Все о пенсиях в России

00:00Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Дальний Восток ждёт инвестиций и граждан

Итоги сессии

07.08.2014 18:58

О законодательном обеспечении развития регионов рассказывает председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай ХАРИТОНОВ­.

- Николай Михайлович, расскажите об итогах работы комитета в минувшую сессию?

- В ходе сессии удалось принять закон в пользу северян. У пенсионеров и неработающих граждан появилась возможность за государственный счёт уехать с Севера. Правда, была отклонена другая важная инициатива — законопроект о выплате гражданам в возрасте до 30 лет, которые работают на Севере более трёх с половиной лет, процентной надбавки к заработной плате. Подъём Сибири и Дальнего Востока обозначен национальным приоритетом на весь XXI век, а этот законопроект позволил бы привлечь туда дополнительные трудовые ресурсы. Пока из северных и дальневосточных регионов идёт постоянный отток населения, причём уезжают в основном трудоспособные граждане. Недостаток рабочей силы и прежде всего квалифицированных специалистов уже ощущают многие северные и дальневосточные территории, и это тормозит экономический рост, препятствует развитию предприятий и учреждений. Объём государственных гарантий и компенсаций для людей, ранее служивших стимулом к работе на Севере, за годы реформ существенно сократился, исчезает экономическая и социальная привлекательность жизни и работы в тяжёлых и дискомфортных условиях.

Я считаю, что политика государства должна быть направлена на создание условий и стимулов как для сохранения имеющегося трудового и демографического потенциала, так и для привлечения молодых квалифицированных кадров на Север и Дальний Восток. Будем работать дальше. Комитет участвует в подготовке проектов федеральных законов «Об Арктической зоне Российской Федерации», «Об ускоренном социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона» и считает, что в них должны быть учтены правовые нормы по привлечению молодёжи для работы на Севере и Дальнем Востоке страны.

- В этом году запущена госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Как вы оцениваете её перспективы, что будет сделано в первую очередь?

- Программу обсуждали, в частности, на парламентских слушаниях и двух выездных заседаниях нашего комитета — в Забайкальском и Хабаровском крае. Пока занимаемся организационными моментами — уточняются объекты строительства, зоны опережающего развития. Финансирование программы на 2014 год запланировано в объёме 26 миллиардов рублей, а в первом квартале текущего года пока израсходовано 0,3 процента средств. Президент Владимир Путин сказал, что развитие Дальнего Востока — это задача на весь XXI век, так что программа рассчитана на долгие годы вперёд. Идёт согласование конкретных проектов с регионами. Например, в Хабаровске нужно достроить новую водозаборную станцию, водоканал. Объект стоимостью десять миллиардов рублей введён в действие не полностью, и на завершение его строительства требуется 650 миллионов рублей. Эти средства в госпрограмме не предусмотрены. Возникает вопрос: почему объекты с высокой степенью готовности не финансируются за счёт средств госпрограммы?

Вообще в Дальний Восток нужно вкладывать больше средств. Забайкальский край в 2014 году получит 9,3 миллиарда рублей субсидий из федерального бюджета, при этом отдельным закавказским республикам предусматривается до десяти миллиардов. Но в субсидиях краю меня одна цифра настораживает — выплаты пособия безработным на 2014 год составляют 470 миллионов рублей в виде дотаций. А когда мы такие огромные деньги по безработице выплачиваем, то расхолаживаем население. Люди говорят, что работы нет. Но не поверю, что её нет, да ещё и в сельской местности. 620 миллионов рублей краю выделяется на область лесных отношений, а на повышение оплаты труда бюджетникам — 1,3 миллиарда рублей. Вот тут бы ещё и село дописать в скобках, хотя бы третью часть из этих денег.

- Как вы относитесь к реформе местного самоуправления?

- Я был депутатом сельского, районного, областного уровня, депутатом всех созывов Госдумы. Больше десяти лет назад, когда обсуждали 131-й закон, я говорил: пока не будет закона о финансовых гарантиях, закон о местном самоуправлении принимать не надо. Инициатором закона был Дмитрий Козак, который тогда работал в Администрации Президента РФ. Он обещал обговорить всё с министром финансов Алексеем Кудриным и заверял, что закон о финансовых гарантиях появится. Но его нет до сих пор. Без собственности и денег местное самоуправление — это не власть. Сегодня идут разговоры о новых налоговых схемах, но пока всё остается разговорами. Москва за последние годы привыкла к тому, что регионы осаждают высокие кабинеты, где им ставят условие, как проводить избирательную кампанию, и решают: дать денег или не дать. А местная власть так же просит деньги у регионов. И регионы, в свою очередь, диктуют свои условия муниципалам. Всё связано, и из замкнутого круга пока не получается вырваться.

- Чем комитет займётся летом?

- Летом мы будем работать над поправками в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», над предложениями в бюджет на следующие три года.

Совместно с Советом Федерации организована рабочая группа по обсуждению законопроекта об ускоренном развитии Дальнего Востока. Если гос­программа регулирует инфраструктурные объекты, то закон шире. Он предусматривает развитие социальной сферы, реализацию прав граждан. Например, госпрограмма предполагает строительство дорог, заводов. Но для чего строить дороги, если продолжается отток населения с Дальнего Востока? Самая лучшая реклама региона — когда люди не хотят уезжать. В первую очередь закон должен создавать условия для людей, чтобы они не только не уезжали, но и для того, чтобы можно было привлечь на Дальний Восток молодёжь из других регионов. 500 тысяч беженцев с Украины могут приехать, например, в Хабаровский край.

досье

Николай Харитонов родился 30 октября 1948 года в селе Резино Усть-Таркского района Новосибирской области. Окончил Новосибирский сельскохозяйственный институт. С 1972 по 1994 год работал агрономом, директором совхоза «Большевик». В 1990 году избран народным депутатом РСФСР. Входил во фракцию «Аграрный союз», депутатский блок «Народное единство». Состоял в Социалистической партии трудящихся. В 1993 году участвовал в создании Аграрной партии России. Избирался депутатом Государственной Думы шести созывов. В 1995 году окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. Принимал участие в президентских выборах 2004 года, на которых занял второе место. Женат, у него четыре дочери.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 580