Все о пенсиях в России

00:00Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Промышленность пойдёт на Восток?

Петербургский экономический форум

22.05.2014 20:20

Петербург и Москва следуют тенденциям развитых государств, Урал и Сибирь - развивающихся

Сразу две большие дискуссии на Петербургском меж­дународном экономическом форуме посвящены развитию мегаполисов. И хотя на первый взгляд темы разные - в одном случае речь пойдёт о превращении городов в комфортную для людей среду, в другом - о «переезде» крупных промышленных центров в страны с развивающейся экономикой, на самом деле это два взгляда на одно и то же явление.

Стороны одной медали

Сейчас около шестисот мегаполисов создают почти две трети мирового ВВП. Причём подавляющее большинство этих городов находятся в странах, считающихся развитыми. Но в последние годы всё очевидней тенденция их «освобождения» от избытка промышленности. И как следствие - они становятся дружелюбнее по отношению к своим жителям. Зато производственную эстафету подхватывают агломерации развивающихся государств, в основном азиатских - они демонстрируют невиданные темпы роста, за считаные годы превращаясь из сравнительно небольших населённых пунктов в города-мультимиллионники.

Из Питера в Зауралье

За примерами далеко ходить не надо. Эти тенденции ярко проявляются в стране - хозяйке форума: России. Два самых главных промышленных центра - Москва и Петербург - весьма быстро смещают акценты развития с производственного на другие. В доходах от налоговых поступлений этих мегаполисов доля крупных промышленных предприятий снижается, зато растёт доля туризма и малого бизнеса.

- Начиная с 2008 года наши крупные предприятия обновляются, идёт их реструктуризация, - пояснил президент Петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек. - Это не значит, что объёмы производства падают, говорить так было бы неверно. Скорее здесь концентрируются на производстве стартовых серий и передаче их на предприятия в другие города - на Урале, в Зауралье, Сибири.

Даже в типичном для Петербурга судостроении намечается та же тенденция, что и в развитых странах, - первичные производства неизбежно уйдут в Индию, Южную Корею и даже африканские государства. Там будут делать корпуса кораблей, а Питер оставит за собой оснастку, оснащение турбинами, двигателями.

- Ещё двадцать лет назад кто бы мог подумать, что Бразилия станет крупнейшим производителем самолётов? А сейчас это факт, - продолжил Александр Ходачек. - Это типично для развивающихся стран, а то, что происходит в Петербурге, типично для стран с высоким уровнем промышленности и научного потенциала.

Уход крупного производства из исторических промышленных центров вызван и тем, что в развивающихся странах стоимость рабочей силы ниже. Справедливо это утверждение и для разных регионов России: в Москве и Петербурге люди требуют более высокую зарплату. А значит, бизнесу приходится или нанимать гастарбайтеров, или переезжать.

Два взгляда

На отток промышленности из двух российских столиц существуют разные точки зрения. Сторонники прежней модели развития полагают, что наличие крупных производств - это рабочие места, залог стабильных налоговых поступлений, база для серьёзных научных разработок и основа для функционирования десятков вузов и профессиональных лицеев. Оппоненты указывают на фатальные «побочные эффекты» присутствия больших заводов и фабрик - загрязнение окружающей среды и тяжелейшая транспортная ситуация. И предлагают переселять их за черту города: тогда и предприятия сохранятся, и вреда от них будет меньше. Рабочих мест, правда, неизбежно станет чуть меньше - новые современные производства требуют меньше персонала, но высвободившийся трудовой ресурс можно занять в сфере услуг и малом бизнесе.

Именно по этому пути и движется в последнее время Питер. Конечно, в этом невольно «помогли» 90-е годы, когда промышленность по всей стране дышала на ладан и многие заводы превратились в площадки, которые сдавались в аренду под склады и офисы. Но когда наступили времена экономического роста, производство вернулось далеко не на все предприятия: городские власти стали их размещать в пригородах. Появились промзоны в Шушарах, на Парнасе, в Петродворцовом районе. Зато почти исчезли заводы на Выборгской стороне и вдоль Обводного канала.

Промышленность полегче

И всё же, несмотря на эти тенденции, в последние полтора десятка лет новые крупные производства в Петербурге появляются. Правда, это не такие крупные предприятия, как Кировский или Механический заводы. Да и делают они не турбины или вагоны. В основном речь идёт о предприятиях пищевой и лёгкой промышленности, реже - химической. Продукция - лимонады и жевательная резинка, мясо и колбасы, кофе и сигареты, алкоголь и упаковочные материалы, бритвы и краски, холодильники и стиральные машины. Особняком стоят автомобильные и фармацевтические заводы: многолетняя протекционистская политика городских властей позволила этим предприятиям быстро развиваться. При этом подавляющее большинство новых производств расположено так, чтобы не создавать неудобств петербуржцам: на городских окраинах, поближе к Кольцевой автодороге. Так что транспортные потоки идут в обход основных магистралей. Однако заводы стоят в черте города, а значит, и налоги платят в питерскую казну.

Дышать и ездить

Вывод производства из городской черты, как надеются в Петербурге, внесёт свою лепту в борьбу с транспортными заторами.

- Если бы все заводы, которые существовали во времена СССР, оставались на своём месте, движение в городе остановилось бы уже сегодня, - уверен руководитель транспортно-аналитического центра Сергей Добронравов. - Улицы Петербурга, в том числе и в бывших промзонах, еле справляются с потоком легковых машин и общественного транспорта. Что бы было, если бы к ним прибавились вереницы грузовиков? Заброшенные железнодорожные ветки, которые обслуживали заводы, тоже больше не являются препятствием для движения. Вред для трафика от них можно увидеть на примере до сих пор функционирующих путей предприятия «Электросила»: когда там идут составы, автомобили на прилегающих улицах встают. Но таких предприятий, к счастью, осталось немного.

- Грузовики - это дополнительные выбросы угарного газа, отравляющего атмосферу, - добавила эколог Светлана Кравцова. - Если бы десять лет назад власти Петербурга не начали активно выводить грузовой транспорт с городских улиц, сегодня можно было бы уже говорить об экологической катастрофе. Сейчас, конечно, ситуация ещё далека от благополучия, но мы хотя бы получили отсрочку.

По мнению эколога, вывод предприятий из мегаполисов - процесс естественный:

- Сто и двести лет назад никто не думал об окружающей среде. Но сегодня мы себе такого легкомыслия позволить не можем. Крупный бизнес умеет считать и видит, что экологические мероприятия на старых заводах обходятся слишком дорого: дешевле построить новое производство в новом месте сразу в соответствии с природоохранными стандартами. И гонять транспорт через весь город ему обходится дороже, чем организовать площадку рядом с крупными транзитными магистралями. Думаю, через 20-25 лет к этому неизбежно придут и города, в которых сейчас наблюдается резкий промышленный рост, если там, конечно, изначально всё не будет делаться в расчёте на удобство жителей: новые предприятия требуют рабочих рук, следовательно, должно строиться жильё, и вскоре заводы окажутся в окружении жилых кварталов. А значит, встанет вопрос экологии и транспортной доступности. И повторится всё то же, что сейчас мы видим в развитых странах.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 527