Пять созывов, или 20 лет спустя

Законодательное собрание Ленинградской области отмечает юбилей

Два десятилетия — это много или мало? Об этом размышлял председатель регионального парламента Сергей Бебенин.

- Сергей Михайлович, 20 лет — ­солидный возраст?

- Для Законодательного собрания достаточно солидный. Двадцать лет назад, в марте 1994 года, состоялось первое заседание первого созыва Законодательного собрания Ленинградской области. Именно это событие можно считать началом долгого и сложного процесса формирования органов государственной власти как полноценного субъекта Российской Федерации. Первым документом, который приняли тогда депутаты, стало решение о временном регламенте собрания. Так началась работа по созданию законодательной базы области, которая с тех пор не останавливалась ни на один день. На мой взгляд, парламент работает и всё, что требуется, он выполняет. Законодательная база создана, мы дали исполнительной власти все инструменты, чтобы она работала без проволочек. А это именно то, что необходимо.

Основная наша работа — это, конечно, бюджет. Процедура рассмотрения бюджета-2014 максимально соблюдена, мы все плодотворно работали над подготовкой документа, обсуждали со всеми заинтересованными сторонами, общественными организациями. Основная работа проходила в постоянных комиссиях, были и споры, и прения, но в итоге мы пришли к консенсусу и приняли закон в третьем чтении практически без обсуждений. Теперь смотрим, как закон реализовывается.

- Что вы можете сказать о фракциях Законодательного собрания? Горячи ли споры?

- По большинству позиций экономического, социального и даже политического характера фракциям удаётся достигать взаимопонимания. Абсолютное большинство депутатов прекрасно осознают, что они пришли в собрание не для того, чтобы выполнять чей-то политический заказ, а для того, чтобы готовить и принимать законы, направленные на развитие области, поддержку её жителей. На таком уровне законотворчества открытое политическое противостояние неестественно и ненужно.

Если же споры случаются, то они носят, как правило, цивилизованный, аргументированный характер. В результате появляются взвешенные, учитывающие различные мнения законы. Так что работу депутатов Законодательного собрания я могу оценить в высшей степени положительно. Всё, что было намечено в плане формирования законотворчества, в том числе Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года, проработано и принято. Причём сделано это было при открытом обсуждении с достаточно широким привлечением представителей муниципальных властей всех уровней, общественности, средств массовой информации. Некоторые законодательные акты вызвали много споров, и однозначно оценить их эффективность на сегодняшний день не представляется возможным. Считаю, что в будущем мы должны усилить наше взаимодействие со средствами массовой информации и представителями общественности, с тем чтобы наиболее полно разъяснять нашим гражданам принципы применения тех или иных законодательных актов, чтобы снизить социальную напряжённость и повысить уровень информированности жителей об их правах и обязанностях…

- Выборы накладывают отпечаток на деятельность парламента?

- Бывает. Недавно депутаты — члены фракции партии «Справедливая Россия» внесли законопроект о выплатах родителям, дети которых не ходят в детские сады и ясли. Это чисто популистская идея. Когда нет мест в детских садах, наверное, было бы резонно платить родителям, которые не смогли устроить ребёнка в дошкольное учреждение. Но у нас через полтора года уже завершится программа обеспечения всех желающих местами в детских садах! Во многих районах этой проблемы нет уже сегодня. И получится, что человек встанет перед выбором: платить за садик полторы-две тысячи рублей — это максимум! — или получать 12-15 тысяч за то, чтобы ребёнок не ходил в детсад. Да, у нас добрая половина предпочтёт или няньку нанять, или самим сидеть с ребёнком и не ходить на работу. Нельзя не учитывать, что подобная идея приведёт ещё и к тому, что дети исключаются из процесса воспитания. Ведь с ними в саду работают, там идёт обучение по определённым программам, и ребёнок выходит оттуда готовый к школе. Так что это не просто популистская идея, но и с непонятными последствиями. Ну и наконец: где взять деньги на эти выплаты? Это же миллионов шестьсот, а бюджет уже распределён.

К сожалению, таких инициатив достаточно много, и я могу сказать, что этим грешат и на региональном, и на муниципальном уровне.

- У ваших соседей в петербургском Заксобрании есть звезда всероссийского масштаба — Виталий Милонов. Вам не жаль, что у вас подобной фигуры нет?

- Даже не знаю. Исходить надо из принципа разумности. Ради чего это делается? Если ради работы — это одно, если ради шоу — другое. У нас ведь тоже есть депутаты, которые и Обаме письма писали, и предлагали включить себя в списки санкций. Нам периодически говорят, что у нас на заседаниях областного Заксобрания скучно, тоска зелёная. Так ведь работа депутата на самом деле скучная. Когда-то давно, когда я первый раз взялся за проект бюджета, у меня это вызвало шок. Вот такая стопка бумаг (рука взлетела на уровень плеча). А ведь чтобы аргументированно обсуждать этот важнейший документ, надо прочитать всё. Это сотни цифр. Такая работа требует труда, а у нас не все любят себя утруждать. Уверен, если у некоторых депутатов спросить, читали ли они до конца бюджет или какой-нибудь толстый законопроект, а ответы пропустить через детектор лжи, картина будет интересная.

Если вижу, что заседание затягивается, я пытаюсь людей расшевелить, пошутить, но в разумных пределах. Это не должно быть самоцелью. А когда из этого делают пиар, шоу — коллеги так это и будут оценивать.

- Что у парламента в ближайших планах?

- Нам нужно скорректировать бюджет на этот год. К счастью, доходы получаются немного более благоприятными, чем мы планировали. Мы формировали бюджет, исходя из довольно осторожного сценария. И сегодня появилась возможность добавить денег на некоторые направления: дорожное строительство, социальные программы. Сейчас над этим работают и комиссия по бюджету и налогам, и правительство. То, что заработано сверх плана или будет не освоено, мы должны срочно распределить, чтобы, учитывая время на проведение конкурсных процедур, правительство успело освоить эти деньги.

- Помощь Крыму и Севастополю — это большая нагрузка для бюджета?

- Ну что вы. У нас доходная часть 80-90 миллиардов, и меньше ста миллионов прямых затрат на помощь — цифра вполне посильная. Гораздо важнее другое: Крыму нужно адаптироваться к российскому законодательству, и в этом мы тоже активно помогаем. Там же абсолютно другое понимание социальной поддержки, обеспечения людей пенсиями и пособиями, организации медицинской помощи, регулирования бизнеса, регистрации предприятий — всего и не перечислить. Сейчас в Крым постоянно ездят наши технические специалисты, которые показывают, как у нас решаются те или иные вопросы. Знаете, иногда кажется, что проще купить десять глубинных насосов и пробурить скважины, чтобы обеспечить водой населённый пункт, чем заниматься всем этим. Там народ со своим менталитетом, они двадцать лет жили по-другому и сразу перестроиться им тяжело.

Сейчас появилась ещё одна проблема — беженцы. Правда, не все хотят получать этот статус, а многие ещё не определились, надолго они к нам или нет. Но нам всех надо разместить, устроить детей, обеспечить хотя бы минимальными условиями, в том числе питанием. Но для нашего бюджета это всё равно не так уж много. Больше дополнительной организационной работы, которую надо очень быстро делать, потому что человек не может неделю без жилья, да ещё с детьми. Мы обязаны им помочь, и очень оперативно.

- Может, регионам стоит помогать Крыму не сразу во всём, а специализироваться? Кто-то помогает в бизнесе, кто-то в здравоохранении. Вы бы какую специализацию выбрали? Чему бы вы лучше всех научили крымчан?

- Местному самоуправлению. У нас это очень хорошо проработано, есть большой опыт, есть аналитика — и по формированию муниципальной власти, по полномочиям, и по всем другим спектрам. Мы девять лет эту систему совершенствовали, искали наиболее целесо­образные варианты, уходили от лишних уровней власти, лишних людей, лишних обязанностей, лишних полномочий. В итоге мы получили абсолютно понятный набор полномочий муниципальной власти, причём обеспеченный финансово. У нас каждый староста может распоряжаться определённой суммой, чтобы какие-то вещи решать на месте, а не ездить в районный центр по каждой мелочи. Например, расчистить дорогу от снега надо быстро, потому что людям не пройти на работу, не отвести ребёнка в школу, и это для них огромная проблема. К нам многие ездят, смотрят, как мы это организовывали, в чём ошиблись и как исправляли.

- Сергей Михайлович, Госдума принимает законы, предложенные Заксобранием Ленобласти?

- Чаще не принимает. Законов, которые родились в наших стенах и без изменений приняты Федеральным Собранием, — таких нет. А поправки были. Например, в закон об образовании мы внесли более 120 поправок. Мы всегда очень внимательно изучаем проекты, которые вносятся в Госдуму. Федеральный закон становится всё больше «рамочным», и субъектам дают возможность корректировать его, исходя из условий его территорий. Наглядный пример — это внесение поправок в 131-й закон, который предоставил субъектам РФ формировать структуру власти и набор полномочий так, как он считает нужным. У нас на территории Ленобласти нет одинаковых муниципальных образований, поэтому невозможно работать со всеми «по трафарету». Где-то доходная часть позволяет выполнять ряд полномочий, а где-то нет. Где-то мы видим, что полномочия переданы, но они реализуются не так, как этого ждут люди. Федеральный законодатель прописывает рамки, в которых мы должны действовать в соответствии с Конституцией, а «право манёвра» оставляет за Правительством и за региональным парламентом. Чтобы проще было решать проблемы, пару лет назад создали Совет законодателей. Именно для того, чтобы разумные инициативы проходили через него — когда все понимают, что это инициатива нужна, но требуется её правильно сформулировать, оформить, увязать с другими законами. Такая инициатива попадает в одну из комиссий Совета законодателей, и дальше с ней работают эксперты и юристы из Госдумы, помогают довести до ума. При этом сохраняется авторство тех, кто с этой идеей вышел.

Ещё хорошо, что сейчас работают межпарламентские ассоциации, когда не один регион, а, например, как у нас в Северо-Западной ассоциации, сразу одиннадцать регионов говорят: эта поправка в законопроект должна быть.

Но есть много локальных проблем, например по НДФЛ. Для нас это больная тема. Объясню: из одного региона люди ездят на работу в другой, соседний. Тогда один регион получает доходы от налогов, а другой — только расходы, потому что он обязан осуществлять затраты на всех, включая и тех, кто работает в соседнем регионе. Мы предлагаем платить подоходный налог не по месту работы, а по месту жительства, но пока единственное, чего мы добились, — что Правительство, и Минфин в частности, всё-таки согласились, что этот вопрос необходимо изучать, а не отвергли, как раньше. В Минфине нам до этого говорили, что нельзя наладить администрирование по той схеме, которую мы предлагаем. Хотя вся Европа именно так живёт.

У нас также много и других предложений, связанных с регулированием деятельности региональной и муниципальной власти.

СЛОВО СПИКЕРАМ

Василий Иванов

председатель Законодательного собрания (1994-1997):

«Первый созыв заложил основы законодательной базы в Ленинградской области. Многие законы мы приняли раньше, чем коллеги в других регионах».

Виталий Климов

председатель Законодательного собрания (1997-2003):

«На плечи депутатов второго созыва легла трудная и ответственная миссия: было положено начало созданию экономической основы развития Ленинградской области. Сегодня с полной уверенностью можно сказать: разработка и подготовка серьёзной экономической базы, обеспечившей в дальнейшем прорыв Ленинградской области в экономическом и социальном развитии, — бесспорная заслуга депутатов второго созыва».

Кирилл Поляков

председатель Заксобрания (2003-2007):

«Эти годы для Законодательного собрания Ленинградской области были периодом его утверждения, усилением его влияния и значимости на региональном поле, в межпарламентской деятельности».

Иван Хабаров

председатель Заксобрания (2007-2011):

«От того, насколько тщательно прорабатывается проект каждого закона, зависит качество областного законодательства в целом, а от этого зависит развитие всей области, жизнь более полутора миллионов человек, их права и интересы, их будущее. И здесь ошибок быть не может».

Ленинградская область

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В сентябре 1993 года политический кризис оставил всю страну без прежнего представительного органа власти — Советов. После принятия Конституции России в декабре 1993 года в каждом субъекте Федерации начали формироваться новые законодательные органы.

20 марта 1994 года состоялись выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области. Было избрано 25 парламентариев.

С 1997 года и по сей день в Заксобрание Ленобласти избирается уже 50 депутатов.

С 2007 года выборы проходят по смешанной системе: половина парламентариев избирается по одномандатным округам, половина — по партийным спискам.

Если в первом созыве работала всего одна женщина-депутат, то сейчас их восемь. Вырос и уровень образования парламентариев: среди них 12 кандидатов и трое докторов наук.

ДОСТИЖЕНИЯ

- За 20 лет существования Законодательное собрание Ленинградской области приняло около двух тысяч областных законов.

- Полностью завершена работа по созданию блока законов, регулирующих вопросы местного само­управления. Сформировано правовое поле для реформирования органов муниципальной власти в Ленинградской области.

- Создана правовая база в социально-экономической сфере. Прежде всего установлены чёткие правовые нормы в бюджетных и налоговых отношениях.

- В четвёртом созыве в Заксобрании Ленобласти появилась традиция «правительственного часа». Она позволяет оперативно решать вопросы взаимодействия исполнительной и законодательной властей, обсуждать самые болезненные вопросы.

ВНЕШНИЕ СВЯЗИ

В 1994 году была создана Парламентская ассоциация Северо-Запада России, в которой активно участвует Законодательное собрание Ленинградской области. Депутаты Заксобрания Ленинградской области возглавляют постоянные комитеты Ассоциации по экономической политике и бюджетным вопросам и по вопросам агропромышленного комплекса.

За два десятилетия областное Заксобрание заключило 32 соглашения о сотрудничестве с законодательными органами субъектов РФ и регионов зарубежных стран.

Сразу после создания Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации депутаты Ленобласти стали интенсивно в нём работать. А спикер регионального парламента Сергей Бебенин возглавил комиссию по вопросам экономической и промышленной политики.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Законодательное собрание Ленинградской области постоянно взаимодействует с региональными отделениями политических партий и общественных организаций.

При областном парламенте работают пять общественных советов:

- совет представительных органов муниципальных образований;

- экспертно-консультативный совет, в который входят руководители высших учебных заведений, учёные;

- консультативный совет предпринимателей;

- Молодёжный парламент Ленинградской области;

- совет представителей некоммерческих организаций.

По инициативе и при поддержке Законодательного собрания в Ленинградской области проводятся ежегодные слёты региональных отделений политических партий и общественных организаций, слёты молодёжного актива Ленинградской области, фестивали поколений, автопробеги по местам боевой славы, финал областного смотра-конкурса «Ветеранское подворье».

Просмотров 507