Дальний Восток ждёт инвестиций и граждан
Итоги сессии
О законодательном обеспечении развития регионов рассказывает председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай ХАРИТОНОВ.
- Николай Михайлович, расскажите об итогах работы комитета в минувшую сессию?- В ходе сессии удалось принять закон в пользу северян. У пенсионеров и неработающих граждан появилась возможность за государственный счёт уехать с Севера. Правда, была отклонена другая важная инициатива — законопроект о выплате гражданам в возрасте до 30 лет, которые работают на Севере более трёх с половиной лет, процентной надбавки к заработной плате. Подъём Сибири и Дальнего Востока обозначен национальным приоритетом на весь XXI век, а этот законопроект позволил бы привлечь туда дополнительные трудовые ресурсы. Пока из северных и дальневосточных регионов идёт постоянный отток населения, причём уезжают в основном трудоспособные граждане. Недостаток рабочей силы и прежде всего квалифицированных специалистов уже ощущают многие северные и дальневосточные территории, и это тормозит экономический рост, препятствует развитию предприятий и учреждений. Объём государственных гарантий и компенсаций для людей, ранее служивших стимулом к работе на Севере, за годы реформ существенно сократился, исчезает экономическая и социальная привлекательность жизни и работы в тяжёлых и дискомфортных условиях.
Я считаю, что политика государства должна быть направлена на создание условий и стимулов как для сохранения имеющегося трудового и демографического потенциала, так и для привлечения молодых квалифицированных кадров на Север и Дальний Восток. Будем работать дальше. Комитет участвует в подготовке проектов федеральных законов «Об Арктической зоне Российской Федерации», «Об ускоренном социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона» и считает, что в них должны быть учтены правовые нормы по привлечению молодёжи для работы на Севере и Дальнем Востоке страны.
- В этом году запущена госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Как вы оцениваете её перспективы, что будет сделано в первую очередь?
- Программу обсуждали, в частности, на парламентских слушаниях и двух выездных заседаниях нашего комитета — в Забайкальском и Хабаровском крае. Пока занимаемся организационными моментами — уточняются объекты строительства, зоны опережающего развития. Финансирование программы на 2014 год запланировано в объёме 26 миллиардов рублей, а в первом квартале текущего года пока израсходовано 0,3 процента средств. Президент Владимир Путин сказал, что развитие Дальнего Востока — это задача на весь XXI век, так что программа рассчитана на долгие годы вперёд. Идёт согласование конкретных проектов с регионами. Например, в Хабаровске нужно достроить новую водозаборную станцию, водоканал. Объект стоимостью десять миллиардов рублей введён в действие не полностью, и на завершение его строительства требуется 650 миллионов рублей. Эти средства в госпрограмме не предусмотрены. Возникает вопрос: почему объекты с высокой степенью готовности не финансируются за счёт средств госпрограммы?
Вообще в Дальний Восток нужно вкладывать больше средств. Забайкальский край в 2014 году получит 9,3 миллиарда рублей субсидий из федерального бюджета, при этом отдельным закавказским республикам предусматривается до десяти миллиардов. Но в субсидиях краю меня одна цифра настораживает — выплаты пособия безработным на 2014 год составляют 470 миллионов рублей в виде дотаций. А когда мы такие огромные деньги по безработице выплачиваем, то расхолаживаем население. Люди говорят, что работы нет. Но не поверю, что её нет, да ещё и в сельской местности. 620 миллионов рублей краю выделяется на область лесных отношений, а на повышение оплаты труда бюджетникам — 1,3 миллиарда рублей. Вот тут бы ещё и село дописать в скобках, хотя бы третью часть из этих денег.
- Как вы относитесь к реформе местного самоуправления?
- Я был депутатом сельского, районного, областного уровня, депутатом всех созывов Госдумы. Больше десяти лет назад, когда обсуждали 131-й закон, я говорил: пока не будет закона о финансовых гарантиях, закон о местном самоуправлении принимать не надо. Инициатором закона был Дмитрий Козак, который тогда работал в Администрации Президента РФ. Он обещал обговорить всё с министром финансов Алексеем Кудриным и заверял, что закон о финансовых гарантиях появится. Но его нет до сих пор. Без собственности и денег местное самоуправление — это не власть. Сегодня идут разговоры о новых налоговых схемах, но пока всё остается разговорами. Москва за последние годы привыкла к тому, что регионы осаждают высокие кабинеты, где им ставят условие, как проводить избирательную кампанию, и решают: дать денег или не дать. А местная власть так же просит деньги у регионов. И регионы, в свою очередь, диктуют свои условия муниципалам. Всё связано, и из замкнутого круга пока не получается вырваться.
- Чем комитет займётся летом?
- Летом мы будем работать над поправками в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», над предложениями в бюджет на следующие три года.
Совместно с Советом Федерации организована рабочая группа по обсуждению законопроекта об ускоренном развитии Дальнего Востока. Если госпрограмма регулирует инфраструктурные объекты, то закон шире. Он предусматривает развитие социальной сферы, реализацию прав граждан. Например, госпрограмма предполагает строительство дорог, заводов. Но для чего строить дороги, если продолжается отток населения с Дальнего Востока? Самая лучшая реклама региона — когда люди не хотят уезжать. В первую очередь закон должен создавать условия для людей, чтобы они не только не уезжали, но и для того, чтобы можно было привлечь на Дальний Восток молодёжь из других регионов. 500 тысяч беженцев с Украины могут приехать, например, в Хабаровский край.