Сергиевой обители и вокруг неё, изображали собой достойных учеников великого наставника.

Одни из них до гроба оставались в обители своего отца, другие стали основателями монастырей вокруг престольного града, послуживших образцом благочестия для живущих в шуме мирской жизни; наконец, третьи удалились в непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами и распространяли веру Христову».

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1019