Все о пенсиях в России

00:00Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Совместимы ли жития и жизнь

700-летие Сергия Радонежского

07.08.2014 20:53

Образ святого — вечный пример того, как стоит поступать и жить. Как напоминать об этом, чтобы современное общество имело возможность такой пример воспринять? На этот вопрос попытались ответить участники очередной встречи в пресс-центре «Парламентской газеты» в рамках Сергиевских бесед.

Образование как образ Божий

Многие ли из нас подозревают, что этимология слова «образование» восходит к тем понятиям, которыми руководствовались в своей жизни все святые люди, включая преподобного Сергия Радонежского. Автор нескольких книг, постоянный участник просветительских радиопередач, протоиерей Владимир Соколов напомнил: «Образование в традиционном понимании — это реализация образа Божия в человеке. Почему мы называем Сергия Радонежского преподобным? Потому что образ его осуществлён в подобии с образом Бога. И такое восприятие святого важно для всего человечества, так как влияет на все, без исключения, сферы жизни».

Известно, что монастыри являлись не только «обителью молитвы», многие века они утверждались как центры образования, нравственной культуры и даже эталоны ведения хозяйства. Недаром вокруг этих своеобразных центров, которых по повелению одного только Сергия Радонежского при его жизни было основано 40, а после ухода преподобного — ещё 50, охотно селились люди, возникали посады (так, кстати, возник и Сергиев Посад). Значит, примеры святости, её образы и сопутствующие ей дела в людях живо воспринимались народом.

Часто ли сегодня мы задумываемся над тем, что в нас образ Божий тоже присутствует? И вопрос этот совсем не отвлечённый. «Главное то, что человек в себе несёт. На последних международных форумах видишь, как политиками принимаются решения, которые несут смерть и разрушения, — сказала сенатор Валентина Петренко. — Происходит страшное отступление того, что в нас заложено Богом, верой, духом, святыми, такими как Сергий Радонежский. В его примере мы черпаем возможность жить и строить, а не угождать сиюминутным выгодам».

Система Щепенко

Вечный спутник образования — воспитание, которое имеет общий смысловой корень с «питанием». Правила хорошего тона, например, не говоря о добродетелях, — это не просто общественный договор, а необходимая пища для нравственного укрепления человека. Именно такого укрепления ищут люди, приезжая в святые места. Известно, однако, что воспитательную функцию на себя давно примерили кино и театр. Но возможно ли вжиться не просто в какую-то добродетель, а в образ святого тем, кто зачастую ведёт далёкий от святости образ жизни?

Руководитель Московского театра русской драмы «Камерная сцена», режиссёр и актёр Михаил Щепенко — единственный, кто воплотил на сцене образ Сергия Радонежского. При этом он признаёт, что актёрское творчество для Церкви — сомнительное занятие: «Мы имеем дело с лицедейством, с погружением в образ, когда волей-неволей человек напитывается чертами характера своего героя. Если действовать по системе Станиславского, то это особенно опасно, когда играешь отрицательные роли».

Так у Щепенко возникла своя собственная система разработки образа, отличная от Станиславского: речь идёт не о полном перевоплощении актёра, на чём настаивает один из основателей театрального искусства, а о высокой степени сопереживания своему герою. Таким образом, по мнению режиссёра и актёра, удаётся достичь максимально возможной достоверности сценического образа святого. Его воплощением, как имел возможность воочию убедиться корреспондент «Парламентской газеты» на спектаклях «Камерной сцены», является пронзительная простота в актёрской игре. Та простота, о которой преподобный Амвросий Оптинский, мастер афоризмов, говаривал: «Там, где просто, — там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного».

Между тем святые «оживают» в современной России не только на сцене. Это сегодня происходит, например, на уникальной выставке «От преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского» в столичном Музее имени Андрея Рублёва. Как считает куратор выставки Лариса Алёхина, преподобного Сергия люди поставили игуменом лишь Свято-Троицкой обители, а вот Игуменом земли Русской его, можно сказать, поставил сам Господь: «Он же устроил так, что до нас дошли многие подробности жития Сергия Радонежского».

А кандидат искусствоведения Жанна Белик обратила внимание на одну характерную деталь — на свитках, посвящённых преподобному Сергию, чаще всего встречается надпись: «Любовью побеждайте ненавистную рознь мира сего».

И семь веков спустя этот призыв наполняется новым актуальным смыслом. «Очевидно, что Россия сегодня вносит нравственное обновление в мировую политику, — уверен отец Владимир Соколов. — Одна из примет этого — активно выстраивается новая система экономических отношений в мире. И то, что так происходит в год 700-летия Сергия Радонежского, представляется закономерным».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 492