Миллион нерождённых

700-летие Сергия Радонежского

«Парламентская газета» представляет серию публикаций, посвящённых 700-летию преподобного Сергия Радонежского — «игумена всея Руси», как его величают на земле Русской. Имя этого удивительного святого, ставшего опорой цивилизационного развития России, почитается во всём христианском мире. Цель бесед в пресс-центре «Парламентской газеты» с участием законодателей, духовных лиц, общественных деятелей и журналистов — оживить память о житии преподобного и его близких и обсудить острые темы современности в духе завета Сергия Радонежского будущим поколениям: «Любовью и единением спасёмся».

Почему в России так распространены аборты

Рождение детей «сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными» и было даровано человеку как «образ воскресения» — об этом пишет один из величайших святителей Иоанн Златоуст. Но такой взгляд зачастую непонятен современному миру, в котором появление новой жизни чаще обесценивается перед личными благами. Что нужно делать, когда ребёнок многими охотнее воспринимается не как Божий дар, а как тяжёлое бремя и даже обуза? Об этом говорили участники Сергиевских бесед в пресс-центре «Парламентской газеты».

«И тыл, и единение с Богом»

Предание гласит, что преподобный Сергий прославился ещё до своего появления на свет. Его мать Мария (родители Сергия канонизированы как святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские) почувствовала, как во время богослужения в храме её ребенок трижды прокричал в материнской утробе. Да так громко, что люди, слышавшие крик, стали искать дитя в церкви. Священник позже сказал испугавшимся поначалу родителям: это знак того, что ребёнок будет служить Святой Троице (как известно, Сергий основал знаменитую Троице-Сергиеву лавру). Когда же младенец появился на свет, он не хотел брать грудь, если мать ела мясную пищу. Через время ребёнок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери. Известно также, что Мария, будучи беременной, строго постилась и усердно молилась.

Кирилл и Мария Радонежские хоть и относились к боярскому сословию, жили очень скромно. И при этом являлись настоящей христианской семьёй, которую называют «малой церковью». Что это такое, пояснил глава Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко: «Как в отдельном храме священник руководит, а диакон ему помогает, так и в семье отец принимает решения, а мать помогает в этом. Дети же — как прихожане в храме, которых, если они ошибаются, надо не выгонять, а поддерживать». По его словам, опыт показывает: если «перекодировать» церковные взаимоотношения в семью, то большинство проблем из неё уходят.

В основании «малой церкви» всегда стояли духовность и нравственность. Именно они должны преобладать в обществе над всем остальным — на этот посыл Президента России из последнего Послания Федеральному Собранию РФ обратил внимание первый замглавы Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин. По его мнению, христианские ценности всегда помогали сохранять семьи как основу развития личности и общества.

Право на жизнь вместо права на аборт

Духовное здоровье взращивает навык отделять «зёрна от плевел», полезное от вредного и ненужного — с этим утверждением православной аскетики, одним из столпов которой, безусловно, является Сергий Радонежский, соглашается, судя по увеличению количества людей в храмах, всё больше россиян. Однако проблем, по которым светское и христианское мировоззрение жёстко конфликтуют, остаётся предостаточно. Например, аборты, в результате которых Россия недосчитывается примерно миллиона новорождённых в год. По мнению прото­иерея Максима Обухова, происходит так потому, что аборты разрешены на уровне законодательства. В других странах, где это не является законодательной нормой (например, в Германии или Франции), абортов намного меньше, чем у нас. Но ключевая проблема, по мнению священника, много лет возглавляющего медико-просветительский центр «Жизнь», заключается в том, что госбюджет оплачивает аборты: «Тем самым государство даёт им позитивную оценку».

В парламенте также считают, что государство должно вкладываться не в аборты, а в создание условий для рож­дения и воспитания детей. «Нужна мощная пропаганда таких инициатив, как телефон доверия, кризисные центры для беременных. Чтобы девушка, задумавшая аборт, знала, куда ей обратиться за помощью», — отметил Вадим Деньгин.

Сегодня в России работают порядка 15 кризисных центров, помогающих беременным, оказавшимся в сложной ситуации (нет денег, жилья и прочее). Вместе с тем, рассказал отец Максим Обухов, большое количество абортов совершается не из-за материальных проблем, а из-за нежелания становиться родителями. Есть и другая жуткая закономерность: чаще всего девушек подталкивают к абортам родители и врачи, то есть те, кто должен, по идее, больше других защищать новую жизнь.

Ядро духа

Между тем протоиерей Максим Обу­хов, сам отец восьми детей, высказал неожиданную для бытующих в обществе представлений о «церковниках» мысль о том, что полный запрет абортов сегодня не поможет их искоренить: «Общество у нас очень неоднородное. В России аборты запрещены с 12 недель, и такая позиция сегодня более понятна нашему социуму, чем полный запрет». По его мнению, на данный момент делать акцент надо не на «уголовных» последствиях, а на поистине великой радости отцовства и материнства. Грех — это не только сознательное преступление, но и трагическая ошибка, от которой эффективнее всего предостерегать не «уголовными» последствиями, а любовью.

Потому участники Сергиевских бесед, подводя итог, заметили: пришло время поставить во главу угла стратегических устремлений государства не только права отдельных групп (например, детей или инвалидов), а семьи как неделимого целого. В этом реальный шаг к тому, чтобы увести семью с линии огня острых нравственных конфликтов и сделать её тем, к чему она призвана, а именно — основой здравого отношения к жизни и крепкой опоры государства.

Кстати

С давних времён существует благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру (Сергиев Посад), стараются посетить Покровский Хотьков монастырь, расположенный в посёлке Хотьково на реке Паже (15 километров от лавры). В этом действующем православном женском монастыре приняли монашеский постриг родители преподобного — Кирилл и Мария. Здесь же они были похоронены (примерно 1339 год). Сегодня мощи преподобных Кирилла и Марии находятся в Покровском соборе обители. Посещая её перед приходом в лавру, люди таким образом исполняют завещание преподобного Сергия, который просил всех, кто хочет обратиться к нему, вначале поклониться его родителям. 

Просмотров 390

22.05.2014 18:20